Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» в средней группе «Птицы зимующие и перелетные»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мария Викторовна Таранда

План конспект открытого урока по познаваптельному развитию предназначен для проведения открытого урока по лексической теме "Зимующие и перелетные птицы" для воспитателей средних групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_ptitsy.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО №3»

Дошкольное отделение № 1

Конспект

 открытого занятия по познавательному развитию

«Ознакомление с окружающим миром»

в средней группе

«Птицы зимующие и перелетные»

п. Бугры

2022г.

Цель: уточнение, расширение представлений детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать знание детей о зимующих и перелетных птицах и их характерных особенностях;                                                                                   - совершенствовать знание детей об общих признаках птиц;

- запоминать понятия право-лево, верх-низ;

-  запоминать цифры от 1 до 5;

- упражнять  в образовании уменьшительно-ласкательных слов;                                               - пополнять словарный запас.

Развивающие:                                                                                                            - развивать внимание, логическое мышление, речь, зрительное восприятие посредством дидактических игр;

- развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к птицам;                                                            воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Оборудование и материал:

- иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц (скворец, ворона, сорока, кукушка, дятел, утка, соловей),

- схема «Отличительные признаки птиц»;

-  письмо Снежной Феи

 - дидактические игры «Сложи картинку» ( картинки-отгадки с изображением птиц снегирь, воробей, синица, ласточка),  «Матрешка» (изображение птиц от маленькой к большой)

 -запись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами во время прогулок;

-  чтение художественной литературы про птиц (В. Бианки «Синичкин календарь», А. Блок «Ворона», Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Пришвин «Птицы под снегом»);

- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением птиц;

- знакомство с мнемосхемой «Отличительные признаки птиц».

-  дидактические игра «Сложи картинку», «Угадай по описанию»;

- подвижные игры  «Гуси-гуси..», «Летает-не летает», «Зимующие перелетные», «Стайка - полетай-ка».

Активизация словаря: корм, кормушка, скворечник, холодно, голодно, синица, воробей, снегирь, дятел, грач, скворец, соловей, ласточка, зимующие, перелетные, оперение.

Интеграция образовательных областей:                                                                      - познавательное развитие;                                                                                                                       - речевое развитие;                                                                                                                                   - художественно-эстетическое развитие;                                                                            - физическое развитие;                                                                                                              - социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная.

Методы и приемы: беседы, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, использование ИКТ.

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Круг добра». (1-2 мин)

В. Раз, два, три-                                                                                                           Ты скорее в круг беги. (дети встают в круг, касаясь ладонями, друг друга)

В. У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.).

2. Основная часть                                                                                              В. Сегодня я приглашаю вас в лес:

«Вокруг себя 2 раза обернись и в зимнем лесу очутись!».

Ребята, отгадайте загадку:

У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.
                          (Ответ: Птицы) 

В. Ребята, прислушайтесь! Почему так тихо стало в лесу?                                                                  В. Да, правильно птицы улетели в теплые края                                                                 Послушайте пожалуйста стихотворение про птиц:                                               Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик
!

В. О каких птицах идет речь в стихотворении?

Ответы детей

В. А в этом стихотворении о каких птицах идет речь?                                                  Клином в небо поднялись высоко, - 
Вольным воля на пути широком, - 
И летят не только днем, а ночью, 
Видел кто-то не во сне – воочию. 
В звездном свете от земли не близко, 
Появились вдруг на лунном диске. 
И мерцали, шевеля крылами, 
Журавли над спящими полями.

 Ответы детей



В. Но не только из-за этого стало тихо в лесу. Сегодня нам пришло письмо Снежной феи. Давайте прочитаем его вместе! (Читает письмо)                                                 «Я снежная фея, мне стало скучно и я решила повеселиться. Я заколдовала всех птиц и животных в лесу, заморозила их и отняла у них голоса!»

В. Ребята, чтобы расколдовать лесных жителей, мы должны пройти испытания!

Первое испытание – отгадать загадки!

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок 

                            (Воробей.)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Кто она? …

                                     (Ворона)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. 

                                                (Грач)

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит – легче.

                                     (Дятел)

Прилетает к нам зимой,
     Яркий, шустренький такой,
     На рябине он сидит,
     Алой грудкой знаменит

                                 (Снегирь)


В. Ребята, поиграем в игру! «Зимующая или перелетная   птица».

Воспитатель показывает птицу на картинке. Если птица перелетная Дети изображают крылья,  если птица зимующая прижимают руки к себе

Второе испытание:

В. Ребята, пока мы играли, снежная фея подбросила нам на столы какие то картинки. Давайте их соберем и узнаем что же на них изображено.

Это и будет нашим вторым испытанием. Собрать разрезные картинки   и отгадать название птицы.  (Картинки с изображением синицы. Ласточки, воробья, снегиря)                                                                                                                В. Как то стало немного прохладно в нашем зимнем лесу. Давайте немного согреемся

Мы пришли в зимний лес.                          Ходьба на месте.                                       Сколько здесь вокруг чудес!                    Дети удивленно разводят руками.           Справа—берёзка в шубке стоит,                Отводят указанную руку в сторону,              Слева на нас ёлка глядит.                    прослеживают движение                                                    В небе снежинки кружатся,         Выполняются вращательные                                                 На землю красиво ложатся.         движения руками над головой.                                     Вот и зайка проскакал,                 Прыжки на месте.
От лисы он убежал.                                                                                                                         Вот серый волк рыщет.              Наклоны вперед, имитация движений волка.       

Он себе добычу ищет.                                                                                                  

Все мы спрячемся сейчас, —  Дети приседают, прячась.
Не найдёт тогда он нас!                                                                                                        Лишь медведь в берлоге спит, Движения, имитирующие, как                                      Так всю зиму и проспит.         медведь спит в берлоге.                                           Пролетают снегири,                Махи руками, имитируя полет птиц                                               Как красивы все они!                .

Третье испытание;

В. А вот и третье испытание  Ребята вы должны составить матрешку   из 5 птиц (которые постоянно живут с нами).                                                                      Картинки с дятлом, голубем, сорокой, скворцом дети берут и выстраивают от большего к меньшему.

В. Вот мы и справились со всеми испытаниями Снежной Феи: загадки отгадали, пазлы собрали, матрешку построили от большой к маленькой. Снежная фея, расколдуй птиц и зверей лесных! Давайте прислушаемся что же сейчас мы услышим в лесу?

Воспитатель подключает колонку с голосами птиц в зимнем лесу.

В. Вокруг себя обернись в детский сад вернись! Ребята, вы молодцы прошли испытание и помогли лесным обитателям, разморозили их и вернули им голоса!

А теперь давайте подойдем к плакату и вспомним, чем же отличаются птицы от зверей.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в средней группе.Тема: «Вежливые слова».

Формировать умение у дошкольников самостоятельно выполнять  знакомые правила общения; развивать умение детей понимать значение вежливых слов и   активизировать их в речевом общении...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

Конспект занятия по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой».

Конспект занятия  по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой»       Для детей подготовительной ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Птицы»...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Ознакомление с окружающем миром" в средней группе

Конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Ознакомление с окружающем миром" в средней группе "Новогодний праздник"...