Формирование основ естественнонаучных знаний у дошкольников через организацию экологических акций как элемента функциональной грамотности
проект по окружающему миру

Ивлева Юлия Викторовна
Сохранение бережного отношения и приумножения зеленых и цветущих насаждений, вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц, первоцветов, зимних красавиц елей, воспитание бережного отношения к природным ресурсам,
воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности, умение предотвратить поступки, наносящие вред природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_29.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по теме «Формирование основ естественнонаучных знаний у дошкольников через организацию экологических акций»

Естественнонаучная грамотность, а иначе способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучные знания у дошкольников успешно формируются через организацию экологических акций. Экологические и природоохранные акции активно применяются в нашем детском саду. Привлекла нас эта форма работы, прежде всего тем, что она охватывает абсолютно все виды детской деятельности, побуждает воспитателей постоянно повышать свой образовательный, интеллектуальный уровень, объединяет всех специалистов и сотрудников детского сада, позволяет активно подключать к деятельности ДОО родителей. Организация экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми и т.д., а также помогают узнать об этом детям других групп детского сада, своим родителям.

Слово «акция» сейчас на слуху и кажется, что организовать ее очень легко – дай объявление, что, например, собирается корм для животных. Однако для того, чтобы акция выступила в истинном своем значении, для того, чтобы стала событием в жизни ребенка и семьи, закрепила экологические представления детей и способствовала формированию культуры отношений и деятельности в сфере экологии, необходимо вывести использование акции на уровень технологии, ряд взаимосвязанных, подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год.

При организации экологических акций я обозначила следующие задачи:

популяризовать среди взрослых и детей идеи сохранения, бережного отношения и приумножения зеленых и цветущих насаждений;

вовлечь детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц, первоцветов, зимних красавиц елей;

воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

воспитывать активную жизненную позицию в сфере экологической и природоохранной деятельности;

воспитывать умение предотвратить поступки, наносящие вред природе  и т.д.

Использовала следующие виды экологических акций:

  1. С точки зрения количества участников: индивидуальная (юный эколог, друг природы и т.д.); групповая (группа из нескольких обучающихся); коллективная (весь детский коллектив); общественная (большие группы обучающихся в рамках общественных экологических движений районного, областного, регионального, федерального и международного масштаба).
  2. С точки зрения преобладающего вида детской деятельности, экологические акции могут быть: коммуникативные; прикладные (практические); исследовательские; комбинированные.
  3. С точки зрения объектов экологической акции можно выделить:               сезонные экологические акции, регулярно повторяемые и связанные с          сезонными циклами охраняемых объектов («первоцветы», «Елочка-зеленая иголочка»),                                                                                                 тематические, связанные с экологическими датами и праздниками (например, посвященные Дню переработки вторичных ресурсов),                            проблемные, связанные с поставленной городом (регионом) проблемой или выделенной самостоятельно ДОО проблемой местного значения.
  4. Сточки зрения «наполненности» акции событиями, можно выделить:

-простые акции, в структуре которых подготовительный этап, собственно одно центральное мероприятие (например, уборка территории) и рефлексивно-презентационная часть.

-многособытийные акции, в структуре которых не одно центральное событие, а целая серия мероприятий, объединенных единой темой (например, акции, посвященные Дню воды, включают в себя и выставки, и конкурсы, и викторины, и практическую часть).

При организации экологических акций придерживалась  следующих принципов:

  1. Личной и социальной ответственности.
  2. Максимизации социальных ресурсов.
  3. Учета возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей.
  4. Командности (партнерство и сотрудничество).
  5. Самореализации (проявление способностей в разных сферах деятельности)
  6. Обратной связи (опросный лист, книга отзывов, интервью…)
  7. Наглядности и зрелищности (приветствуется специальная одежда участников- футболки, кепки, галстуки, костюмы, эмблемы с плакатным, музыкальным и иным оформлением, другими сценарными эффектами, запуск воздушных шаров, и прочее).

В организации акций придерживалась принципов:

Осмысленности и понимания. Мотивировала детей так, чтобы дети-участники понимали, что именно и зачем они делают, какой вклад в дело охраны природы или решения экологических проблем дает конкретная акция.

Несоревновательности характера отношений участников. Настраивала их на получение удовольствия от совместного дела по охране природы, познанию и решению проблем.

Безопасности. Строила работу таким образом, чтобы не нанести ни физическую, ни психологическую травму детям.

Разумности и посильности. При проведении акции ориентировалась прежде всего на ребенка, на его активное участие в деле. В связи с этим мероприятия должны быть выполнимы самими детьми, взрослый человек – это соучастник и поддержка детской активности.

Системности. Необходимо выстраивать работу как систему, распределенную во время учебного года.

Гласности и презентации результатов. Все акции заканчивали презентационными мероприятиями, в которых дети отображают собственный опыт и результаты деятельности, получают подтверждение и оценку значимости своей работы, мотивацию к самоизменениям и участию в новых акциях.

Наглядности. Использовала соответствующие символы, ритуалы, обозначения, так как они являющиеся потребностью дошкольного возраста.

Методика разработки и проведения экологических и природоохранных акций включает в себя несколько этапов:

1.Проектировочно-подготовительный. На данном этапе разрабатывала акцию и готовила ее действенную часть, проводила работу с детьми, актуализирующую экологическую проблему и подготавливающую детскую заинтересованность. На данном этапе необходимо стараться вызвать у детей добрые чувства по отношению к объекту, любование им и т.д. Дети накапливают знания через чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов и песен, наблюдения и творческую деятельность.

2.Организационно-практический. К участию в акции подключались родители –  изготовление кормушек, скворечников, заборчиков, плакатов, выпуск газет и др.

3.Аналитико-рефлексивный. Подведение итогов, рефлексия, как для детей-участников, так и для организаторов акции, в форме награждения, изготовления фотоальбома, видеофильма, изготовления книжек – самоделок, проведения выставок и др.

Необходимо отметить, что организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения акций в нашем дошкольном учреждении мы выбираем темы достаточно острые, актуальные, имеющие серьезное обоснование: птицы страдают зимой от голода – поэтому мы провели акцию «Добрая зима» и ежегодно принимаем активное участие в муниципальной акции «Покорми птиц».

Акция «Добрая зима» стала уже традиционной. Начинается в декабре и продолжается на протяжении всей зимы.

Ее цель: Приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от знания, что, делясь крохами можно спасти птицу от гибели. Дать детям элементарные знания, чем кормить птиц зимой. Воспитывать доброе отношение к птицам.

Задачи:

Собрать семена дикорастущих и культурных растений.

Изготовить и развесить кормушки для птиц, с привлечением родителей.

Воспитывать у детей активную жизненную позицию, в сфере экологической и природоохранной деятельности.

На первом этапе осуществила подборку художественной литературы-

 В. Жуковский «Птичка»,  В. Бианки «Синичкин календарь», Ю. Дмитриев «Снегирь» и т.д, альбомов, иллюстраций о птицах. Дополнила игровые уголки дидактическими, настольными, подвижными играми экологической  направленности. Проводили ежедневные наблюдения за птицами на кормушках с отметкой в дневнике наблюдений.

Проводила тематические занятия «Покормите птиц зимой», «Птицы на кормушке».

Беседы «Как помочь птицам зимой», «Холодно ли птицам зимой».

Дети с интересом принимали участие в викторине «Что мы знаем о птицах». Принимали активное участие в играх: «Какая это птица», «Птицелов», «В зимней столовой», «Кто как кричит»

Вторым этапом было изготовление листовок «Покормите птиц зимой».

Изготовление кормушек для зимующих птиц (родители изготовили, а дети украсили кормушки). Выставка кормушек.

Вывешивание их на территории детского сада и за его пределами. Наблюдая за птицами, отметили их предпочтения в пище и изготовили угощения в виде «зерновых пряничков».

Фотосъемка птиц на кормушке.

Третьим этапом или итогом акции была презентация фотосъемки. Участие в муниципальной акции «Покорми птиц». Публикация в сборнике «Фонд 21 века». Награждение семейных коллективов.

  С приближением любимого праздника – Нового года – на елочных базарах продается множество живых елей и сосен. Которые в последствии можно наблюдать выброшенными возле мусорных баков. Мы считаем проблему уничтожения зеленого богатства страны актуальной. Так возникла идея разработки и реализации экологической акции

 «Спасем жизнь лесной красавице».

   Целью акции было вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимних красавиц елей.

Были поставлены следующие задачи : пропагандировать новые экологические традиции при подготовке и проведении новогодних праздников; вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность; знакомить детей с произведениями художественной литературы, подчеркивающими отношение человека к этому дереву; дать представления о полезных свойствах ели, важном ее значении для лесных обитателей.

На начальном этапе происходило накопление информации из наблюдений и ухода за елями на территории детского сада. Определили что ель красивая, имеет много веток, покрытых зелеными иголками. Чтение художественной литературы, рассказов воспитателя, личного опыта дошкольников «Непридуманные истории из жизни новогоднего дерева». Выпуск листовки для родителей «Сбережем нашу елочку». Проводила беседы: «Елочка живая и искусственная», «Лесная красавица», «Маленькой елочке холодно зимой». Затем дети и родители приняли участие в изготовлении елочек и елочных игрушек для украшения детского сада. Но на этом не остановились и имея хороший опыт продолжили изготовление елочек для украшения интерьера своих домов. В последствии приняли активное участие в выставки елок и игрушек в нашем ДОУ.

С наступлением весны по инициативе ребят в нашей группе проходит акция «Витамины на подоконнике». Весной прошлого года при знакомстве с «Листовичками» (по программе нашего ДОУ), ребята с интересом принимали участие в проекте «огород на окне», их заинтересованность продолжается и в настоящее время.

Я в свою очередь продолжаю знакомить детей с приемами посева, посадки семян и корнеплодов. Развивать практические навыки по уходу за растениями. Развивать интерес к систематическим наблюдениям, умение анализировать, делать выводы в исследовательской деятельности.

Организовала консультацию для родителей «Зеленый мир на окне». Наблюдение «Какие разные семена». Дети с удовольствием играют в д/и «Вершки - корешки», «Чье семечко». Проводили опыты «в поисках света», «Испарение из растений», «Дыхание листа» и т.д. Совместно с детьми осуществляли посадку «Витаминной грядки». Проводили наблюдение за ростом растений с фиксацией в календаре наблюдений. Осуществляли уход за растениями. Итогом акции является организация конкурса – выставки «Огород на окне». С наступлением лета, как и в прошлом году планируем принять участие в проекте ДОУ «Экологическая тропа» и высадить наши растения в огород, для продолжения разностороннего развития детей.

В заключении хотелось бы сказать что, если в процессе экологического воспитания дошкольников не уделять должного внимания практической и природоохранной работе, личному участию ребенка, то в итоге можно сформировать человека, знающего все обо всем, но такой человек не будет действовать, чтобы улучшить тот или иной объект, не будет связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями, так как у него нет опыта подобной работы, нет внутреннего стремления самому исправить что – либо вокруг себя. Только при условии, что у дошкольников будет опыт личностно значимой практической природоохранной деятельности, можно быть уверенным в том, что они будут принимать активное участие в решении экологических проблем своего края, города, детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через метод моделирования

Обобщение опыта по проблеме  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у  дошкольников через метод моделирования».   Нет на свете прекрасней картины, чем...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию образовательной деятельности

Правильная организация образовательной деятельности, пример взрослого, систематическая работа способствует интеллектуальному, нравственному развитию и активизации познавательной деятельности ребёнка -...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника через физкультурно - экологическое воспитание.

laquo;Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», -  отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно...

Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - пора формирования духовного мира ребёнка. Задача педагогов дошкольного учреждения разработать и организовать каждое событие в детском саду так, чтобы оно было незабываемым: открыт...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любо...

Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через овладение Тико-конструированием.

В современном мире будущее определяет наука, техника, инженерия, математика. Главная цель педагогической деятельности в детском саду – научить ребенка быть успешным. Развитие образного мышления,...