Проект "К нам весна шагает быстрыми шагами"
проект по окружающему миру

Мелихова Раиса Александровна

Экологический проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип проекта:  средне - срочный, групповой, познавательно - творческий.

По содержанию: информационно – познавательный.

Участники проекта: дети компенсирующей группы 4-7 лет, воспитатели, родители.

Срок реализации: среднесрочный с 01.03.2019 г. по 30.04.2019 г. (2 месяца)


Место проведения проекта:  группа, участок на улице.

Цель проекта: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. 

Задачи проекта:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.  Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.

Развивающие:

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности.

Расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.  Способствовать формированию интереса детей к природе.

Актуальность проекта:


 
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи каждого педагога.

  • Подготовительный этап: 

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Подбор материалов по теме проекта.

  • Основной этап: (Реализация мероприятий) 


Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе;

Беседы: Беседа на тему: «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Перелётные птицы», «Животные весной», «Деревья весной», «Насекомые», «Труд взрослых весной».

Создание мини огорода на окне

Чтение художественной литературы.  «Пришла весна» Л. Н. Толстой, «Заюшкина избушка», «Весенние ручьи»,  «Бегство цветов», «Двенадцать месяцев» (славянская сказка),  Рассказ «Подснежники» С.Вангели. Стихотворение о весне.

 Подвижные игр: «Перепрыгнем через ручеек» и т.д( см Приложение)
 Дидактические игры: «Птицы», «Что изменилось на улице?», «Что с начало, что потом?», «Когда это бывает?», «Чудо цветок».
Наблюдение: «Веточка березы», «Ручейки», «Посадка различных видов семян», «Солнце светит ярче», «Небо голубое», «Пушистые облака», «Насекомые»
Пальчиковые игры:  Пальчиковая гимнастика «Капель», «Ласточка» и т.д ( см.Приложение)
Динамические паузы (физ. минутки)
 тема «Весна», «Веснянка» 
Речевые и дидактические игры тема «Весна»
Музыкальные произведения.

-П.Чайковский «Времена года. Весна»

- Э.Григ «Бабочка»

- М.Глинка «Жаворонок» Н. Митлова «Зима прошла» песня.

- Украинская народная песня «Веснянка»

- А.А.Белоус «Весенняя песня» хоровод.

- аудиозапись с пением птиц. 

Просмотр мультиков на весеннюю тематику. Обсуждение

Работа с родителями:

  1. Подборка сюжетных картин на тему «Весна красна».
  2. Украшение группы на весеннюю тематику (украшение, оформление).
  3. Изготовление кормушек для птиц.

Консультации для родителей. 
- «Экологическое воспитание детей в семье».
- «Весенний лед – источник повышенной опасности»

  • Заключительный этап: 
    Итоговое мероприятие  «Здравствуй весна!», выставка рисунков , фотографий по теме проекта.

Ожидаемые результаты

Дети: Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе; Знают перелетных  птиц; Рассматривают сюжетные картинки и составляют рассказы по ним; Используют все части речи, простые нераспространенные предложения; Проявляют бережное отношение к природе. Участвуют в обсуждениях. Участвуют в сезонных наблюдениях.

Педагоги: Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта. Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта. Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

Родители: Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком. Станут активными участниками реализации проекта. Повысится мотивация к сотрудничеству.

Список используемой литературы:

1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах. – М. ООО «АСТ – ЛТД», 1997г.

2. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1991г.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет. – М. Просвещение, 1988г.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе. – М., Мозаика-Синтез, 2009г.

5. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2008г.

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.

8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания и обучения «Цветные ладошки». – М. Карапуз – Дидактика, 2007г.

9. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2011г.

11. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. - М. Мозаика – Синтез, 2007г.

12. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. - М. Мозаика-Синтез, 2009г.

13. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. М. Мозаика-Синтез, 2010г.

Вопросы к беседе:  «К нам весна шагает быстрыми шагами».
1. Какие признаки наступившей весны ты заметил на своём  участке, по дороге в детский сад, в парке?

2. Сколько месяцев длится весна? Назови их.

3. Какой сейчас месяц?

4. Где появились первые проталины?

5. Как получаются проталинки?

6. Где снег тает быстрее?

7. Почему на крышах домов появляются сосульки?

8. Что такое ледоход?

9. Как называется явление природы, когда сосульки

плачут?

10. Как ты думаешь, почему весной день становится

длиннее?


Вопросы к беседе
:  «Перелётные птицы»

1. Как изменяется поведение птиц с приходом весны?

2. Каких перелётных птиц вы знаете?

3. Почему они вернулись к нам?

4. Почему мы называем птиц нашими пернатыми

друзьями?

5. Какая первая забота у птиц весной?

6. Из чего они строят гнёзда?
7. Кто из птиц прилетают первыми?

8. От чего зависит прилёт птиц весной?

9. Почему ласточки улетают в тёплые края первыми, а

возвращаются последними?

10. Какая птица не вьёт весной гнезда?

11. Как мы с вами можем помочь птицам весной?

Вопросы к беседе: «Животные весной»

1. Назови животных, которые просыпаются весной?

2. Какие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? летнюю?

3. Чем занимаются звери в лесу весной?

4. Какой страшный хищный зверь падок до малины?

Вопросы к беседе: «Деревья весной»

1.Какие признаки пробуждения растений вы знаете?

2. Что такое сокодвижение?

3. Какое целебное свойство готовит весна на берёзе? берёзе?

4. Сирень – это дерево или куст?

5. Как называется дерево, на котором белые,

пушистые почки?

6. Что такое почки?

7. Чему больше нужно будет воды для роста, дереву или или траве?

Вопросы к беседе: «Насекомые»

1. Каких насекомых вы увидели весной первыми?

2. Почему появились насекомые?

3. На каких местах – солнечных или теневых –

чаще можно встретить божью коровку?

4. Какое насекомое называют санитаром леса?

5. Как называется жилище муравьёв?

6. Какие насекомые только ползают?

7. Какие умеют и ползать, и летать?

8. У кого уши на ногах?

Вопросы к беседе:  «Труд взрослых весной»

1. Что делают люди весной на полях, в огородах?

2. Каку ещё работу выполняют взрослые весной?

3. Какой уход нужен растениям весной?

4. Какие орудия труда огородника вы знаете?

Консультация для родителей 
«Экологическое воспитание детей в семье.

"Проснулся утром — прибери свою планету"

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Сегодня, воспитывая наших детей, наше новое поколение, мы должны позаботиться не только о их развитии, о моральных принципах и физическом здоровье. Важную роль, как никогда, играет также экологическое воспитание детей.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле.

В наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня - это наши дети. То, что мы, родители, вложим в их мышление, в их образ жизни, в их жизненную позицию, определит, то, как ребенок уже в сознательном возрасте будет относиться к окружающему его миру. Ведь потребительское отношение к природе нашей планеты, ставит под угрозу не только существование отдельных экосистем, но и человечества в целом.

Экология - это «логос» - наука и «ойкас» - дом, жилище, место обитания, это - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. С самого раннего возраста ребенку необходимо привить любовь к животным, растениям, природной красоте.

Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Взрослые должны сами бережно относиться к природе и чаще обращать внимание детей на это. Хорошо, если родители научат выбрасывать мусор в специальные контейнеры и не ломать на деревьях ветки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.

Можно выделить основные задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:

  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
  • Воспитание этических и эстетических чувств.
  • Формирование познавательных и творческих потребностей.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Важно научить наших детей:

  • Беречь растения.
  • Любить животных.
  • Не бросать мусор, где попало.
  • Беречь природные ресурсы.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде. Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность - важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя ребенку жизнь зеленых питомцев. Не менее важным, конечно же, является содержание домашних животных, которые полностью зависят от своих хозяев.

Восхищаться красотой природы, ценит ее разнообразие, быть благодарным её дарам, всему этому может научить только семья. Особенно это актуально для детей, растущих в больших городах. При первой возможности, в любое время года, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть красоту природы. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Радость встречи с живыми объектами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе.

Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты. Очень важно в такие моменты разговаривать с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения. Городская природа также требует отдельного внимания и здесь важно понимать, что открытия ждут ребёнка на каждом шагу - по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин.

Необходимо не только ценить и беречь всю многогранность и щедрость природы, не менее важно формировать в сознании ребенка желание приносит пользу для природы, платить ей ответным стремлением созидать.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки.

В то же время, в помощь для родителей, на данный момент есть множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что теоретические познания никогда не смогут заменить практических действий. Только в процессе конкретных поступков, можно по настоящему понять важность и значимость каждого человека в улучшении экологической ситуации в мире.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё необходимое уже заложено в каждом человеке с рождения. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

Запомните правила!

Охрана растений.

 Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.

Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

 Замечательное богатство природы-лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа,но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

 Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже  стали редкими.

 Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать.   Лучше всего заготавливать подорожник.Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.

 Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.

 Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. 

Причина этого  – вытаптывание.  Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут,они погибают.

 В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам,чтобы растения не погибли от вытаптывания.

 В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

 Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие,даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе,больше сажать растений в городах и сёлах.

 Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

 Охрана животных.

 Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.

 Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета.

Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

 Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей.В природе о них позаботятся взрослые животные.

 Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому,оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например,охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.

 Животные связаны и с растениями. Если, например,собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек,которым нектар цветов нужен для питания.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым,которые укрываются в их зарослях.

 

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

 



Консультация для родителей 
 «Весенний лед – источник повышенной опасности»

Наступила весна. Под воздействием солнечных лучей лед быстро подтаивает. Еще более разрушительное действие на него оказывает усиливающееся весной течение воды в реках, прудах, озерах, которое подтачивает его снизу. Близится время ледохода и паводка. Внешне лед по-прежнему кажется прочным. Однако, перед вскрытием рек и водоемов он становится рыхлым и слабым.

       Нужно знать, что весенний лед резко отличается от осеннего и зимнего. Если осенний и зимний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, то весенний лед не трещит, а проваливается, превращаясь в ледяную кашицу.

Несоблюдение элементарных правил предосторожности в это время больше, чем когда-либо ведет к несчастным случаям. Чтобы избежать беды, необходимо соблюдать самые простые правила.

В период весеннего паводка и ледохода запрещается:

- выходить в весенний период на водоемы;

- переправляться через реку в период ледохода;

- подходить близко к реке в местах затора льда,

- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;

- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;

- приближаться к ледяным заторам,

- отталкивать льдины от берегов,

- измерять глубину реки или любого водоема,

- ходить по льдинам и кататься на них.

Наибольшую опасность весенний паводок представляет для детей.

Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, так как чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема. Такая беспечность порой кончается трагически. Весной нужно усилить контроль за местами игр детей.

РОДИТЕЛИ! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера.  Расскажите детям о правилах поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды,  пресекайте лихачество. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью. Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми. Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.


Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода!

Не подвергайте свою жизнь и жизнь ваших детей опасности!

Пословицы и поговорки про весну

  • Весна красна цветами, а осень снопами.
  • Весенний день год кормит.
  • Весна да лето, пройдет и не это.
  • Весна днем красна.
  • Одна ласточка не делает весны.
  • Весной часом отстанешь — днем не догонишь.
  • Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
  • Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи.
  • Весной дождь парит, осенью мочит.
  • Прилетела бы чайка, а весна будет.
  • Корми с осени коров сытнее, веска будет прибыльнее.
  • Весной бочка воды, ложка грязи, осенью ложка воды, бочка грязи.
  • Весной даже трухлявый пень расцветает.
  • Весна красна цветами, а осень грибами.
  • В апреле и зима преет.
  • Пришел марток, одевай двое порток.
  • Пришел май, коню травы дай, сам на печку полезай.
  • Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать.
  • Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
  • Первая ласточка весны не делает.
  • Не теряй время попусту: весна пройдет — не воротишь.
  • До первой грозы лягушки не квакают.
  • Весенний ледок, что чужой избы порог, ненадежен.
  • Весенняя пора — поел да со двора.
  • Посеешь в пору — соберешь зерна с гору.
  • Весной часом отстанешь — неделей не догонишь.
  • Весной сутки мочит, а час сушит.
  • Весенний лед толст да прост, осенний тонок да цепок.
  • Весна говорит: уклочу, а осень говорит: как захочу.
  • Весна и осень на пегой кобыле ездят.
  • Весна и червяка живит.
  • Весною оглобля за ночь травой зарастает.
  • Матушка-весна — всем красна.
  • Обнадейчива весна — да обманчива.

Загадки про весну

Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(весна)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(ручеек )
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый…
( Ручей )
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей)
За окном звенит она
И поет: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!»
Слышно с крыши:
«Шлеп-шлеп-шлеп!»
Это маленький потоп.
(Капель )
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(дождь )
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц …

(март )

Новоселье у скворца.
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
( скворечник )
Я сегодня не проказник,
Потому что мамин праздник.
Рисовал я ей букет.
Мне уже почти пять лет!
И прибраться мне не лень.
Угадайте, что за день?
Он приходит каждый год,
За собой весну ведет.
(8 марта, Международный женский день)

В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры.
( береза )
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи!
(Перелетные птицы)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
(гнездо )
Под окном чечетку бьет
Бойкая капель.
Значит, в гости к нам  опять

Заглянул…( Апрель)

Стихи про весну.

Апрель! Апрель!

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Автор: Самуил Маршак

  • Веселые льдинки

Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.
Автор: И. Демьянов

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Автор: Ф.И. Тютчев

  • Весна

Еще неделя пролетит,
И март капелью зазвенит.
За ним апрель в цветах придет,
И землю солнышко зальет.
По рощам, паркам соловьи
Концерты вновь начнут свои.

Автор: В. Кудлачев

  • Весна

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Автор: К. Кубилинскас

  • Весна идёт

Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие:
-Вот весна идёт!-
А это я работаю,
Разбиваю лёд.

Автор: Агния Барто

  • Весна пришла

По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!

Автор: Т. Дмитриев

  • Весна пришла

От счастья плачут ивы,
Роняя наземь слёзы:
Весна пришла, встречайте!
И веточкой берёзы
Она стучит в окошки:
Закончилась зима!
И почкой, как ладошкой,
Всех будит ото сна.

Автор: Натали Самоний

  • Весна пришла

Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!

Автор: Е. Стюарт

  • Два скворца

Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!

Автор: И. Муравейко

  • К нам весна шагает

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

Автор: И. Токмакова

 Уж тает снег

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

Автор: Алексей Плещеев

Про весну

Кап да кап, и не до сна,
Постучалась к нам весна.
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ежик:" Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!"

Автор: Лана Луканова

Игры с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Капель»
С крыши капает капель – пальцы левой руки стучат по ладошке правой Это к нам пришел апрель – меняют руки (пальцы правой руки стучат по ладошке левой) Солнце припекло сильней – «Солнышко» из ладошек И быстрей звенит капель – хлопают в ладоши.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, милая ласточка — большой палец дважды касается пальцев другой руки Где была и с чем пришла? — большой палец дважды касается пальцев другой руки За морем бывала — соединяем в кольцо большой и указательный палец Весну искала — соединяем в кольцо большой и средний палец Несу весну красну — соединяем в кольцо большой и безымянны палец, потом мизинец.
Пальчиковая гимнастика «Веснянка»
Солнышко, золотое донышко — пальчики по два раза касаются большого пальца Гори ясно, чтобы не погасло — пальчики по два раза касаются большого пальца Побежал в саду ручей — указательным и средним пальцами бегают по столу Прилетели сто грачей — скрещивают кисти и изображают машущие крылья А сугробы тают — работают кистями, сжимая кулачки Цветочки подрастают — трясут пальцами над головой.
Пальчиковая гимнастика «Цвет весны» 
На дворе стоит весна — одна рука кулачком, другая выпрямлена, меняем положение После зимней стужи просыпается она — кулачек стучит в кулачек Просыпается природа, даже лужи — делаем колечки из разных пальчиков Не покроет лед за ночь — хлопают в ладоши Гонит солнце зиму прочь — хлопают в кулачки.
Пальчиковая гимнастика «Капают капели» 
Вот уж две недели капают капели – плавно опускают руки сверху - вниз Снег на солнце тает – руки ладонями вниз разводят в стороны И ручьем стекает – обе руки ладонями вниз двигают вперед перед собой.
Динамические паузы (физ. минутки) тема «Весна»
«Весна». 
«Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши.
 Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам.
 Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку.
И на крышах талый снег -
гладят себя по голове.
 А у всех людей весною – кружатся вокруг себя. 
Это вызывает смех! -
поворачиваются к соседу и улыбаются
«Дерево клен» 
За окном сосулька тает —
дети становятся кругом, четыре раза прыгают на носочках
Ветер тучи разрывает — поднимают руки над головой, наклоняются в стороны. Разжимает, разжимает клен кулаки — руки спереди, локти внизу, разжимают кулачки.
 Прислонился он к окошку — четыре раза прыгают, руки на поясе.
 И едва растанет снег — наклоняются 
Мне зеленую ладошку —
смотрят друг на друга, повернувшись
Клен протянет раньше всех — жмут друг другу правые руки.
«Веснянка» 
Солнышко, золотое донышко —
«рисуют» вытянутыми руками круг над головой
Гори ясно, чтобы не погасло — руки в стороны, перебирают пальцами. Побежал в саду ручей — волнообразные движения руками.
 Прилетели сто грачей — отпуская руки, машут «крыльями» 
А сугробы тают —
приседают на корточки.
Цветочки подрастают —  Руки возле груди, ладони соединены, встают, раскрывают ладони.
 «Гусеница»
Этот странный дом без окон — дети ложатся в круг на спину и вытягиваются ровно. 
У людей зовется коконом —
руки прямо у корпуса, ноги должны быть внутри круга.
Сделав на ветке этот дом — переворачиваются на правый бок.
Спит гусеница в нем —
сложенный вместе руки под голову.
Дремлет она всю зиму —
поворачиваются на левый бок, руки под головой.
 Но зима прошла мимо — ложатся на спину, потянувшись как при пробуждении.
Март, апрель, май, весна — тянут руки вверх сидя
 Просыпайся ото сна — тянут руку как при потягивании сто.
 Под солнышком гусеница не спит, она летит — бегут по кругу, руками машутлетят.

«Грядка»

Я давно жду весну — дети берутся за руки и ходят по кругу.
 И никак я не засну — идут в другую сторону.
Мне участок в огороде —
меняют направление.
 Нынче мамочка дала — идут в другую сторону.
 Я возьму свою лопатку — имитация копания.
 И пойду копать на грядку — дальше копают.
 Мягкой грядка быть должна — работают граблями.
 Это любят семена — сеют-засевают.
 Посажу на ней морковку — садят пальчиками круглую морковку.
 И редиску, а с боков — продолжают садить.
Будут кустики бобов — показывают кустики до пояса по бокам.
"Капля"
Капля раз, капля два -
пальцы собраны в щепотку.
Очень медленно сперва -
раскрываем пальцы медленно 
А потом, а потом все бегом все бегом -
руки вверх - вниз, пальчики бегут
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем -
руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой.

Речевые и дидактические игры тема «Весна» 
«Диалог Зимы и весны»
Воспитатель: - «Говорит весна. Сестра уходить тебе пора! А Зима в ответ» Дети: - «Нет, нет, нет!»
Воспитатель: - «Говорит Весна тогда: с крыши капает вода?»
Дети: - «Да, да, да!»
Воспитатель: - «Тают горки во дворах?»
Дети: - «Ах, ах, ах!»
Воспитатель: - «А на речке треснул лед?»
Дети: - «Ой, ой, ой!»
«Назови ласково» (можно использовать мяч)
Солнце – солнышко. Сосулька – сосулечка. Дождь – дождик. Птица – птичка.  Дерево – деревце. Цветок – цветочек и т.д. 

«Подбери действие»
Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ..

«Весенняя поляна» 
Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее. Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». Например: «День»-весенний день, «Настроение» - весеннее настроение и т.д. (солнце, сосулька, цветы, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза).

Подвижные игры

«Перепрыгнем через ручеек»
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Ход: на площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см.) Группе детей предлагается перепрыгнуть через ручеек вначале там, где узкий, а затем там, где шире, и, наконец, где самый широкий.
«Гори, гори ясно!»
Цель: развивать быстроту и ловкость
Ход: игроки стоят в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

По окончанию слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.
«Птички и птенчики»
Цель: развивать у детей выполнение движений по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга.
Ход: дети делятся на 3 – 4 группы; каждая группа имеет свой домик-гнездо. У каждой группы «птенчиков» есть птичка-мама. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. По слову воспитателя «домой» птички-мамы возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок. Игра проводится 3 – 4 раза.
«Мы веселые ребята»

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
Ход: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Водящий назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 -3 перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раз.
Указания. Если после 2 – 3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новыйловишка.
«Беги к тому, что назову»
Цель: тренировать в быстром нахождении названного предмета на площадке или в комнате; развивать быстрый бег стайкой, внимание.
Ход: выбирается водящий, дети стоят рядом с ним и слушают, что он скажет. Водящий объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите, и будете ждать меня», затем произносит: «Раз,два, три к песочнице беги!» Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому предмету, отводит на скамейку штрафников. Игра повторяется. (дети бегут к столику, к любому дереву, к веранде.)
«Солнышко и дождик»
Цель: Приучать  детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Итоговое мероприятие  «Здравствуй весна!»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

- Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;

- Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцисс, одуванчик, мать-и-мачеха);

- Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

- Упражнять умение работать коллективно в нетрадиционной технике, используя аппликацию;

- Вызвать у детей положительные впечатления от проделанной деятельности.

Материалы и оборудование:

- Иллюстрации весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик, нарцисс, мать – и - мачеха);

-Разрезные картинки весенние цветы;

-Кубики «Сложи узор» Никитина;

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение стихотворений о весне; рассматривание картин и иллюстраций о весне; заучивание пословиц о весне;

отгадывание загадок.

Ход: Дети рассаживаются на стульчики полукругом, воспитатель читает стихотворение:

«Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны. (И. Токмакова)

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о весне).

Воспитатель: Правильно, о весне.

- Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)

- А сейчас какой месяц? Дети: Апрель.

Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете? Дети рассказывают стихотворения о весне.

Ласточка

Улетела Ласточка

За тридевять земель...

Возвращайся, Ласточка!

На дворе апрель.

Возвращайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка,

Прилетит Весна! (Борис Заходер)

Пришла весна

Шумят леса, цветет земля,

Поет-звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна —

В одежде из лучей!»

Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна

В гирлянде из цветов!» (Мария Пожарова)

Весна

Два скворца летели,

На березку сели,

Сели и запели, -

Как они летели, как они спешили

С берегов заморских

В край родимый, милый

К беленькой березке! (Иван Муравейко)

Весна

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна. (Екатерина Карганова)

Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мячика с песком.

Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы еще знаете?

- солнце светит ярко и греет;

- на солнце снег начинает таять, капель;

- появились первые проталинки на земле;

- дни длиннее, а ночи короче;

- побежали весенние ручейки;

- мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;

- вся природа просыпается от зимнего сна;

- на деревьях и кустах набухают почки;

-птицы прилетают с теплых стран.

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика.

Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).

Солнце – солнышко;

Лист – листочек;

Лужа – лужица;

Сосулька – сосулечка;

Дерево – деревце;

Капля – капелька;

Туча – тучка;

Ручей – ручеёк.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку (указывает на стенгазету «Весна»).

Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадаете, и найдете здесь.

Цветик жёлто-золотистый,

Как цыплёночек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка … (мимоза)

Только за окошком

Попустил мороз,

Потекли сосульки

Бусинками слез.

Ну, а ты, дружочек,

Отвечай теперь -

Под моим окошком

Что звенит? (капель)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник -

Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка. (Ручей)

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке идет лед

Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело –

Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет (Весна)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Грач на горе - весна на дворе.

Зима весну пугает, а сама тает.

Весна красна цветами, а осень пирогами

Потрудись весной – сытым будешь зимой.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Больше землю удобряй, будет выше урожай.

Воспитатель: Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Подвижная игра «Весна».

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли. (Дети подходят к стенду «Весенние цветы)

Воспитатель: Какие цветы здесь растут?

Дети по очереди показывают и называют цветы.

Воспитатель: Молодцы, все цветы вы знаете.

Делимся на две подгруппы.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Первая подгруппа. Воспитатель дает детям конверт, в нем разрезные картинки цветов.

Затем воспитатель спрашивает, какой цветок у кого получился.

Вторая подгруппа. Собирают по схеме цветы из кубиков «Собери узор» (тюльпан, мать-и-мачеха).

Воспитатель: Какие вы молодцы, теперь поменяемся заданием.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Весенний цветок»

Вырос Высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной

Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас давайте вместе изобразим «Поляну мать-и-мачехи».

Дети выполняют коллективную работу «Поляна мать-и-мачехи» в нетрадиционной технике. Каждый вырезает один цветочек из желтых салфеток и листок из зеленых салфеток. Наклеивает на «полянку» ватман.

Сюрпризный момент.

Воспитатель, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось и предлагает угощение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

"К нам весна шагает быстрыми шагами.."

Продолжать закреплять знания детей о признаках весны, о том, как просыпается природа после зимней спячки. Создать радостное настроение....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...

"К нам весна шагает быстрыми шагами»

Дети запоминают названия весенних месяцев, рассказывают об изменениях , происходящих ранней весной в природе. участвуют в исследовательской деятельности, логически мыслят....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...