Конспект тематического занятия для детей старших и подготовительных групп. Тема: «Воронеж – Город Воинской Славы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ишмуратова Виктория Равильевна

Цель занятия – Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.
  2. Познакомить детей с военным историческим прошлым своего города.
  3. Дать детям представления о героическом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной Войны, чьи имена навечно прописаны в названиях улиц Воронежа.
  4. Систематизировать знания детей о том, что в честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники, где горит Вечный огонь, лежат живые цветы.
  5. Пробудить первые гражданские чувства дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. /Презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezh_-_gorod_voinskoy_slavy_vr.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия для детей старших и подготовительных групп.

Тема: «Воронеж – Город Воинской Славы!»

Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Всякий раз, когда приближается 25 января - День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, мы вновь обращаемся к событиям далеких военных лет. Радость многострадальной победы, горечь при виде разрушенного города - эти чувства пережили воронежцы в 1943 году. Тем, кто выжил, пришлось восстанавливать город из руин. В честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники. Сегодня там горит Вечный огонь, лежат живые цветы.

Цель занятия – Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.
  2. Познакомить детей с военным историческим прошлым своего города.
  3. Дать детям представления о героическом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной Войны, чьи имена навечно прописаны в названиях улиц Воронежа.
  4. Систематизировать знания детей о том, что в честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники, где горит Вечный огонь, лежат живые цветы.
  5. Пробудить первые гражданские чувства дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. /Презентация.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание карт города Воронежа, Воронежской области, иллюстрации «Старый город Воронеж», иллюстрации современного города, рассматривание книги «Воронеж» - Э. Кравчуг, Г. Струкова ( 1976г).
  2.   Чтение книги «Азбука родного края» Веденеева (1994г.)
  3. Рассматривание альбомов: «Воронеж в годы Великой Отечественной войны», «Родной Воронеж».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, занимают свои места.

Выходят трое детей и читают стихотворение « Родина моя».

1.Наша Родина – Воронеж

Город древний и родной.

Многое сейчас мы вспомним

Из истории его.

2.Много лет, десятилетий и

Столетий проплыло.

Над землёю наших предков,

Всё, что было – уж прошло.

3.Но от самого рожденья

Мы историю храним.

О делах веков прошедших

Мы сегодня говорим.

 «…Марта в 1 день…. По государеву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу…на Дону, Богатова затону два днища, велено поставить город Воронеж…»

Было дикое поле, тьма кочевников, тучами налетающих, степь густая, многотравная, непаханая, с вражьими тропами.

Но вырос на пути Воронеж в 1585г. (воевода Сабуров)

На засечной черте, на крутых приречных холмах у Воронежа-реки поднялась крепость, обнесенная дубовыми стенами, с высокими четырехгранными башнями, откуда зорко вглядывались в степь дозорные стрельцы. Преградою кочевому разбою встал Воронеж.

Почувствовала степь; конец беспрепятственному разбою, здесь стрелами и диким гиканьем не возьмешь; только лишь поднимутся пыль да дым спаленных слобод - дают сигнал караульные вышки, звонит колокол, за оружие берутся горожане, в соседние остроги летят гонцы. Стрелецкая, Пушкарская, Конная – в старинных названиях этих улиц - память о дозорной крепости, грозной стрельцами и пушками.

Воспитатель:

А враги у Руси всегда были: монголы, половцы, печенеги, татары, кочевники.

Они совершали набеги на Великую Русь, грабили людей, убивали, не жалея ни старых, ни малых.

Дети:

1.Но не простил народ великий

Ни унижений, ни обид.

По всей стране необозримой

Призывный клич уже летит.

2. И собралася рать велика,

И звон пронёсся над землёй.

Кольчуги, палицы и пики –

Всё пригодилось в этот бой.

3.Стояли насмерть наши предки.

И сотни в битве полегли,

Но никогда монголов плети

Россию больше не секли.

Воспитатель: Город Воронеж рос и развивался. Здесь живут кузнецы, купцы, сапожники, скорняки и плотники. Жилось им спокойно, сытно и легко. Земля пышет плодородием. Растут тут сосны корабельные. Реки катят полноводные.

Дети:

1. И вот пришла пора свершений

Царя Петра настало время.

России флот необходим –

Так царь подумал и решил.

А где вода и лес, и люди,

Что это дело не загубят?

Да на Воронеже-реке.

2.И царь садится налегке,

И мчит смотреть Воронеж-град.

И сосны перед ним стоят,

И катят волны, реки полны.

«Здесь мы построим русский флот!»

И царь уж сам топор берёт,

И тешет брёвна, парус ставит.

И вот, под стенами заставы

Тесно от лодок, кораблей

Для покорения морей.

Воспитатель: Наш город Воронеж называют колыбелью русского флота.

В честь Петра Великого поставлен памятник, назван сквер, и в водах

Воронежского водохранилища стоит памятник в виде корабля

Петровских времён.

Воспитатель: /Фон музыки «В городском саду»/

Шло время. Город Воронеж развивался, строился, хорошел день ото дня. Вместо маленьких мастерских строились крупные заводы и фабрики, театры и магазины, школы и детские сады. Город наш стал крупным промышленным, историческим, студенческим, культурным центром.

/Левитан слова о начале Великой Отечественной Войны/

Воспитатель:

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, нарушив соглашение о ненападении, заключённое правительствами Германии и России. Так на нашу землю пришла Великая Отечественная Война.

Страшнее её до сих пор ничего не было. Фашистская армия, как лавина покатилась по нашей стране. Каждая семья провожала на фронт добровольцев: отцов, мужей, братьев и сестёр.

Дети слушают песню «Вставай, страна огромная»

Воспитатель:

И снова наша Родина в опасности. Всё ближе и ближе к Воронежу подходят фашисты. Они даже разработали операцию по захвату нашего города, и назвали ее «Синяя». Они сжигали на своем пути деревни, убивали мирное население, не жалея стариков и детей.

13 июня 1942года была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров. /Звук сирены, гул самолётов/
26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города,
в июле в город ворвались немцы.

Наш город ощетинился пушками, зенитными орудиями, противотанковыми ежами.

Воспитатель:

И вот фашисты захватили правый берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов.

Наши солдаты сражались за каждую улицу, каждый дом, каждый метр земли нашего родного города. Сражались до последней капли крови, не жалея свои молодые жизни.

Помогали солдатам и простые жители города: молодые и старые, мужчины, женщины и дети.

Воспитатель:

25 января 1943 года советскими войсками 60-й армии под командованием

генерала И.Д. Черняховского был освобожден Воронеж.

Воспитатель:

За героизм и мужество в годы ВОВ город Воронеж награждён орденом

ВОВ 1 степени. А на Площади Победы установлена Стела с большой копией этого ордена.

Воспитатель:

16 февраля 2008г Указом № 206 президента России Воронежу присвоено звание «Город воинской славы».

По всей стране люди чтят память о воинах, погибших в этой войне, возводят

памятники известным и неизвестным героям.

Около памятников горит вечный огонь. В любой день у подножия этих памятников можно увидеть живые цветы, а это значит, что люди помнят своих героев, отдавших жизнь за будущие поколения.

Воспитатель: Почтим и мы память павших минутой молчания.

«Минута молчания»

Воспитатель:

Ребята! А как ещё люди хранят память о героях войны?

(О них написаны стихи, песни; нарисованы их портреты; о них сняты фильмы. В их честь названы площади, скверы, улицы, установлены памятники).

Воспитатель:

Ребята! А какие улицы нашего города названы в честь героев ВОВ?

Беляева Раиса Васильевна (1912—1943) — старший лейтенант, командир эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка 101-й авиадивизии ПВО. Родилась в г. Зуевке Кировской области. Участница Сталинградской битвы. В воздушном бою над Воронежем 19 июля 1943 года была тяжело ранена и погибла при посадке самолета на аэродром авиазавода. Похоронена в братской могиле № 6 (парк Строителей).

Бовкун Михаил Кузьмич(1918-1942) — лейтенант, командир взвода 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии. Родился в Полтавской области. В бою на улице Ленина 17 июля 1942 года, прижав к груди гранату, бросился на амбразуру фашистского дзота. Похоронен в братской могиле № 15 (станция юннатов). Посмертно награжден орденом Ленина.

Вавилов Геннадий Сергеевич (1923-1942) — красноармеец 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии. Родился в Суздальском районе Владимирской области. В бою на улице Ленина 15 июля 1942 года грудью закрыл амбразуру немецкого дзота. Похоронен в братской могиле № 15 (станция Юннатов).

Колесниченко Василий Ефремович(1915—1942) — младший лейтенант, пилот 573-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии ПВО. Родился в Кировоградской области. В воздушном бою над Воронежем 1 июля 1942 года уничтожил фашистский самолет таранным ударом. При этот сам был смертельно ранен и в тот же день скончался в госпитале. Похоронен в братской могиле № 15 (станция юннатов). Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Куколкин  Валентин Иванович(1924-1942) — разведчик батальона народного ополчения. Родился в Воронеже. Работал мотористом на механическом заводе, внештатным заведующим военного отдела Ворошиловского (ныне Ленинского) райкома ВЛКСМ. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942 года. Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Куцыгин Даниил Максимович(1895-1942) — секретарь Ворошиловского (ныне Ленинского) РК ВКП(б) г. Воронежа, комиссар батальона народного ополчения, старший политрук. Один из организаторов обороны железнодорожных мостов у Отрожки. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942 года. Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден орденом красного Знамени.

Воспитатель:

С каждым днём наш город становится краше и краше. Мы любим свой Воронеж и гордимся им.

А закончить наше занятие хочется стихотворением:

Мой город большой и красивый.

Здесь я родился и рос.

Мой город в центральной России.

Хочу, чтобы всем хорошо в нём жилось!

Мой город известный, старинный,

Основан Великим Петром.

Его прославляли поэты.

Горжусь, что родился я в нём!

Люблю я свой город весёлый.

Живёт в нём моя вся семья.

Мой дом, моя улица, школа,

Воронеж – Родина моя!

Звучит песня воронежского барда Сергея Гребенникова о Воронеже.

С каждым годом всё краше дорогие края…

Лучше Родины нашей - нет на свете, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий тематической НОД для детей старшей и подготовительной групп по теме: "Космос".

Данный сценарий тематической НОД помогает детям старшей и подготовительной групп расширить свои представления о космосе, физических явлениях....

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по городу Санкт-Петербург»

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29комбинированного вида Московского района Санкт-Петербург «Вечер развлечений для детей старшего дошкольного возраста»Подготовил...

Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "День народного единства"

Тематическое занятие направлено на расширение представлений детей о национальных праздниках, знакомство с символикой росийского государства....

Презентация на тему "Воронеж - город воинской славы"

Военные годы уходят от нас все дальше и дальше, все мы: и взрослые, а особенно молодое поколение, должны знать и помнить о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, чтить память героев...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

«Чайковский -детям» Конспект тематического занятия для детей старшей и подготовительной групп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 «Рябинушка»       «Чайковский -детям»Конспект тема...