Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия «Птицы»

в старшей группе

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных и зимующих птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Задачи:

1) закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргарита Ивенсен «ОСЕНЬ») :

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? … об осени).

-Дети, а сейчас давайте скажем какие признаки осени мы услышали в этом стихотворении.

2. Основная часть

-Ребята, отгадайте загадку

«Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится? Догадались? Это….(птица)»

Скажите, о ком будем мы говорить сегодня на занятии? (ответы детей)

Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда можно узнать?

-Правильно из словаря, энциклопедии.

Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

- Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?

- Встали все. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

(Слайд № 1)

Кто изображен на картинке? (ответы детей)

Ребята, скажите, пожалуйста. А чем птицы похожи между собой.

Давайте назовем части тела птиц. (Слайд № 2)

А чем отличаются птицы от животных?

Чем покрыто тело птиц?

Для чего птицам клюв?

Для чего птицам крылья?

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

Правильно ребята в нашей стране очень много разных птиц. И отличаются они друг от друга размерами (маленькие и большие, цветом перьев, они могут летать, прыгать, бегать и даже плавать, а еще отличаются своими голосами

И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, чей голосок»

Звучит фонограмма голоса кукушки.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 3)

Кукушка- небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка в отличие от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужие гнезда, поэтому другие птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса голубя.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 4)

Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу, скалах, но еще и у человека.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса ласточки.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 5)

Ласточка- мелкая птица. Живут стаями на скалах, по берегам рек, в городах. Вьют гнезда под крышами домов. Часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса дятла.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 6)

Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна.

Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса - жуки - короеды, прожорливые личинки, насекомые.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса соловья.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 7)

Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Обитает в лесу. Питается насекомыми: жучками, муравьями, червями и паучками. Соловей это певчая птица. Она очень красиво поет.

Звучит фонограмма голоса воробья.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 8)

Воробей — маленькая, птичка. Про него часто говорят«серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Весной, едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают

Посмотрите, сколько птиц мы с вами знаем.

А все ли птицы остаются с нами зимой? (ответы детей)

А куда они деваются?

А почему они улетают в теплые края?

Как называют птицы, которые улетают в теплые края?

А как называются птицы, которые с нами остаются на зиму.

Давайте с вами поиграем в игру «Улетают не улетают»(Слайд № 9)

Посмотрите на экран. В левом углу нарисовано солнышко - будет домик для перелетных птиц, в правом углу снежинка - это домик для зимующих птиц.

А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка «Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

- Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

- Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. (слайд 10)

Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. (слайд 11)

Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «шеренгой»(слайд 12)

- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Как вы думаете, ребята, а все ли перелетные птицы улетают все вместе? (ответы детей)

Первыми улетают насекомоядные птицы (слайд 13)

Почему они так называются? (питаются насекомыми)

Когда на улице становится холодно, насекомые пропадают. Они прячутся в земле в деревьях или погибают. И насекомоядным птицам нечего есть и они улетают.

Давайте вместе скажем «насекомоядные»

Посмотрите на экран, давайте с вами назовем тех птиц, которые называются насекомоядные.

Следующие птицы, которые улетают на юг называются зерноядные. (Слайд 14)

В слове зерноядные прячутся два слова: зерно едят. Получается слово – зерноядные. Повторите – зерноядные.

Почему они так называются? (питаются зернышками).

Они питаются плодами и семенами растений. Давайте назовем зерноядных птиц?

Позже, когда замерзают водоёмы (реки и озёра, – водоплавающие птицы. (слайд 14)

Почему их называют водоплавающие?

В слове водоплавающие тоже прячется два слова – в воде плавать. Повторите – водоплавающие.

Давайте назовем водоплавающих птиц?

Птицы улетают в теплые края. Им там хорошо, тепло, есть много пищи для них.

Скажите, а легко ли птицам, которые остаются с нами зимовать, легко ли им? (ответы детей)

Зимующие птицы могут питаться ягодами рябины, облепихи, семенами еловых и сосновых шишек, также они умудряются добывать насекомых из коры деревьев. Но бывают сильные морозы метели и птицы прилетают к нашим домам за помощью.

Как ребята мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)

А сейчас я хочу вам прочесть стихотворение
«Покормите птиц» (Яшин)
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо!
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна будет им зима!
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

А есть ли у нас в детском саду кормушки?

Давайте ребята каждый день с вами будем приносить корм птичкам на прогулке.

А теперь я вам предлагаю взять трафареты птиц, обвести их и раскрасить.

Давайте посмотрим какие птицы у нас получились. (выставка работ)

Назовите, каких птиц вы нарисовали.

3. Рефлексия

Ребята, о ком мы говорили сегодня на занятии?

Что узнали нового?

Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Знакомство со свойствами бумаги. Новогодний подарок для птиц"

занятие построенно на эсксперементально-исследовательной деятельности детей и аппликации нетрадиионными способами...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дикие животные и птицы зимой»

Закрепить знания детей об известных им диких животных степи и зимующих птицах, изучить их особенности  поведения в зимний период; развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, мышление; вос...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формирование представлений о зимующих    птицах.Интеграция образовательных областей:&laqu...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Зимующие птицы"...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах. Развивать умение детей работать в команде. Развивать выразительнос...