Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру

Экспериментирование  - это  способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста

Экспериментирование  - это  способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей.

Экспериментирование детей с различными (уже знакомыми и новыми) художественными материалами, инструментами и способами создания образа, предваряющее постановку конкретной творческой задачи, решение которой предполагает использование личного опыта экспериментирования Е.М. Торшилова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова определяет как необходимое условие обобщения художественных представлений и способов создания образа.

В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как  пространства свободы ,поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Применение нетрадиционных техник рисования становится все частым и востребованным методом работы в системе работы ДОУ по осуществлению формирования и развития изобразительной деятельности детей.

Преимущества использования экспериментирования в процессе развития интереса к изобразительной деятельности, освоения начальных умений состоят в: ориентировано на «тактильно-действенный» уровень и способ познания мира детьми в данной возрастной группе, позволяет осваивать разнообразные предметные действия с инструментами, создает ситуации «упражняемости», «базируется» на сенсорном опыте детей, по своей сути аналогичен «синкретичному» способы освоения мира детьми.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. При формировании познавательной активности  экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина, которые рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с дошкольниками.

Однако в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.  Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении.

Экспериментирование  может выступать как:

- метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

- один из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.

Исследовательский метод  в работе педагога:

1)  педагог вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок занятия;

2)  знания детям не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами дети;

3)   деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4)   процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

В экспериментировании можно выделить следующие компоненты: цель,  содержание, средства (модели), действия (обследование), результат - получение новой информации, обобщение.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой ме­тод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь­ном возрасте он является ведущим, а в первые три года — прак­тически единственным способом познания мира.

Основная цель экспериментирования– способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.

Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе).

Положительное влияние на развитие детского развития.

1.  Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельно­сти же экспериментирования ребенок самостоятельно воздей­ствует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полно­го их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребен­ку, а строится самими детьми.

2.  В экспериментах достаточно четко представлен мо­мент саморазвития: преобразования объекта, производимые ре­бенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют произ­водить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.  Некоторые дети не любят играть; они предпочитают зани­маться каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окру­жающим миром путем экспериментирования психическое раз­витие ребенка затормаживается.

4.  Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя воз­никает значительно позже деятельности экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Планирование работы с детьми дошкольного возраста по экспериментированию"

Памятка поможет воспитателям продумать основное содержание экспериментальной деятельности по всем возрастным группам и подобрать материал к познавательно-исследовательской деятельности....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста

Экспериментирование  - это  способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей....

Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста

Экспериментирование  - это  способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей....