Проект информационно-творческий «Кормушка для птиц» в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Литвинова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Проект

информационно-творческий

«Кормушка для птиц»

в подготовительной группе

 

                                                   Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Проект призван способствовать расширению знаний детей о зимующих птицах, воспитанию заботливого отношения к птицам, и повышению педагогической культуры родителей.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проект «Кормушка для птиц», способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Кормушка для птиц» считаем своевременным и актуальным.

Цель: Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

Повысить уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек).

 

Предполагаемый результат.

Формирование у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Продукты проектной деятельности: составление рассказов детей «Кормушку для птиц, мы с мамой и папой…», изготовление и размещение кормушек на прогулочной площадке.

Презентация результатов проекта: организация фотовыставки.

 

Этап

Действие, мероприятие

Участники, ответственные

Результат

Сроки

1 этап: подготовительный

Определение темы проекта, цели, задач.

Воспитатели

Сформулирована тема, определены цели и задачи.

1 день

1.Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.                   2.Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения) 3.Консультирование родителей по теме проекта: как и из чего можно сделать кормушку для птиц.

4.Рекомендовать родителям - разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, родители.

Родители, дети

Подобрана художественная и познавательная литература, дидактический материал, наглядные пособия, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц.

 

 

Проведена консультация по изготовлению оригинальных кормушек, выбраны материалы.

2 дня

2 этап: практический

Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление кормушек совместно с детьми в домашних условиях.

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители, дети

 

Проведены беседы «Птицы зимой», «Чем питаются птицы», «Зачем нужны птицам гнезда?», «Почему птиц стало меньше?», «Синичка - гостья нашего двора», «Перелетные птицы», «Знакомство с воробьем», «Наши пернатые друзья», «Как птицы ведут себя зимой?», «Помощь птицам в зимнее время года».

Настольные игры: «Разрезные картинки», «Какая птица, назови». Д/и «Кто лишний» - закреплять знания детей о зимующих птицах.

 

Просмотр презентации «Птицы зимой»

Игра инсценировка «Узнай птицу», «Зимний разговор через форточку».

Дидактическая игра «Зимние гостьи», «Верю – не верю», «Закончи предложение», «Прилетели птицы».

Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера».

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада (особенности строения тела), наблюдение за птицами у кормушки. Рассматривание фотографий птиц: «городские птицы», «птицы леса»

Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; «Сороки на ветке рябины», «Снегири».

Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» Прослушивание стихотворений о птицах: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко», В. Жуковский «Птичка». Создание копилки загадок о птицах. Чтение худ. литературы Бианки «Синичкин календарь» Ушинский «Проказы старухи зимы» (отрывок о птицах), Л.Н.Толстой «Воробей на часах». Художественное творчество. Лепка

«Птицы нашего участка». Аппликация «Снегири».

Подвижная игра «Птицелов», «Филин и пташки».

Выполнение творческого задания вместе с ребёнком, в домашних условиях.

 

3 этап: заключи тельный.

Размещение кормушек на прогулочном участке.

Составление описательного рассказа «Кормушку для птиц, мы с мамой…».

Организация фотовыставки совместного выполнения проекта.

Награждение благодарственными письмами семей, участвовавших в реализации проекта.

Воспитатели, дети, родители

Дети

 

Воспитатели

 

Воспитатели, дети, родители

Развесили кормушки на прогулочном участке подготовительной группы. В приёмной для родителей оформили фотовыставку поэтапного воплощения информационно-творческого проекта.

 

Вручение благодарственных писем.

2 дня

Рабочий план реализации проект

Приложение 1.

1.     Дидактическая игра «Накорми птиц»

Задача: дать детям знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц, и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

2.     Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел и другие)

3.     Дидактическая игра «Четвертый лишний».

1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.

2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.

4.     Дидактическая игра «Зимние гостьи»

Задача: активизировать в речи пространственные термины и предлоги.

Ход игры:

Во время прогулки воспитатель предлагает детям игровую ситуацию.

Воспитатель. Птицы разлетелись по нашему участку. Давайте отыщем их и покормим. Искать будем по схемам. Воспитатель раздаёт каждому свою схему. В разных местах участка разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой.

Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась. Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под, на, слева, справа и др.

5.     Дидактическая игра «Верю – не верю»

Задача: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.

• Клесты выводят птенцов зимой.

• У синицы желтая грудка.

• У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

• У сороки длинный черный хвост.

• У свиристеля на голове хохолок.

• Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

• Ворона питается остатками пищи.

• Клесты любят семена шишек.

6.     Дидактическая игра «Закончи предложение»

Задача: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.

Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.

Птицы нахохлились – (к непогоде.)

Снегирь под окном зачирикал на снегу – (к оттепели и слякоти).

7.     Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы.

Все вы – молодцы!

8.     Игра - инсценировка «Зимний разговор через форточку»

Задачи: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.

Ход игры:

– Ребята! Если бы вы умели понимать птичий язык, вы бы услышали такой разговор птиц:

– Я – маленький воробей,

Я гибну, дети, спасите!

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтобы сторож ворон с огорода гнал.

– Пожалуйста, помогите!

– Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим тебя за работу!

– Я – дятел, пёстрый такой,

Я гибну, дети, спасите…

Всё лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек я истребил,

– Пожалуйста, помогите!

– Сюда, наш дятел, сюда!

Вот тебе, друг, еда,

Благодарим тебя за работу!

Б.Брехт

9. Игра - инсценировка «Узнай птицу!»

Задача: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.

Воспитатель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим птиц зимнего леса. Ребята, попробуйте угадать, какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

Если дети затрудняются, птицы представляются.

Синица:

-Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел:

- У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь:

- У меня верхняя часть головы, крылья и хвост – черного цвета, спина – голубовато-серого, а брюшко – красного. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест:

-Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока:

- Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона:

- У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

 

Создание копилки загадок о птицах.

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

 

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)

 

Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

 

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

 

Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

 

Мы построили вдвоем,

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,

Прилетай скорей … (Скворец.)

 

Всех прелестных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица… (Грач.)

 

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (Цапля.)

 

В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

 

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

 

Меня сизокрылым

Все с детства зовут.

Как символа мира

И любят и чтут.  (Голубь)

  

 

Летом ловит он жуков,

Поедает червяков.

На юг не улетает,

Под крышей обитает.

«Чики - рики», - не робей.

Дам тебе крошек, …. (воробей).

 

Села на кормушку

Птичка с желтым брюшком (синица).

 

Сильная, большая птица.

Даже кошки не боится!

Очень важная персона –

Черно – серая …(Ворона)

 

Что блестит, не пропущу,

Все в гнездо себе тащу.

Чернохвоста, белобока.

Догадались? Я … (Сорока)

 

На деревьях днем умело

Клювом долбит он кору.

Друг деревьев, враг жуков –

Это кто же он таков? (дятел)

 

10. Игра средней подвижности «Филин и пташки».

Задача: закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.

Ход игры.

Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой обруч (обручи находятся в противоположных концах зала). Филин сидит на стуле в центре зала. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле»), дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой обруч. Если птица попадает в чужой обруч, то другие птицы ей говорят: «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное МБДОУ №12 (Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области)       Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные...

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе

1.                Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)...