КОНСПЕКТ занятия по познавательному развития в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Ольга Васильевна
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое" (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_30.11.22.docx805.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Родниковская

Средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение

Методическая разработка

по познавательному развитию в старшей группе 

на тему:

«Путешествие в прошлое»

Гришина Ольга Васильевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

2022

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое»

Цель: Знакомство детей с культурой и семейными обычаями.

Задачи:

Развивающие: Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Образовательные: Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа; Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании.

Речевые: Обогащать словарный запас существительными: печь, колыбелька, чугунок, изба.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

Материалы и оборудование: старинные предметы обихода: самовар, печь, посуда, аудиозаписи с русской народной музыкой.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением русских домов; одежды, домашней утвари и обихода славян.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети куда мы попали с вами? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

1669835224360.jpg

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

(Раздается звук плача ребенка.)

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из кроватки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Давайте его покачаем.

(Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает)

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? (Макар, Борис, Ярослав)

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

1669835224327.jpg

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Аня, а когда я вырасту, то меня будут звать Анной и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы! Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки)

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. (Воспитатель кладет уголек)

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

1669835224343.jpg

Дети (Иванна и Саша) купают куклу.

Саша: Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Иванна: Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

(Дети вытирают куклу)

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

1669835224351.jpg

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда надевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Ребята, вот и нам пора немного отдохнуть, заводи хоровод. (Звучит музыка)

1669835224334.jpg

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать и пели колыбельную.

Воспитатель:

- Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

- Да.

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Укачали Егорушку, познакомились с семейными обычаями, узнали о традициях русского народа, о его быте. Понравилось вам? (Ответы детей). Еще больше вы можете узнать, поговорив со своими родителями, бабушками и дедушками. Расспросите их обязательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в страну сказок»

Презентация к конспекту НОД  по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группена тему: «Путешествие в сказку»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое»

В конспекте раскрывается содержание занятия по познавательному развитиюв старшей гру ппе на тему:  «Путешествие в прошлое»...

План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на луг».

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые»; расширять и закреплять знания детей о насекомых; развивать познавательные процессы детей дошкольного возраста (память, мышление, реч...