Конспект НОД по познанию на тему: "Сохраним лес-сохраним красоту планеты Земля".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Клат Надежда Алексеевна

Конспект по естественно - научной грамотности  с использованием кейс технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_les_novyy_konspekt.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010, г. Бердск, ул., Ленина, 33а, тел: (383-41) 2-25-56

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познанию развитию

в старшей группе

Тема: «Сохраним лес- сохраним красоту планеты Земля»

                                           

                                       

                                         Составила Клат Н А, воспитатель

         

                                          высшей квалификационной категории

                                                                     

Программное содержание 

Уточнить представление детей о том, что лес-сообщество растений и животных, проживающих на одной территории и жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; через экспериментальную деятельность уточнить представления детей о способах тушения костра (прекращение доступа кислорода). 

 Через использование кейс приемов учить детей высказывать свои предположения и делать простейшие выводы, излагая свои мысли понятно для окружающих; развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

закреплять представления о способах правильного взаимодействия с объектами живой природы

Развивать умение использовать в речи различные конструкции сложных предложений, используя языковые средства для соединения их частей; продолжать работу по обогащению природоведческого словаря словами: крылатки, желудь, сережки, неживая природа, модель;

через использование приема кейс предположение формировать навыки культуры поведения в природе;

расширяя представления о способах правильного взаимодействия с объектами живой природы;

воспитывать умение действовать в команде: договариваться, спокойно отстаивая свое мнение; воспитывать желание и стремление быть лучше через положительные поступки.

Предварительная работа: рассматривание и сбор семян деревьев, знакомство с экосистемой лес.

Оборудование

Демонстрационный материал: изображение загрязненного леса и экологически чистого леса, животных и птиц леса, картинки зоопарка, заповедника, ночи. символы живой и неживой природы: модель Земли, картинки-контуры: земля, озера, трава, солнечные лучики, ветви деревьев для «оживления модели».

Раздаточный материал: карточки для игрового упражнения «Найди объекты живой и неживой природы», семена деревьев, фотографии отрицательного воздействия человека на природу,

Организационный момент: игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Ход занятия

 – Ребята, почему, когда я говорила слово воздух вы называли птиц, земля - животных, а вода -рыб? (это места где они живут)

-Как называется наш общий дом? (планета Земля).

-На что похожа наша планета? (на шар)

Смотрю на шар я голубой,

И вдруг вздохнул он, как живой.

-Давайте оживим модель земли.  Подумайте, что может быть ее волосами, носом, глазами, ртом, руками и ногами (на основе детских ассоциаций «оживляется модель планеты»).

А теперь давайте отправиться в путешествие по нашей планете. Например, в удивительную страну под названием Матушка Природа.

Ребята, какая бывает природа?  (работа с карточками «Найди объекты живой и неживой природы».

 Ребята, почему животных, растения, насекомых, человека вы отнесли к объектам живой природы? (они дышат, передвигаются, издают звуки, могут иметь потомство)

Итак, отправляемся в путь вот по этой тропинке. Шагаем друг за другом  

Тропинка бежит под мосток, все ближе и ближе чудесный лесок (дети проходят по гимнастической скамейке и пролезают под дугой)

А вот и лес.  Только какой-то странный и название необычное «Страшляндия».

(слышится голос: «Входить нельзя. Лес заколдован»).

- Как вы думаете, что могло произойти в лесу? (метод «Кейс прогнозирования» Появляется сорока (ребенок в костюме).

- Я знаю, что произошло в лесу:  

 В лесном государстве жил был лесной царь – защитник всего живого. Всем жилось в этом лесу хорошо, да пришли в него люди стали нарушать лесные законы. Стали жаловаться жители лесные царю. Долго думал царь как помочь им и решил издать указ, по которому человек, нарушивший закон природы, остаётся жить в «Страшляндии», и превращается он в чудище лесное пока не поймет своих ошибок».

  -Ребята слышите, кто-то плачет, наверное, нуждается в нашей помощи.

Поможем? Не побоитесь идти в Страшляндию? (появляется Леший).

Смотрите -Леший.

 Кейс - проигрывание ролей (Появляется Леший) 

-Да никакой я не Леший, а обычный человек, только заколдованный.

Любил я ходить по лесу, отдыхать, а вот лес и его жители меня не полюбили, а за что, я не знаю. Я так люблю отдыхать в лесу вот даже фотографии есть (предлагает рассмотреть фото с отрицательными действиями человека по отношению к природе: человек ломает ветки деревьев, разоряет гнезда и т. д -Так значит, это ты превратил лес в Страшляндию?

-Нет, не я. Вы, что - то путаете. 

Момент проблемного включения детей:

Давайте объясним, что натворил этот горе – человек. Действительно ли он любит природу?

 Проблемная ситуация: что происходило в лесу и к чему привело неправильное поведение детей?

 Метод кейс- прогнозирование. Давайте помечтаем. Как было бы здорово, если бы все цветы из леса можно было бы перенести на улицы города. Было бы очень красиво. (Момент проблемного включения детей)

Представьте себе, что наше желание сбылось. Будет ли это здорово? Пофантазировав с детьми,  о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

 (рассматривание иллюстраций с нарушением правил поведения в природе)

Дети, рассматривая фото, находят правильный ответ, аргументируя свои доводы. 

- Я понял свою ошибку. Что же мне теперь делать? Я так хочу домой (плачет).

Момент проблемного включения.

- Поможем ему, ребята?

-Тогда отправляемся вот на эту полянку.

Ребята, какая опасность грозит лесу? (оставлен горящий костер, может сгореть весь лес и погибнут животные)

 Как же можно его потушить? (высказывания детей)

Давайте проверим, действительно, ли без доступа воздуха костер не будет гореть.

Эксперимент

Цель: проверить действительно ли с прекращением доступа воздуха огонь прекращает горение.

Алгоритм проведения: в специально подготовленной емкости   разжигается сухое горючее. Процесс горения прекращаем, накрывая «костер» куполом.

Вывод: костер без воздуха (кислорода) гореть не может, поэтому его можно не только залить водой, но и засыпать песком, землей.

-Ребята, а вы можете сами тушить костер?

-Как, по-вашему, почему мы не слышим шелеста листвы? (ее поедают насекомые, так как из-за громкой музыки птицы улетели). Ребенок ставит на магнитофон знак запрета.

(Метод прогнозирования). Ой, ребята, посмотрите, вот и черный заяц, о котором говорил леший. Как, по-вашему, какие неприятности могут возникнуть у нового зайца? Как помочь ему зайцу выжить?» Предполагаемые ответы: (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить. Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью…Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его, можно отправить в зоопарк.)

 На фоне пения птиц раздается голос «Спасибо вам, люди!»

Итак, в этой части леса мы порядок навели. Перейдем на следующую полянку.

Что же здесь натворил человек? (вырубил деревья) В народе говорят: «Мало леса-береги, нет леса-посади». Давайте, определим какие деревья вырастут из семян, которые мы посадим.

Д. игра «Узнай и назови» (на панно в прорези вставляют семена деревьев)

Звучит голос:

«Спасибо человек».

«Я люблю тебя человек».

«Ты добрый человек».

«Будь всегда таким человек».

Спасибо дети, мы рады, что вы помогли нам. Леший тоже благодарит детей, обещает не вредить природе и превращается в человека.

- Ребята, вы почувствовали, как хорошо быть человеком, как приятно помогать попавшим в беду, а главное, как чудесно, когда вокруг прекрасная природа.

(голос)

-«Напрасно радуетесь!

- Не будут жить в волшебном лесу птицы и звери, погибнет рыба».

-Кто это?

-Отгадайте.

-Плохо вижу,

 Днем сижу в гнезде.

Зато ночью вижу ясно.

Для мышей это опасно.

Верно ребята, это мудрая сова, но как вы думаете, почему сова так сказала. (В лесу остался мусор).

- Ребята что же делать? Вспомните, как вы поступаете с мусором, который остается после отдыха.

Дети объясняют, как поступают и показывают поделки из бросового материала. Рассматривают выставку и возвращаются на «полянку, а Леший превращается в человека и благодарит детей за помощь, обещает не вредить природе.

- Ребята, вы почувствовали, как хорошо быть человеком, как приятно помогать попавшим в беду, а главное, как чудесно, когда вокруг прекрасная природа.

Вот и подошло к концу наше путешествие, а вам запомнилось оно?

Почему? (Дети дают ответы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Богатство нашей планеты Земля»

это открытое занятие, я проводила на аттестацию. комиссия была восхещена....

Конспект О.О.Д. в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля»

Беседы о Земле – как планете.Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», просмотр слайдов.Экскурсии по поселку,  рассматривание фотографий...

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...

конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....