ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОТЕНЦИАЛА ИКТ
статья по окружающему миру (старшая группа)

Трофимова Ольга  Викторовна

Статья  для  педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья47 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОТЕНЦИАЛА ИКТ

 

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
        На первое место в системе дошкольного образования выходит  личностно-ориентированный подход. Ребёнку должно быть – интересно получать, добывать знания. Экологическое воспитание, является неотъемлемой частью образования в дошкольном учреждении, а значит, и к нему предъявляются соответствующие требования.

 Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современном дошкольном учреждении.  

Как же сделать процесс приобщения дошкольников к экологической культуре более интересным и качественно новым?  Считается, оптимальное сочетание инновационных образовательных технологий: методику проекта  использовать вкупе с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

 Сегодня уже никто не сомневается в том, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада является мощным способом обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка и приобщения его к миру информационной культуры. Проектная деятельность же – одна из наиболее эффективных форм для развития индивидуальности ребёнка, где ребёнок может реализовать собственные знания, умения, навыки. Ребёнок глубже знакомится с поставленной проблемой исследования, выстраивает логическую цепочку, прослеживает пути решения. В совокупности эти технологии дают педагогу возможность сделать воспитательно-образовательный процесс понятным, действенным,  мобильным, динамичным, а главное интересным для ребёнка.

 Начиная работу над проектом, педагог ставит цель – для чего он начинает эту работу? Продумывает структуру деятельности, учитывает условия для реализации проекта – чёткие функции, рекомендации участников проекта, которая должна заинтересовать детей и привести их к конечному положительному результату, учитывает возможные факторы риска - объективные и субъективные причины

Человека окружает прекрасный и удивительный мир растений. Они положительно влияют на наше настроение. Поэтому решили вырастить цветы к 8 марта для мам. Проект назвали «Весеннее настроение».

Тема была выбрана не случайно. Дети любят своих мам, трепетно относятся к ним, стараются порадовать их своими рисунками, поделками, успехами.  И если раньше дети, ухаживая за растениями в уголке природы, на участке детского сада, выполняли работу, результат которой был коллективным, то работая над проектом «Весеннее настроение», каждый ребёнок стремился выполнить рекомендации педагога, строго следуя им, для реализации собственного конечного результата.

Когда вся природа спит под пушистым, снежным одеялом, нам надо было разбудить семена, нарушить закон природы, но не для того чтобы навредить, а для того, чтобы порадовать мам, и в дальнейшем, уже дома, самостоятельно проследить за развитием растений, убедиться в том, что растения действительно размножаются – из одного – много, посеяли одно семя, а вырос куст с множеством бутонов, которые в конечном результате, осенью подарят им множество семян.

С помощью мультимедиа комплекса детям был показан процесс развития растения от посева семян до бутонизации и распускания цветка. Впоследствии данный демонстрационный материал был трансформирован в интерактивную игру «Логические цепочки». С помощью фото- и видео - аппаратуры дети под руководством взрослого снимали процесс посадки и развития растения, а потом сделали фотофильм «Как у нас в садочке выросли цветочки». Все свои исследования дети фиксировали в рабочей тетради по экологии. Радовались всем изменениям, происходящим с растением, от появления ростка до созревания бутона и его раскрытия и сравнивали со слайдами мультимедиа.

В ходе реализации проекта решались задачи не только экологического содержания, но и задачи таких образовательных областей, как художественное творчество, здоровье, безопасность.

Так с помощью мультимедийного комплекса, посредством компьютерной презентации, дети знакомились с техникой безопасности при работе с землёй, садовыми инструментами.

Важным этапом в реализации проекта было украшение стаканчиков с цветами, ведь каждому ребёнку хотелось, чтобы его стаканчик был оригинальным, самым красивым, неповторимым. Здесь на помощь так же пришли компьютерные технологии, педагог предоставил детям огромнейшую фото-картотеку с различными вариантами оформления стаканчиков. А дети с помощью интерактивной игры «Узоры» смогли самостоятельно составить свой неповторимый узор, который впоследствии воплотили в творчестве при украшении стаканчиков.

Очень трогательным и нежным получился процесс вручения цветов мам. Дети с затаённым восторгом несли свои подарки, звучала музыка, на экране шли слайды с фотографиями мам детей. Думаю, что праздник запомнился и детям и взрослым надолго.

И на заключительном этапе, с целью закрепления полученных экологических знаний, использован электронный репетитор «Символ-тест» с помощью которого дети проверили собственные знания.

В заключении хочется сказать, что ребёнок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. А помогают в этом инновационные технологии, такие как метод проектов и ИКТ.

При условии систематического использования информационно-коммуникационных технологий в совокупности с проектным методом они могут быть важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.

  Литература:

  1. Красиков, С. «Легенда о цветах» «Молодая гвардия», - М. 1990 г.
  2. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.
  3. Логинова, В.И., Бабаева, Т.И. и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду.– СПб: Акцидент, 1997.
  4. Свирская, Л. В. Утро радостных встреч: (метод. пособие)/Лидия Свирская. – М.: Издательство «Линка -  Пресс, 2010. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»

Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием Триз-технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с жизнедеятельностью изобретателя-самоучки И.П Кулибиным. Закрепление понятия "человек изобретатель", обогащение знаний о мире открытий и изобретений. Развивать конструкторско-техниче...

Конспект интегрированной оздоровительной НОД с использованием интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Закреплять технику выполнения игрового самомассажа; Совершенствовать выполнение упражнений для профилактики нарушения зрения, плоскостопия; Развивать у детей образность и ритмичность при ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные инструменты"

У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают затруднения в восприятии музыкального материала; у них отмечается снижение музыкального слуха, сенсорного развития. Презентация, как дополнительный зрител...

Конспект соревнования-викторины с элементами спортивных игр и использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Умные знаки на улице»

Конспект соревнования-викторины с элементами спортивных игр и использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Умные знаки на улице»...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".

Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...