Конспект педагогического мероприятия по теме: «Роль человека в жизни зимующих птиц» Возрастная категория: для детей 4-5 лет Тема: «Роль человека в жизни зимующих птиц»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Россова Мария Николаевна

Конспект педагогического мероприятия по теме:

«Роль человека в жизни зимующих птиц»

Возрастная категория: для детей 4-5 лет

Тема:  «Роль человека в жизни зимующих птиц»

 

Цель: сформировать  у детей представления о роли людей в заботе о зимующих птицах.

        Задачи:

  • Формировать у воспитанников представления о  зимующих птицах, которые обитают в нашем городе. Обратить внимание детей на роль движения в жизни зимующих птиц и людей.  Вовлекать детей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность при изготовлении кормовой смеси и «бутербродов» для птиц; при классификации зимующих и перелетных птиц; при угадывании и соотношении звуков пения зимующих птиц с их видовым разнообразием. Формировать  у детей практическое освоение счета в пределах четырех, воспроизведения количества по образцу и обозначения его числом.
  • Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в ситуативно-деловом общении со взрослыми и сверстниками. Развивать способность использовать элементы объяснительной речи при ответах на вопросы. Развивать мышление, воображение, двигательный аппарат, творческие способности.  Развивать интерес воспитанников к труду человека по уходу за птицами и эмоциональную  отзывчивость в оказании посильной помощи.
  • Поддерживать любознательность детей по отношению к образу жизни птиц в зимнее время года. Воспитывать  доброжелательное отношение к птицам и понимание того, что их красота и пение оказывают благоприятное воздействие на человека.

Предварительная работа: наблюдения за птицами в природе, беседы, чтение литературных произведений: «Птичка» В. Жуковского, «Уточки», «Дятел» К. Ушинского и др.,  заучивание загадок, просмотр видеоролика «Птицы улетели», рисование и лепка перелетных птиц, изготовление кормушек совместно с родителями, оформление фотовыставки «Птицы нашего края».

Материалы и оборудование: модели изготовления кормовой смеси; зерновые культуры гречки, пшена, риса, семена подсолнуха, хлеб, тесто; мерные ложки, столовые ложки, пластиковые чашечки;   карточки с изображением зимующих и перелётных птиц,  2 магнитных доски, аудиозапись голосов птиц.  

Виды детской деятельности, интегрируемые в ходе непосредственно-образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, музыкально – художественная, двигательная, чтение, продуктивная.

Интегрируемые  образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы, здоровье.

Педагогическое мероприятие будет способствовать формированию следующих интегративных качеств:

физически развитый – формирование потребности в двигательной активности;

любознательный, активный – стремится установить связи и зависимости в природе; ребенок владеет основными способами познания; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально - отзывчивый – использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания к птицам;

овладевший средствами общения – ребенок может договариваться со сверстником в совместной деятельности; стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми;

способный управлять своим поведением – ребенок с помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели, проявляет самостоятельность;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту – может применять усвоенные знания и доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах, проявляет интерес к разным видам деятельности и активно участвует в них;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умеет работать по образцу, слушать взрослого, отвечать и выполнять его задания;

овладевший необходимыми умениями и навыками - у ребенка сформированы умения и навыки: речевые, познавательные, отобразительные, двигательные. 

 

Ход мероприятия:

Создание мотивации к непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель включает аудио запись с пением птиц, дожидается, пока дети обратят внимание на доносящиеся звуки. Если дети не замечают, педагог начинает действовать.

Воспитатель: ребята, что это? Вы слышите?

Дети: птички поют.

Воспитатель: как вы думаете, о чём нам сегодня рассказывают птички в своих песнях?

Дети предлагают свои варианты ответа.

Воспитатель: ребята, а мне слышится, что птички рассказывают нам о том, как они боятся приближения зимы. Как вы думаете, какие птички нам это все рассказали? (Как называются птички, которые остались на зиму?)

Дети: те, которые остаются с нами зимовать, т.е. зимующие птицы. Воспитатель: ребята, у меня как раз есть картинки с изображением разных птиц, помогите мне, пожалуйста, найти тех птиц, которые остались у нас зимовать. Давайте расположим все картинки с изображением зимующих птиц на мольберте.

Игра «Перелётные и зимующие птицы»

(воробей, синица, голубь, сорока, снегирь, ворона).

В ходе игры воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

Воспитатель:  как много, оказывается, у нас зимующих птиц! Ребята, сейчас мы узнаем, правильно ли вы определили птиц, которые остаются у нас зимовать. Я буду включать песню птицы, а вы постарайтесь отгадать, как называется зимующая птица, которая  поет эту песню, а затем  покажите её на картинке. Готовы? Какой птице принадлежит эта песенка? (дети отгадывают по звуку голос птицы, называют и показывают её на картинке; работа проводится  по всем изображениям).

Воспитатель: молодцы, вы правильно определили зимующих птиц нашего города. Ребята, а как вы думаете, картинки с изображением каких птиц остались лежать на столе?

Дети: на столе остались лежать картинки с изображением перелетных птиц.

Воспитатель: правильно, молодцы.

Воспитатель: ребята, зимующие птицы нам рассказали, что боятся замерзнуть. Давайте подумаем, как могут птички спастись от холода зимой?

Дети: предлагают свои ответы. К концу беседы воспитателю необходимо подвести детей к тому, что птицам так же как и людям, необходимо много двигаться в холодное время года.

Воспитатель:  конечно, ребята, спастись от холода нам помогает движение и птицам тоже помогает движение. Давайте с вами пофантазируем, как могут птицы согреваться в холодное время года. Итак, «Раз, два, три, кружись, дети в птичек превратись».

Музыкально-ритмическая игра «Птички греются». После игры воспитатель произносит слова «Раз, два, три, кружись,  птички в деток превратись»

Воспитатель: молодцы, ребята, теперь мы знаем, что для того, чтобы птицам не замерзнуть, им необходимо много двигаться в холодное время года, так же как и людям. 

Воспитатель: дети, птицы нам ещё  рассказали о том, что им будет нечего кушать зимой, как вы думаете, почему?

Дети: птицам зимой нечего будет есть, потому что  все насекомые, которыми питались птицы, находятся в земле и скрыты под снегом, поэтому птицы могут погибнуть.

Воспитатель: ребята, а мы  с вами можем чем-то помочь нашим маленьким соседям?

Дети: мы можем изготовить специальные кормушки для птиц и подкармливать их.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, чем необходимо подкармливать птиц зимой?

Дети: птиц подкармливают зерном, семечками, хлебом, салом.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы предложили замечательные идеи. Сейчас я вам предлагаю подготовить кормовую смесь для птиц и угощения, которые мы потом во время прогулки разместим на деревьях в нашем районе. Ну что, как вам такая идея?

Воспитатель:для того, чтобы нам быстрее справиться с заданиями мы распределимся на подгруппы. Кто из вас будет готовить кормовую смесь? А кто угощения? (воспитатель помогает детям распределиться на подгруппы, можно по принципу мальчики-девочки).

После того, как дети распределились на подгруппы, воспитатель объясняет задания, одновременно для двух подгрупп.

Воспитатель: ребята, для изготовления кормовой смеси, вам необходимо внимательно посмотреть на  карточки, посчитать, сколько ложек каждой из крупы вы будете насыпать.

Ну, а вам, мои дорогие друзья, при помощи столовых ложек надо намазать кусочки хлеба жидким тестом, а затем обсыпать любой крупой.

        Дети приступают к самостоятельной деятельности, воспитатель косвенно руководит их действиями. После завершения работ, дети из каждой подгруппы должны рассказать  друг другу о том, как у них получился результат. Воспитатель помогает вопросами: Что вы сделали сначала, что потом, какие крупы использовали для приготовления смеси? Какой крупой обсыпали?  и т.п. После того, как дети все прокомментировали, свои работы воспитатель предлагает детям разместить их продукты на подносах (оформляется выставка).

Воспитатель: молодцы, вы все хорошо потрудились. Сегодня после сна мы с вами пойдем и развешаем кусочки вкусного хлеба на деревьях, а кормовую смесь высыпем в кормушки.

Воспитатель: ребята, предстоит долгая зима. Мы будем и дальше помогать птицам? Я знала, что вы у нас самые добрые и заботливые дети. Ребята, а вы знаете, что о птицах можно заботиться не только изготовлением кормушек, корма? Вот, например, известные писатели призывают заботиться о птицах в своих стихотворениях и сейчас Алена прочитает стихотворение    А. Яшина, которое так и называется «Покормите птиц зимой», хотите послушать? (предложить детям удобно расположиться в группе на стульях).

Стихотворение

 

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

 

 

 

 

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

 

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

 

После прочтения стихотворения необходимо воспитателю начать аплодировать выступающей девочки, чтобы дети тоже подключились.

Воспитатель: ребята, вам понравилось стихотворение? Хоте его тоже выучить? Замечательно, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, а стихотворение «Покормите птиц зимой» мы разучим в следующий раз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 80 Красносельского района  Санкт – Петербурга.

Конспект педагогического мероприятия по теме:

«Роль человека в жизни зимующих птиц»

Возрастная категория: для детей 4-5 лет

Подготовила:

Воспитатель

Россова Мария Николаевна

г. Санкт-Петербург, 2022

Конспект педагогического мероприятия по теме:

«Роль человека в жизни зимующих птиц»

Возрастная категория: для детей 4-5 лет

Тема:  «Роль человека в жизни зимующих птиц»

Цель: сформировать  у детей представления о роли людей в заботе о зимующих птицах.

        Задачи:

  • Формировать у воспитанников представления о  зимующих птицах, которые обитают в нашем городе. Обратить внимание детей на роль движения в жизни зимующих птиц и людей.  Вовлекать детей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность при изготовлении кормовой смеси и «бутербродов» для птиц; при классификации зимующих и перелетных птиц; при угадывании и соотношении звуков пения зимующих птиц с их видовым разнообразием. Формировать  у детей практическое освоение счета в пределах четырех, воспроизведения количества по образцу и обозначения его числом.
  • Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в ситуативно-деловом общении со взрослыми и сверстниками. Развивать способность использовать элементы объяснительной речи при ответах на вопросы. Развивать мышление, воображение, двигательный аппарат, творческие способности.  Развивать интерес воспитанников к труду человека по уходу за птицами и эмоциональную  отзывчивость в оказании посильной помощи.
  • Поддерживать любознательность детей по отношению к образу жизни птиц в зимнее время года. Воспитывать  доброжелательное отношение к птицам и понимание того, что их красота и пение оказывают благоприятное воздействие на человека.

Предварительная работа: наблюдения за птицами в природе, беседы, чтение литературных произведений: «Птичка» В. Жуковского, «Уточки», «Дятел» К. Ушинского и др.,  заучивание загадок, просмотр видеоролика «Птицы улетели», рисование и лепка перелетных птиц, изготовление кормушек совместно с родителями, оформление фотовыставки «Птицы нашего края».

Материалы и оборудование: модели изготовления кормовой смеси; зерновые культуры гречки, пшена, риса, семена подсолнуха, хлеб, тесто; мерные ложки, столовые ложки, пластиковые чашечки;   карточки с изображением зимующих и перелётных птиц,  2 магнитных доски, аудиозапись голосов птиц.  

Виды детской деятельности, интегрируемые в ходе непосредственно-образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, музыкально – художественная, двигательная, чтение, продуктивная.

Интегрируемые  образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы, здоровье.

Педагогическое мероприятие будет способствовать формированию следующих интегративных качеств:

физически развитый – формирование потребности в двигательной активности;

любознательный, активный – стремится установить связи и зависимости в природе; ребенок владеет основными способами познания; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально - отзывчивый – использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания к птицам;

овладевший средствами общения – ребенок может договариваться со сверстником в совместной деятельности; стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми;

способный управлять своим поведением – ребенок с помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели, проявляет самостоятельность;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту – может применять усвоенные знания и доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах, проявляет интерес к разным видам деятельности и активно участвует в них;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умеет работать по образцу, слушать взрослого, отвечать и выполнять его задания;

овладевший необходимыми умениями и навыками - у ребенка сформированы умения и навыки: речевые, познавательные, отобразительные, двигательные.  

Ход мероприятия:

Создание мотивации к непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель включает аудио запись с пением птиц, дожидается, пока дети обратят внимание на доносящиеся звуки. Если дети не замечают, педагог начинает действовать.

Воспитатель: ребята, что это? Вы слышите?

Дети: птички поют.

Воспитатель: как вы думаете, о чём нам сегодня рассказывают птички в своих песнях?

Дети предлагают свои варианты ответа.

Воспитатель: ребята, а мне слышится, что птички рассказывают нам о том, как они боятся приближения зимы. Как вы думаете, какие птички нам это все рассказали? (Как называются птички, которые остались на зиму?)

Дети: те, которые остаются с нами зимовать, т.е. зимующие птицы. Воспитатель: ребята, у меня как раз есть картинки с изображением разных птиц, помогите мне, пожалуйста, найти тех птиц, которые остались у нас зимовать. Давайте расположим все картинки с изображением зимующих птиц на мольберте.

Игра «Перелётные и зимующие птицы»

(воробей, синица, голубь, сорока, снегирь, ворона).

В ходе игры воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

Воспитатель:  как много, оказывается, у нас зимующих птиц! Ребята, сейчас мы узнаем, правильно ли вы определили птиц, которые остаются у нас зимовать. Я буду включать песню птицы, а вы постарайтесь отгадать, как называется зимующая птица, которая  поет эту песню, а затем  покажите её на картинке. Готовы? Какой птице принадлежит эта песенка? (дети отгадывают по звуку голос птицы, называют и показывают её на картинке; работа проводится  по всем изображениям).

Воспитатель: молодцы, вы правильно определили зимующих птиц нашего города. Ребята, а как вы думаете, картинки с изображением каких птиц остались лежать на столе?

Дети: на столе остались лежать картинки с изображением перелетных птиц.

Воспитатель: правильно, молодцы.

Воспитатель: ребята, зимующие птицы нам рассказали, что боятся замерзнуть. Давайте подумаем, как могут птички спастись от холода зимой?

Дети: предлагают свои ответы. К концу беседы воспитателю необходимо подвести детей к тому, что птицам так же как и людям, необходимо много двигаться в холодное время года.

Воспитатель:  конечно, ребята, спастись от холода нам помогает движение и птицам тоже помогает движение. Давайте с вами пофантазируем, как могут птицы согреваться в холодное время года. Итак, «Раз, два, три, кружись, дети в птичек превратись».

Музыкально-ритмическая игра «Птички греются». После игры воспитатель произносит слова «Раз, два, три, кружись,  птички в деток превратись»

Воспитатель: молодцы, ребята, теперь мы знаем, что для того, чтобы птицам не замерзнуть, им необходимо много двигаться в холодное время года, так же как и людям.  

Воспитатель: дети, птицы нам ещё  рассказали о том, что им будет нечего кушать зимой, как вы думаете, почему?

Дети: птицам зимой нечего будет есть, потому что  все насекомые, которыми питались птицы, находятся в земле и скрыты под снегом, поэтому птицы могут погибнуть.

Воспитатель: ребята, а мы  с вами можем чем-то помочь нашим маленьким соседям?

Дети: мы можем изготовить специальные кормушки для птиц и подкармливать их.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, чем необходимо подкармливать птиц зимой?

Дети: птиц подкармливают зерном, семечками, хлебом, салом.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы предложили замечательные идеи. Сейчас я вам предлагаю подготовить кормовую смесь для птиц и угощения, которые мы потом во время прогулки разместим на деревьях в нашем районе. Ну что, как вам такая идея?

Воспитатель:для того, чтобы нам быстрее справиться с заданиями мы распределимся на подгруппы. Кто из вас будет готовить кормовую смесь? А кто угощения? (воспитатель помогает детям распределиться на подгруппы, можно по принципу мальчики-девочки).

После того, как дети распределились на подгруппы, воспитатель объясняет задания, одновременно для двух подгрупп.

Воспитатель: ребята, для изготовления кормовой смеси, вам необходимо внимательно посмотреть на  карточки, посчитать, сколько ложек каждой из крупы вы будете насыпать.

Ну, а вам, мои дорогие друзья, при помощи столовых ложек надо намазать кусочки хлеба жидким тестом, а затем обсыпать любой крупой.

        Дети приступают к самостоятельной деятельности, воспитатель косвенно руководит их действиями. После завершения работ, дети из каждой подгруппы должны рассказать  друг другу о том, как у них получился результат. Воспитатель помогает вопросами: Что вы сделали сначала, что потом, какие крупы использовали для приготовления смеси? Какой крупой обсыпали?  и т.п. После того, как дети все прокомментировали, свои работы воспитатель предлагает детям разместить их продукты на подносах (оформляется выставка).

Воспитатель: молодцы, вы все хорошо потрудились. Сегодня после сна мы с вами пойдем и развешаем кусочки вкусного хлеба на деревьях, а кормовую смесь высыпем в кормушки.

Воспитатель: ребята, предстоит долгая зима. Мы будем и дальше помогать птицам? Я знала, что вы у нас самые добрые и заботливые дети. Ребята, а вы знаете, что о птицах можно заботиться не только изготовлением кормушек, корма? Вот, например, известные писатели призывают заботиться о птицах в своих стихотворениях и сейчас Алена прочитает стихотворение    А. Яшина, которое так и называется «Покормите птиц зимой», хотите послушать? (предложить детям удобно расположиться в группе на стульях).

Стихотворение

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

После прочтения стихотворения необходимо воспитателю начать аплодировать выступающей девочки, чтобы дети тоже подключились.

Воспитатель: ребята, вам понравилось стихотворение? Хоте его тоже выучить? Замечательно, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, а стихотворение «Покормите птиц зимой» мы разучим в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме: “Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

В работе раскрыты приказ о проведении педагогического совета,план подготовки и повестка дня заседания педагогического совета, литература к педагогическому совету....

Тематический контроль к педагогическому совету на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

В работе ракрыты: план проведения тематического контроля,справка по итогам проведения тематического контроля,приказ о проведении тематического контроля....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект педагогического мероприятия по физическому развитию на тему: «Ах, зима хороша!» в старшей группе

Дети старшей группы занимаются в круговой тренировке по самодельной лыже и санках. Мероприятие для творчески работающих воспитателей и инструкторов физической культуры....

Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Педагогического опыта по теме  «Роль фольклора в жизни детей  младшего дошкольного возраста»...