Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ларионова Наталья Алексеевна

Примерный план проведения занятия по ознакомлению со свойствами воздуха детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_2022.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе

"Воздух вокруг нас"

Выполнила: Воспитатель Ларионова Н.А.

2022 г.

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе

«Воздух вокруг нас»

Цель: Расширять знания о воздухе.

Обучающие задачи:

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Гипотезы:

воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух«поймать» в оболочку;

воздух легче воды;

воздух есть внутри людей;

- воздух имеет вес.

Оборудование: по количеству детей: полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, фонарик, вееры, капсулы от киндер сюрпризов, салфетки. Схема, 2 шарика, весы.

Словарная работа: Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».

Сюрпризный момент: появляется грустный Незнайка, и рассказывает, что ему загадали очень сложную загадку и он не может ее никак отгадать, просит помощи у ребят.

Незнайка: Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

Вот какая хитрая загадка, помогите, пожалуйста, найти на неё ответ.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да! Это воздух!

Незнайка: Ой, а разве так бывает, что что-то есть, но его как будто и нет…  Помогите мне разобраться, я совсем ничего не понимаю!

Дети: Конечно!

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

ДетиВоздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1).

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

ВоспитательВывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух(ответы детей).

У меня есть фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

СХЕМА №1 ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ

Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой, когда воздух мы выпустили?

Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Значит воздух находится повсюду.

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.

Артикуляционная гимнастика«Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель:

А. - Я предлагаю проверить. Повторите всё, что я покажу. Положите руку на грудь и сделайте глубокий вдох. Что происходит, когда вы вдыхаете?

- Значит, когда мы вдыхаем, воздух занимает внутри нас место. А что происходит, когда мы выдыхаем?

Б. - Я предлагаю вам взять стаканчики с водой и трубочки. Повторите точно всё за мной. Подуйте в трубочку. Что происходит?

Пузырьки – это воздух. Откуда они появились?

-Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

-В этом опыте вы смогли увидеть воздух?

А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).

В. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте друг другу покажем, как дышат наши носики.

Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

- А с салфеткой видно. Смотрите, какие красивые салфеточки я вам принесла. Берите их скорее в руки. Подышите на них. Что вы замечаете?

- Салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях.

- А что такое ветер? Правильно, это движение воздуха.

Значит сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!

Физкультминутка:

Воздух-невидимка(руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка(руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду(Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду(Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт 3. «Имеет ли воздух вес

Воспитатель: как вы думаете, ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в контейнерах?

А. Возьмите контейнеры от киндерсюрпризов. Как вы думаете, в них что-то есть. Верно в них воздух. Положите их в емкость с водой. Посмотрите, они не тонут. Теперь нальем воды в контейнер и опустим его  воду, что произошло? Он утонул. Значит воздух легче, чем вода.

Теперь мы с вами убедились, что воздух легче воды, потому что вода его вытеснила.

Б. Посмотрите, вот лежат 2 шарика, в них сейчас есть воздух? А если я его надую? Давайте повесим их на весы и узнаем, какой из них будет весить больше, надутый, или сдутый. Надутый тяжелее, значит воздух имеет вес.

СХЕМА №2 ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.

Опыт 4. «Воздух движется и переносит запахи».

Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?

Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

СХЕМА №3 ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Воспитатель: Ну Незнайка, теперь ты разобрался что такое воздух?

Незнайка: Да, спасибо! Ребята, Вы отличные воздухоискатели! До свидания!

Воспитатель: В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :

- что воздух прозрачный, бесцветный;

- что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;

- что воздух имеет вес;

- что мы с вами дышим воздухом;

- что воздух есть внутри людей;

- что воздух не имеет запаха, но может его переносить;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебница- вода»

Программные задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный слова...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе на тему «В гости к Снегурочке»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени   Конспект открытого занятия по экспериментированиюв средней груп...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе по теме: «В гости к Снегурочке»

Образовательная деятельность - Познавательное развитиеЦель: Закрепить знания детей о воде и ее свойствах....

конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе

Тема:"Воздухоискатели".Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие&raq...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»...