Конспект по познавательному развитию:"Энгельс- город наш родной".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Минеева Наталья Анатольевна

Цель:Познакомить детей с историей создания города Энгельса,воспитывать патриотические чувства к малой Родине,активизировать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_engels-_gorod_nash_rodnoy.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: « Энгельс - город наш родной».

Подготовила: Воспитатель МДОУ"Детский сад№63",Минеева Наталья Анатольевна. 

Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и культурного наследия. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в жизнь русского народа, позволяет не только привлекать внимание общественности к насущным проблемам, но и предпринимать различные действия для их решения, находя конструктивные пути поддержания явлений и тенденции, играющие важную роль в жизни людей.

Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности человека, ее основы. И именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение из ближайшего окружения, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, воспитывать  патриотические чувства к своей малой Родине, активизировать словарь детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,   художественно - эстетическое развитие . социально-коммуникативное.            

Задачи:

Познавательное развитие: воспитывать интерес к прошлому и настоящему Энгельса.  Расширять и закреплять у детей знания о родном городе. Закреплять знание детей о гербе, о его символическом значении. Уточнить и закрепить знания детей об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях. Воспитывать любовь к родному городу.

Речевое развитие: Закрепить умение делиться впечатлениями, развивать связную речь, обогащать обществоведческий словарь детей.

Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию эстетического вкуса, творчества и фантазии.

Методы и приёмы: 

Наглядные: набор фотографий с видами города, разрезные пазлы.

Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, художественное слово.
 Предварительная работа: беседы о городе; рассматривание фотографий с видами города; участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города, чтение стихотворений, экскурсия в библиотеку и краеведческий музей.

Материалы и оборудование: иллюстрации с видами города Энгельса.

Ход занятия

В: «Стоит наш город на реке, он не велик не мал…

     Быть может лучше есть края и краше города.

     Но где б вы ни были друзья он с вами навсегда.

     Город наш город родной, город над Волгой рекой.»

В:" Как вы думаете о каком городе идет речь в этом стихотворении?(Ответы детей)

В: "Почему вы думаете, что это стихотворение о городе Энгельсе, а не про Саратов?"(Ответы детей)

В:" А что такое Родина?"(Ответы детей)

В: Верно, Родина – это место, где человек родился.

В: В какой стране мы родились? (Ответы детей)

В: Правильно. Значит Россия – это… (Ответы детей)

А еще у нас есть малая Родина. Из чего она состоит, из каких частей?( Ответы детей)

В: Энгельс – это наша малая Родина. Ребята, а вы хотите узнать, как появился наш город?

В: Тогда я приглашаю вас в путешествие. Чтобы отправиться в путешествие нужно выполнить задание - составить герб и флаг Энгельса. Вам необходимо собрать пазлы символы города: герба и флага.(делимся на две команды и начинаем). Время на выполнение задания  будет ограничено,  пока пересыпается песок в песочных часах вы выполняете задание,  как только падает последняя песчинка задание выполнять прекращаем. Вместе вы легко справитесь с заданием.

В. Молодцы, все справились с заданием! А теперь в путь . Дети берутся за руки, встают в круг:

Физкультминутка

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

 Мы отправляемся в путешествие из настоящего в прошлое.

В:   Посмотрите, где мы оказались. Это озеро Эльтон, место, где началась история нашего города. Наш город не такой уж и древний, и обязан он своим появлением простой соли, той самой, без которой ни обед сварить, ни товарища узнать. Когда то давно в Саратов прибыл подполковник Н.Ф. Чемодуров, которому поручили заняться организацией вывоза соли с озера Эльтон, которое было богато солью. Были приглашены специальные рабочие - солевозы.

Как вы думаете, чем они занимались? (Ответы детей)

А помогали им возить соль животные. Кто знает, какие? (Ответы детей)

Где мы можем это увидеть? (Ответы детей)

Неслучайно на гербе  города изображён бык с чашей соли на спине. Так как перевозили чумаки соль с озера Эльтон на быках. Они и основали здесь поселение, которое стало потом нашим городом. Новое селение расположили напротив Саратова, где построили соляные склады и сюда привозили соль.

Со временем соли становилось все меньше, и люди перестали возить соль. Солевозы стали выращивать зерно и разводить различный скот.

В: Что они могли делать из зерна?( Ответы детей)

Вскоре в слободе появилась железная дорога, благодаря которой она стала важным пунктом торговли хлебом. В соляных амбарах стали хранить зерно. А продавали его в специальном здании - хлебной бирже. Благодаря этому Покровская слобода из соляного центра быстро превратилась в хлебный центр.

Слобода становилась все больше, и в связи с этим она стала городом и получила название Покровск.

Со временем Покровск был переименован в город Энгельс в честь немецкого философа Фридриха Энгельса.

 В. Посмотрите ребята на эти фотографии:(В группе расставлены фотографии видов г.Энгельса, Москвы, Санкт- Петербурга, дети должны выбрать фотографии г. Энгельса и назвать это место.( Дети выполняют задание).

Дети выбирают фотографии с видами города Энгельса и рассказывают о них.

Наверняка у каждого из Вас есть любимое место в нашем городе. Расскажите о нём. (Рассказы детей).

Ну вот мы и узнали историю появления нашего города, послушали Ваши рассказы о любимых местах. Нам пора возвращаться в современный город.

Беремся за руки, закрываем глаза, и река времени нас перенесет обратно. Мы отправляемся в путешествие из прошлого в настоящее.

В: Вот мы и вернулись.

В заключении мне бы хотелось прочитать стихотворение про наш любимый город.

Энгельс наш любимый, город мой родной.

Ты стоишь над Волгой матушкой-рекой

Был когда- то старой малой слободой.

А теперь живешь ты жизнью молодой

Есть здесь и заводы  ,школы, дет. сады.

Трудятся здесь люди на благо всей страны….

А наше путешествие подошло к концу.

В:Ребята, понравилось ли вам путешествие? Что было интересно? Что нового узнали? Что особенно понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям? А чем хотели бы поделиться дома с родителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...

НОД по ОО "Познавательное развитие" "Мой город Энгельс"

Занятие по познавательному развитию для детей II младшей группы...

Деятельности педагога с детьми по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Малой Россией. «Город Энгельс-город мой родной.»

Энгельсский муниципальный район Саратовской областиМуниципальное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №76»...

Конспект по познавательному развитию "Мой город"

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)Организационная информацияПримечание (дополнительная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьПознавательное развитие...

конспект по познавательному развитию "Наш город" для детей подготовительной группы

Конспект занятия по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города. В занятии использованы игровые технологии....

Конспект по познавательному развитию: "Земля наш дом родной"

Расширять представления детей о планете Земля и её обитателях....

презентация. Энгельс-город наш родной

Слайд 1Сегодня Энгельс - второй по величине город в Саратовской области с населением 263,5 тысяч человек, является административным центром Энгельсского муниципального района. Неоднократно город...