Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Юруткина Олеся Васильевна

Тема: «Воспоминание о лете»

 

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: углубление и обобщение представления детей о лете, его типичных признаках.

Программное содержание: уточнить представление детей о летних месяцах года и их характерных признаках, обобщить представления детей о правилах и нормах поведения в природе, воспитывать любовь к родному языку.

Материалы и оборудование: карточки (по одной – осень, зима и весна и три – по месяцам: июнь, июль, август); репродукции картин: А.П. и С.П. Ткачёвы «На родной земле», Ф.А. Васильев «Перед дождём», А.Г. Венецианов «На жатве. Лето»; пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты:  дети знают признаки лета.

Структура занятия

I

Вводная часть

загадка

2 мин

II

Основная часть

 

25 мин

1

Работа в пособии

Игра «Разложи по порядку

4 мин

2

Беседа

О месяце июне

5 мин

3

Физкультминутка

«Плавание»

2 мин

4

Беседа

О месяце июле

5 мин

5

Физкультминутка

«Сенокос»

2 мин

6

Беседа

О месяце августе

5 мин

7

Работа в пособии

 

2 мин

III

Заключительная часть

 

3 мин

Длительность 30 минут

 

Ход занятия

 

  1. Вводная часть

- Ребята, какие еще времена года вы знаете? (Ответы детей.)

- А какое любимое время года у тебя…. Почему?

Индивидуальные ответы детей.

- Отгадайте, какое время года нравится мне?

Кто какое время года,

Больше любит у природы?

Здесь другого нет ответа:

Лучше всех конечно… (Лето!)

II. Основная часть

  1. Работа в пособии

Задание 1 «Игра «Разложи по порядку»

- Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Разложи по порядку». Правила вам знакомы – сейчас у меня рисунки перепутаны, а нам нужно разложить карточки по порядку (поставить цифры под рисунками в правильном порядке). Скажите, пожалуйста, что изображено на рисунках. (Природа, пейзаж и пр.)

- А чем эти рисунки похожи и чем различаются? (Нарисовано одно и тоже место, только времена года разные.)

- А какое у нас сейчас время года? (Осень.)

- Вот давайте мы и разложим картинки по порядку, начиная с осени. Какая картинка должна стоять первой, второй…( под каким рисунком мы поставим цифру 1, 2…) и т.д.?

Дети выполняют задание. Когда они доходят до летних картинок, то у них возникает затруднение – три картинки подходят к лету.

- Я считаю, что после весны должна стоять летняя картинка, та, где нарисованы яблоки, ягоды, грибы – всё, что мы летом собираем. А как вы думаете? (А куда же остальные картинки деть? Они должны быть впереди, ведь сначала растения цветут, потом ягоды и плоды, которые сперва маленькие и зелёные, а созревают они потом.)

- Тогда получается, что у нас три картинки про лето? (Да.)

- Давайте рассмотрим их внимательнее и расставим по порядку, а заодно и вспомним, каким летним месяцам они посвящены.

2. Беседа о месяце июне

- Рассмотрите пейзаж А.П. и С.П. Ткачёвы «На родной земле». Вспомните, как начиналось лето, что вы видели в самом его начале. (Мы собирали землянику в лесу, клубнику в огороде, цвели все кусты и деревья и пр.)

- Правильно, это всё признаки самого первого месяца лета – июня.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

                                         Е.Трутнева

- В старину на Руси этот месяц называли изáк, пора насекомых: в древнерусском языке «изок» - кузнечик. Как вы думаете, почему? (Потому что в июне кузнечики стрекочут громче всего, появляется много насекомых.)

- Правильно. В огороде и в саду сейчас самый сложный период – прополка. Ведь сорняки растут быстрее культурных растений и могут их затенить и высосать всю влагу из почвы. Тогда культурные растения погибнут.

- В июне самые короткие ночи и самые длинные дни. Солнце поднимается высоко над горизонтом, поэтому в этом месяце очень опасно ходить без головных уборов даже утром и вечером. Зато вода прогревается очень быстро, и многие люди купаются и загорают на пляже. Загорать очень полезно и очень вредно одновременно. Полезно – потому, что когда человек загорает, то его организм запасается очень важным витамином, который помогают человеку расти и укреплять кости – витамин D. Но можно солнечными лучами сильно обжечь кожу, поэтому слишком долго находиться на солнце нельзя. Лучше понемногу, но каждый день.

3. Физкультминутка «Плавание»

- Давайте вспомним основные способы плавания. Кто умеет плавать? Покажите, какие движения вы делаете руками. А мы все повторим. Так люди плавают на животе. А ещё можно делать такие движения (показывает движения брасса и кроля, а дети повторяют). А теперь сядем на стульчики и представим, что мы плывем на спине. Какие движения мы сделаем ногами, руками? Повторим все вместе.

4. Беседа о месяце июле

- Наплавались мы. Теперь вернемся к нашим рисункам. Как вы думаете, какой рисунок следующий? (Вот здесь – тут нарисованы зелёные яблоки и ягоды, они ещё не созрели.)

- Правильно, следующий месяц называется июль.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

                     И.Суриков

- Это самый жаркий месяц в году. Солнце всё ещё высоко стоит над горизонтом, дни всё ещё очень длинные, и земля уже хорошо прогрелась в июне. На Руси июль называли червень. Народно-поэтическое выражение «лето красное» может слушить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконно славянское название июля – липец (или липень) – также употребляется теперь в польском, украинском т белорусском языках как месяц цветения липы. В этот период основной работой в саду и огороде становится полив. Как вы думаете, почему? (Потому что без воды растения погибнут.)

- Это так, а ещё созревающие плоды накапливают питательные вещества, которые растения впитывают корням из земли вместе с водой. В июле сама природа помогает человеку, часто случаются грозы.

Воспитатель показывает картину Ф.А.Васильева «Перед дождём».

- В июле созревают малина, смородина, крыжовник, черника, голубика. Как одним словом можно назвать эти плоды? (Ягоды.)

- Правильно. Люди их собирают и заготавливают на зиму для себя: варят варенье, компоты и даже сушат. Ещё собирают огурцы, кабачки, патиссоны, помидоры. Как эти плоды называются одним словом? (Овощи.)

- Как их можно заготовить? (Засолить, замариновать, сделать консервы и пр.)

- Всё верно. Молодцы. Июль на Руси еще называли сенокос. Как вы думаете, почему? (В это время сено косят.)

- Трава выросла, появились цветы, и люд скашивают её и сушат. А зачем? Также для себя, как ягоды и овощи? (Сеном зимой кормят домашних животных – коров, овец, коз и пр.)

- Молодцы. А теперь и мы заготовим сено для домашних животных.

5. Физкультминутка «Сенокос»

Все движения выполняются с воображаемыми предметами.

- Вот наше «поле». У нас в руках «косы». Пошли косить. Всю траву скосили, лежит она – сушится. Вдруг ветер поднялся, тучи надвигаются – дождь сено намочит. Надо его собрать в стог. Возьмём по «охапке». Побольше охапки берите, чтобы всё сено успеть собрать. Молодцы, успели. А вот и солнышко выглянуло, надо сено обратно разложить. Теперь «охапки» должны быть маленькие, чтобы быстрее солнце высушило сено. Проверьте, сухое ли оно? Тогда собираем его на «сеновал». «Вилами» подкидываем и ногами утрамбовываем. Всё, сено убрали. Молодцы.

6. Беседа о месяце августе

- А вот и август наступил. Днем в августе еще жарко, а ночи уже холодные. Вода остывает, и купаться можно только в самые жаркие дни. На Руси этот месяц называли за́рев. В названии месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы. В огороде созревают лук, чеснок, морковь, свёкла. Как можно назвать эти плоды одним словом? (Овощи, корнеплоды.)

- А что созревает в саду? (Яблоки, груши, сливы.)

- Как называются одним словом эти плоды? (Фрукты.)

- Правильно, а как их можно заготовить на зиму? (Сварить варенье, компот, засушить.)

- Хорошо. Более позднее название августа – се́рпень, известное сейчас в украинском, польском и чешских языках, произошло от слова «серп». Как по-вашему, почему? (Потому что август – пора уборки хлебов.)

- Это верно. Август богат на урожай.

Воспитатель демонстрирует картину А. Г. Венецианова «На жатве. Лето».

- Крестьяне убирают урожай пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, овса. Что потом можно приготовить из собранных зёрен? (Хлеб, ячневую, гречневую, овсяную, каши и т.д.)

- Правильно. Но в августе появляются и первые признаки осени – затяжные дожди, ночные заморозки, могут появиться первые жёлтые листочки на деревьях. Погода готовится к самому богатому времени года – осени.

7. Работа в пособии

Задание 2

- Как вы думаете, животные летом все ведут себя одинакового или по-разному? Рассмотрите картинки. Назовите маму и её детёныша.

- Попробуйте сами догадаться, какие из картин можно увидеть летом, и обведите их красным.

- А почему одна из картин (медведица с медвежонком) не обведена?

III. Заключительная часть

- Итак, мы сегодня с вами вспомнили, как проводят лето люди и животные. Для одних людей лето – это период отдыха, а для других – самая напряжённая работа. Скажите, кто летом отдыхает, а кто – работает. (Отдыхают ученики, студенты, школьники, те взрослые, у кого отпуск, -  в основном городские, например учителя, а крестьяне трудятся.)

- А как проводят время звери и птицы? Они отдыхают или трудятся? (Трудятся – они выращивают потомство.)

- Молодцы. Можете ли вы теперь выполнить задание 1? А кто вспомнит названия летних месяцев? Назовите их по порядку. (Июнь, июль, август.)

- Правильно. Но лето кончилось, каникулы завершены, и мы в этом году будем готовиться к школе: узнаем много нового, интересного и полезного, а так же повторим всё, что уже знаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1vospominanie_o_lete.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Воспоминание о лете»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: углубление и обобщение представления детей о лете, его типичных признаках.

Программное содержание: уточнить представление детей о летних месяцах года и их характерных признаках, обобщить представления детей о правилах и нормах поведения в природе, воспитывать любовь к родному языку.

Материалы и оборудование: карточки (по одной – осень, зима и весна и три – по месяцам: июнь, июль, август); репродукции картин: А.П. и С.П. Ткачёвы «На родной земле», Ф.А. Васильев «Перед дождём», А.Г. Венецианов «На жатве. Лето»; пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты:  дети знают признаки лета.

Структура занятия

I

Вводная часть

загадка

2 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Работа в пособии

Игра «Разложи по порядку

4 мин

2

Беседа

О месяце июне

5 мин

3

Физкультминутка

«Плавание»

2 мин

4

Беседа

О месяце июле

5 мин

5

Физкультминутка

«Сенокос»

2 мин

6

Беседа

О месяце августе

5 мин

7

Работа в пособии

2 мин

III

Заключительная часть

3 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, какие еще времена года вы знаете? (Ответы детей.)

- А какое любимое время года у тебя…. Почему?

Индивидуальные ответы детей.

- Отгадайте, какое время года нравится мне?

Кто какое время года,

Больше любит у природы?

Здесь другого нет ответа:

Лучше всех конечно… (Лето!)

II. Основная часть

  1. Работа в пособии

Задание 1 «Игра «Разложи по порядку»

- Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Разложи по порядку». Правила вам знакомы – сейчас у меня рисунки перепутаны, а нам нужно разложить карточки по порядку (поставить цифры под рисунками в правильном порядке). Скажите, пожалуйста, что изображено на рисунках. (Природа, пейзаж и пр.)

- А чем эти рисунки похожи и чем различаются? (Нарисовано одно и тоже место, только времена года разные.)

- А какое у нас сейчас время года? (Осень.)

- Вот давайте мы и разложим картинки по порядку, начиная с осени. Какая картинка должна стоять первой, второй…( под каким рисунком мы поставим цифру 1, 2…) и т.д.?

Дети выполняют задание. Когда они доходят до летних картинок, то у них возникает затруднение – три картинки подходят к лету.

- Я считаю, что после весны должна стоять летняя картинка, та, где нарисованы яблоки, ягоды, грибы – всё, что мы летом собираем. А как вы думаете? (А куда же остальные картинки деть? Они должны быть впереди, ведь сначала растения цветут, потом ягоды и плоды, которые сперва маленькие и зелёные, а созревают они потом.)

- Тогда получается, что у нас три картинки про лето? (Да.)

- Давайте рассмотрим их внимательнее и расставим по порядку, а заодно и вспомним, каким летним месяцам они посвящены.

2. Беседа о месяце июне

- Рассмотрите пейзаж А.П. и С.П. Ткачёвы «На родной земле». Вспомните, как начиналось лето, что вы видели в самом его начале. (Мы собирали землянику в лесу, клубнику в огороде, цвели все кусты и деревья и пр.)

- Правильно, это всё признаки самого первого месяца лета – июня.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

                                         Е.Трутнева

- В старину на Руси этот месяц называли изáк, пора насекомых: в древнерусском языке «изок» - кузнечик. Как вы думаете, почему? (Потому что в июне кузнечики стрекочут громче всего, появляется много насекомых.)

- Правильно. В огороде и в саду сейчас самый сложный период – прополка. Ведь сорняки растут быстрее культурных растений и могут их затенить и высосать всю влагу из почвы. Тогда культурные растения погибнут.

- В июне самые короткие ночи и самые длинные дни. Солнце поднимается высоко над горизонтом, поэтому в этом месяце очень опасно ходить без головных уборов даже утром и вечером. Зато вода прогревается очень быстро, и многие люди купаются и загорают на пляже. Загорать очень полезно и очень вредно одновременно. Полезно – потому, что когда человек загорает, то его организм запасается очень важным витамином, который помогают человеку расти и укреплять кости – витамин D. Но можно солнечными лучами сильно обжечь кожу, поэтому слишком долго находиться на солнце нельзя. Лучше понемногу, но каждый день.

3. Физкультминутка «Плавание»

- Давайте вспомним основные способы плавания. Кто умеет плавать? Покажите, какие движения вы делаете руками. А мы все повторим. Так люди плавают на животе. А ещё можно делать такие движения (показывает движения брасса и кроля, а дети повторяют). А теперь сядем на стульчики и представим, что мы плывем на спине. Какие движения мы сделаем ногами, руками? Повторим все вместе.

4. Беседа о месяце июле

- Наплавались мы. Теперь вернемся к нашим рисункам. Как вы думаете, какой рисунок следующий? (Вот здесь – тут нарисованы зелёные яблоки и ягоды, они ещё не созрели.)

- Правильно, следующий месяц называется июль.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

                     И.Суриков

- Это самый жаркий месяц в году. Солнце всё ещё высоко стоит над горизонтом, дни всё ещё очень длинные, и земля уже хорошо прогрелась в июне. На Руси июль называли червень. Народно-поэтическое выражение «лето красное» может слушить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконно славянское название июля – липец (или липень) – также употребляется теперь в польском, украинском т белорусском языках как месяц цветения липы. В этот период основной работой в саду и огороде становится полив. Как вы думаете, почему? (Потому что без воды растения погибнут.)

- Это так, а ещё созревающие плоды накапливают питательные вещества, которые растения впитывают корням из земли вместе с водой. В июле сама природа помогает человеку, часто случаются грозы.

Воспитатель показывает картину Ф.А.Васильева «Перед дождём».

- В июле созревают малина, смородина, крыжовник, черника, голубика. Как одним словом можно назвать эти плоды? (Ягоды.)

- Правильно. Люди их собирают и заготавливают на зиму для себя: варят варенье, компоты и даже сушат. Ещё собирают огурцы, кабачки, патиссоны, помидоры. Как эти плоды называются одним словом? (Овощи.)

- Как их можно заготовить? (Засолить, замариновать, сделать консервы и пр.)

- Всё верно. Молодцы. Июль на Руси еще называли сенокос. Как вы думаете, почему? (В это время сено косят.)

- Трава выросла, появились цветы, и люд скашивают её и сушат. А зачем? Также для себя, как ягоды и овощи? (Сеном зимой кормят домашних животных – коров, овец, коз и пр.)

- Молодцы. А теперь и мы заготовим сено для домашних животных.

5. Физкультминутка «Сенокос»

Все движения выполняются с воображаемыми предметами.

- Вот наше «поле». У нас в руках «косы». Пошли косить. Всю траву скосили, лежит она – сушится. Вдруг ветер поднялся, тучи надвигаются – дождь сено намочит. Надо его собрать в стог. Возьмём по «охапке». Побольше охапки берите, чтобы всё сено успеть собрать. Молодцы, успели. А вот и солнышко выглянуло, надо сено обратно разложить. Теперь «охапки» должны быть маленькие, чтобы быстрее солнце высушило сено. Проверьте, сухое ли оно? Тогда собираем его на «сеновал». «Вилами» подкидываем и ногами утрамбовываем. Всё, сено убрали. Молодцы.

6. Беседа о месяце августе

- А вот и август наступил. Днем в августе еще жарко, а ночи уже холодные. Вода остывает, и купаться можно только в самые жаркие дни. На Руси этот месяц называли за́рев. В названии месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы. В огороде созревают лук, чеснок, морковь, свёкла. Как можно назвать эти плоды одним словом? (Овощи, корнеплоды.)

- А что созревает в саду? (Яблоки, груши, сливы.)

- Как называются одним словом эти плоды? (Фрукты.)

- Правильно, а как их можно заготовить на зиму? (Сварить варенье, компот, засушить.)

- Хорошо. Более позднее название августа – се́рпень, известное сейчас в украинском, польском и чешских языках, произошло от слова «серп». Как по-вашему, почему? (Потому что август – пора уборки хлебов.)

- Это верно. Август богат на урожай.

Воспитатель демонстрирует картину А. Г. Венецианова «На жатве. Лето».

- Крестьяне убирают урожай пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, овса. Что потом можно приготовить из собранных зёрен? (Хлеб, ячневую, гречневую, овсяную, каши и т.д.)

- Правильно. Но в августе появляются и первые признаки осени – затяжные дожди, ночные заморозки, могут появиться первые жёлтые листочки на деревьях. Погода готовится к самому богатому времени года – осени.

7. Работа в пособии

Задание 2

- Как вы думаете, животные летом все ведут себя одинакового или по-разному? Рассмотрите картинки. Назовите маму и её детёныша.

- Попробуйте сами догадаться, какие из картин можно увидеть летом, и обведите их красным.

- А почему одна из картин (медведица с медвежонком) не обведена?

III. Заключительная часть

- Итак, мы сегодня с вами вспомнили, как проводят лето люди и животные. Для одних людей лето – это период отдыха, а для других – самая напряжённая работа. Скажите, кто летом отдыхает, а кто – работает. (Отдыхают ученики, студенты, школьники, те взрослые, у кого отпуск, -  в основном городские, например учителя, а крестьяне трудятся.) 

- А как проводят время звери и птицы? Они отдыхают или трудятся? (Трудятся – они выращивают потомство.)

- Молодцы. Можете ли вы теперь выполнить задание 1? А кто вспомнит названия летних месяцев? Назовите их по порядку. (Июнь, июль, август.)

- Правильно. Но лето кончилось, каникулы завершены, и мы в этом году будем готовиться к школе: узнаем много нового, интересного и полезного, а так же повторим всё, что уже знаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.

Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...

Конспект занятия по безопасности в подготовительной к школе группе. Тема: «Электроприборы»

Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.Способствовать развит...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимняя сказка».

Цели:– Продолжать знакомить детей с живописью. Закрепить умение рисовать воском, восковыми мелками. Обогащать словарь эпитетами, сравнениями.Развивать художественное восприятие.Воспитывать любовь...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «Солнечное королевство».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.Цели: познакомить детей с историей  часов, способствовать запоминанию отрывков известных сказок для данного возраста детей, зак...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный лес»

Развивать умение детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева, цветы)....

Конспект занятия художественный труд в подготовительной к школе группе. Тема: «Пасхальное яйцо»

Занятие проводится с целью расширения представления о традициях и обычаях народов России (праздник Пасха)....