Проект "В царстве воды"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx168.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 78 .

Педагогический проект

 «В царстве воды».

C:\Users\Даня\Desktop\pexels-pixabay-40784-scaled.jpg

Руководитель проекта воспитатель

средней группы «Сказка»

Романенкова Наталья Ювенальевна

2022 уч.

Педагогический проект:

«В царстве воды».

Продолжительность проекта: краткосрочный (23-31 августа 2022).

Руководитель проекта: Романенкова Н.Ю.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий.

Сроки реализации: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет сформировать у детей среднего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.

Цель: 

Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях, о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Задачи:

1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель), о её разных состояниях.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.

3. Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.

4.Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность, формировать познавательную и творческую активность детей.

5. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях. 

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

-Выбор темы проекта.

-Определение цели и задач проекта.

-Сбор и анализ литературы по данной теме.

-Выявление знаний детей о предметах неживой природы. (о воде)

-Разработка плана реализации проекта.

-Изучение методической литературы.

-Информация для родителей о предстоящем проекте.

-Сотрудничество с родителями.

-Анкетирование для родителей «Детское экспериментирование в семье».

-Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.

-Подбор иллюстративного материала, видеоматериала по проекту.

-Подбор стихотворений, загадок о воде.

-Подбор подвижных, пальчиковых, дидактических игр, познавательных игр.

-Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

-Подбор музыкальных произведений.

-Подготовить картотеку опытов и экспериментов с водой для детей средней группы.

-Создание мультимедийной презентации: «Для чего нужна вода и ее охрана».

-Создание мультимедийной презентации: «Подводный мир океана».

-Создание мультимедийной презентации: «Водопады мира»

-Создание мультимедийной презентации: «Искусственные водоёмы».

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Подготовка необходимого материала и оборудования.

Второй этап: Основной.

Направления деятельности:

Работа с детьми:

Формы работы с детьми:

– фронтальные.

– групповые.

– индивидуальные.

Беседы:

 «Что мы знаем о воде».

 «Вода – источник жизни».

«Какие источники воды ты знаешь?».

«Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»

 «Какие водоемы на нашей планете ты знаешь»?

«Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной»?

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, океана и др. предметных картинок с сюжетами использования воды.

Просмотр презентации: «Для чего нужна вода и ее охрана».

Просмотр презентации: «Подводный мир океана».

Просмотр презентации: «Водопады мира».

Просмотр презентации: «Искусственные водоёмы».

Просмотр видео «Вода - источник жизни на Земле»

 (вода в природе; вода в природных явлениях; вода в жизни человека).

Чтение художественной, познавательной литературы.

Чтение экологических сказок Н.А. Рыжовой: «Жила – была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

Ирис Ревю «Сказка про Капельку».

Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»

Х.Лаиглессия «Крокодиловы слёзы».

Загадки о воде.

Пословицы и поговорки о воде.

Музыка:

Прослушивание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы»,

«Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей», «Шум моря».

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка»,  «Рыбки», «Морская звезда», «Дельфин», «Акула» , «Дождь», «Волны».

Дидактические игры:

«Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Когда это бывает?», «Разрезные картинки», «Что мы знаем о воде?», «Четвертый лишний».

Подвижные игры:

«Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Водяной», Удочка, «Выловим шарики из воды», «Морские камешки», «Кто быстрее наполнит ведро водой».

Беседы:

«Волшебница вода».

«Вода в жизни растений».

«Вода в жизни животных».

Опытно-исследовательская деятельность.

Опыты и эксперименты с водой:

Опыт № 1 «Свойства воды»

Опыт №2. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Опыт №3. «Плавучесть предметов».

Опыт №4. «Что может пропускать воду, а что нет?»

Опыт № 5. «Тёплая и холодная вода».

Опыт № 6. «Как вытолкнуть воду?».

Опыт № 7. «Пар — это тоже вода».

Художественное творчество:

Нетрадиционная техника рисование «отпечаток ладошкой «Осьминожки»

Рисование на цветном песке «Морские волны».

Пластилинография «Туча и дождь».

Нетрадиционная техника рисования поролоном «Облака — белогривые лошадки».

Конструирование из бумаги:«Рыбки».

Аппликация «Стакан газированной воды».

Наблюдения:

 - За «огородом» на площадке, полив растений.

Работа с родителями.

Анкетирование «Детское экспериментирование в семье».

Ознакомление с уголком экспериментальной деятельности в группе (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

Консультации для родителей:

«Эксперимент в детском саду».

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

«Почему нужно беречь воду?».

«Как полезны игры с водой».

Проведение индивидуальных бесед по теме:

- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» значение экспериментальной деятельности для детей».

-«Правила безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома».

Участие родителей в реализации проекта.

Третий этап: Заключительный.

Просмотр видео: «Вода вокруг нас».

Викторина «Вода-водица».

Развлечение «Надувание мыльных пузырей.»

Оформление результата проекта в виде презентации: «В царстве воды».

Предполагаемый результат:

-У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.  

-Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

-Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

-У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем),закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

-Повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности; проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, рост уровня любознательности, наблюдательности.

-Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

Литература.

1. «Секреты природы — это так интересно» Москва 2004 Л.В.Ковинько

«Организация опытно — экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/2.» Сост. Н.В.Нищева.

2. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». А.И.Иванова.

3. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» А.И.Иванова.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации»/под общ.ред. Л.Н.Прохоровой.

4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова.

5. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.

6. «Методика экологического воспитания в детском саду» (С.Н.Николаева, г.Москва, «Просвещение», 2006г.).

7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва «Просвещение» 2005г.

8. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М. А.Васильевой, Т. С. Комаровой, 2015г..

9. Программа «Наш дом – природа» Рыжова Н.А., Линка-Пресс, М., 1996г.

10. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015г.

Утверждаю: Заведующий МАДОУ д/с № 78

Е.Э.Блинова__________________

«___» ______________ 2022 г.

Перспективное планирование проекта

«В царстве воды»

средняя группа «Сказка»

Месяц

Вид деятельности

Практический     выход

Август

23.08.2022-31.08.2022

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Опытно-исследовательская

Чтение художественной литературы

Физическое развитие

Музыкальное развитие

Взаимодействие с родителями

Итоговое мероприятие

Нетрадиционная техника рисование «отпечаток ладошкой «Осьминожки»

Рисование на цветном песке «Морские волны».

Пластилинография «Туча и дождь».

Нетрадиционная техника рисования поролоном «Облака — белогривые лошадки».

Конструирование из бумаги:«Рыбки».

Аппликация «Стакан газированной воды».

Беседы:

«Волшебница вода».

«Вода в жизни растений».

«Вода в жизни животных».

Просмотр презентации: «Для чего нужна вода и ее охрана».

Просмотр презентации: «Подводный мир океана».

Просмотр презентации: «Водопады мира».

Просмотр презентации: «Искусственные водоёмы».

Просмотр видео «Вода - источник жизни на Земле»

Дидактические игры:

«Кому нужна вода?»

«Какой бывает вода»,

«Когда это бывает?»,

 «Разрезные картинки»,

 «Что мы знаем о воде?», «Четвертый лишний».

Опыт № 1 «Свойства воды»

Опыт №2. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Опыт №3. «Плавучесть предметов».

Опыт №4. «Что может пропускать воду, а что нет?»

Опыт № 5. «Тёплая и холодная вода».

Опыт № 6. «Как вытолкнуть воду?».

Опыт № 7. «Пар — это тоже вода».

Чтение экологических сказок Н.А. Рыжовой: «Жила – была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

Ирис Ревю «Сказка про Капельку».

Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»

Х.Лаиглессия «Крокодиловы слёзы».

Загадки о воде.

Пословицы и поговорки о воде.

Подвижные игры:

«Рыбак и рыбки»,

«Море волнуется»,

«Водяной»,

Удочка,

«Выловим шарики из воды», «Морские камешки»,

«Кто быстрее наполнит ведро водой».

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка», 

«Рыбки»,

«Морская звезда»,

«Дельфин»,

«Акула» ,

«Дождь»,

«Волны».

Прослушивание аудиозаписи 

«Звуки ветра в пустыне»,

 «Звуки природы»,

«Прибой»,

«Музыка дождя»,

 «Гром»,

«Звонкий ручей»,

«Шум моря».

Анкетирование «Детское экспериментирование в семье».

Ознакомление с уголком экспериментальной деятельности в группе (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

Консультации для родителей:

«Эксперимент в детском саду».

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

«Почему нужно беречь воду?».

«Как полезны игры с водой».

Проведение индивидуальных бесед по теме:

- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» значение экспериментальной деятельности для детей».

-«Правила безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома».

Участие родителей в реализации проекта.

Просмотр видео: «Вода вокруг нас».

Викторина «Вода-водица».

Развлечение «Надувание мыльных пузырей.»

Оформление результата проекта в виде презентации: «В царстве воды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в Царство воды»

Досуговое занятие для детей по экологии...

Путешествие по царству воды

Уханова А.НТема: Путешествие по Царству воды.  Интеграция образовательных областей:Познание  «формирование целостной   мира»Музыка, коммуникация, социализация.Виды  детск...

Царство воды

Познание, эксперементирование, исследовательская деятельность...

Проект "Царство воды"

Проект "Царство воды"...

"Путешествие в царство Воды".

Непосредственная образовательная деятельность для старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Царство воды»

Закрепление знаний о свойствах воды и её значении в жизни человека.Знакомство с круговоротом воды в природе.Расширение знаний об агрегатных состояниях воды.Развивитие любознательности и навыков провед...