Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Зимушка-Зима!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику воспитателями дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Зимушка-Зима!»


Описание работы: Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику воспитателями дошкольных учреждений.


Цель занятия: обогащение знаний детей о зимнем времени года.

Задачи:
• Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
• Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
• Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
• Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
• Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;


Подготовка к занятию: подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.


Демонстрационные материалы: снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), фонограмма песни «Новогодний хоровод»,  муз. Г. Струве, мнемотаблица «Хорошо зимой», мультимедийный проектор.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тематику, беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, наблюдение за изменениями в природе, пение песен о зиме, слушание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года»,рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.


Ход занятия:
Какое у вас настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь
Педагог: Доброе утро, дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.
целый день.
Ой ребята, посмотрите что это?
Дети: снежинка.
Педагог: Смотрите какая красивая снежинка к нам прилетела, но она не простая а с загадкой, хотите отгадать? Ну тогда слушайте. (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
(Зима)

Дети: зима.
- Правильно, зима посмотрите какая она красивая.

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью    мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Педагог: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

Педагог: У каждого времени года есть свои 3 месяца. А какие, мы вспомним если отгадаем загадки:

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадки

Дни его — всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш придет –

Мы встречаем Новый год! (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Поверну солнце к лету

Что скажите месяц это (Январь)

Снег мешками валет с неба

С дом стоят сугробы снега

То бураны и метели

По ночам мороз селен

Днем капели слышен звон

День прибавился заметно

Ну, так, что за месяц это (Февраль)

Педагог: Молодцы, правильно угадали.

Дидактическая игра «Зимние слова».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит слоов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.)

.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз,                      Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                   топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.            хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                 Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,            Ходьба на месте с высоким подниманием                                                    
Поднимаем выше ноги.                   колен.
Мы идем, идем, идем                      Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.               Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?

Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.

Педагог: Каким стало солнце, небо?
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)

Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.

Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.

На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)

Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)

Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

 (На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)

Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица

Педагог: О каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: О зиме.

Педагог: У меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось - то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё запомнили) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимушка - зима"

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимушка - зима"...

Конспект ООД по окружающему миру в старшей группе "Зимушка-зима"

Конспект ООД по окружающему миру в старшей группе...

Конспект ОД по окружающему миру в средней группе «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать представление о сезонных изменениях зимой....

Конспект занятия по окружающему миру со старшими дошкольниками "Россия-матушка"

Цель: Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государ...

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников на тему «Чудеса Азасской пещеры»

формирование первоначальных представлений детей об Азасской пещере как о чуде Кузбасса....