ОД по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы «Бумага и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_i_ee_svoystva.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

ОД  по опытно-экспериментальной деятельности

детей подготовительной группы «Бумага и её свойства»

Подготовила:
Леонтьева Елена Викторовна

воспитатель

высшая квалификационная категория

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

2. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания;

3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.

 4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

5. Развивать память, внимание, мышление, речь.

6.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

    Оборудование: образцы бумаги разного вида, емкости с водой, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.

   

Ход ОД:

Организационная часть:  (дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Добрый день, ребята! Сегодня хороший день, а чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева.  

Сегодня к нам в детский сад пришла посылка.

Давайте посмотрим, от кого? Интересно, а здесь адрес зашифрованный. Хотите узнать от кого посылка? (Ответы детей)

Мы  должны отгадать загадку и узнаем, кто нам ее прислал.

Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору.   (Ответы детей) 

 Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные и  бумажные  предметы (деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем письмо от Лесника)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (дети перечисляют предметы, если ребенок затрудняется- помогает)

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает и читает письмо)

«Здравствуйте ребята! Я прислал вам письмо не случайно, ведь речь идёт  о предмете, которым я очень дорожу. Хотите узнать, что это?

Тогда слушайте:

Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать!  (Ответы детей)

 Воспитатель: Ребята, Лесник хочет узнать: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться» Поможем ребята? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?   (Дети обследуют предметы дают свои ответы детей)

Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?  

(Ответы детей)

Воспитатель: Вот об этом мы сегодня поговорим.

3. Рассказ о возникновении бумаги

Воспитатель: 

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.

- У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами.

- Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.

- Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

Воспитатель: Конечно, много вещей и предметов делают из бумаги. Для всего этого нужно много древесины, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, многие предметы и даже бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.

Физкультминутка «Улыбка»

Нужно нам всем отдохнуть,

чтоб усталость отряхнуть.  (Дети встают, встряхивают руками)

Ну-ка встали, потянулись. (Потягиваются)

Влево – вправо повернулись. (Поворачиваются)

И к соседу повернулись, прикоснулись. (Парами берутся за руки)

И друг другу улыбнулись. (Улыбаются друг другу).

5. Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежит бумага.  Одинаковая она?  (Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют).

Давайте с вами вспомним, какие  виды бумаги мы с вами знаем. (Дети перечисляют)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов определим свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги.  Ребята, какое свойство определили?  (Ответы детей)

Вывод: Бумага непрозрачная.

ОПЫТ № 2

Воспитатель: У вас  на столе стоят два стакана с водой. В один стакан опустите  металлический предмет (ложку), а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? (Ничего, она опустилась на дно стакана, так как тяжелая).

А что случилось с бумажной салфеткой? (Она промокла насквозь).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком?  (Нет)

А почему?  (Потому, что бумага промокает и пропускает воду).

Это второе свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили? (Ответы детей) 

Вывод: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

Воспитатель: У вас на столах   две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. А сейчас  попробуйте завязать эти ленточки на узелок. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся. Это третье свойство бумаги.

Воспитатель: Ребята, какое свойство определили? (Ответы детей)

Вывод: Бумага легко рвётся.

Итак, мы с вами с помощью опытов узнали  о некоторых свойствах бумаги: бумага непрозрачная, промокает и легко рвется.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю размяться и поиграть в снежки, но настоящих снежков у меня, к сожалению нет. Из чего мы можем сделать снежки? (Ответы детей: из бумаги можно сделать снежки).

Воспитатель: «Подойдите, пожалуйста, к столу, выберите бумагу и сделайте снежки.  Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

 Воспитатель: У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала.

Стакан, ложка, салфетка, кубик, мяч.

6. Рефлексия 

Воспитатель:

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Кому расскажите об этом дома?

- Как люди используют бумагу в своей жизни?

-Если вам понравилось занятие, выберите снежинку белого цвета, а вдруг не понравилось и вам было грустно, возьмите серенькую снежинку.

Воспитатель: Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. А уважаемый друг – Лесник будет радоваться!

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".

Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...

Опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе (открытое занятие) «СВОЙСТВО МАГНИТА»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9001542","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9001553","at...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»

Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...

Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»

Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Подготовила: воспитатель Васильева Светлана НиколаевнаЦели и задачи:...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»

Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»Задачи:Образовательные:- учить работать в коллективе и ин...