Экологическая операция "Ёлочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Усманова Дилара Ирековна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

(ознакомление с миром природы)

для детей старшей группы № 9

на тему «Экологическая операция «Ёлочка»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Иванова И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа

2020-2021 учебный год

 

 

 

Программное содержание:

- Уточнить и Расширить представления детей о лесе и его

  • Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
  • развивать познавательный интерес к жизни леса, память, связную речь, умение

анализировать;

  • Воспитывать бережное отношение к лесу - ели;
  • Закреплять знания о дереве - ели- растение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи
  • Закреплять знания о том, что ель --- живой организм, который нуждается в воде, защите.

Словарная работа: Растения, хвоя, иголка, кора, обитатели, животные, сосна, ель. Материалы: Картины «Лес», «Зимний лес», модели «Растение», «Елочка», картинки «Лесные обитатели».

ход занятия: Загадка: «Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой —- снимет шубу с плеч долой» (лес). мы сегодня идём в гости к леснику. кто такой лесник? (лесник-человек, который защищает, охраняет лес). (воспитатель одевает фуражку лесника и становится лесником). я -лесник. я рад что вы пришли ко мне в гости в лес (картины «зимний лес»). послушаем зимний лес: тишина, тишина, тишина... лес спит. иногда слышно, как снег охапками падает с веток... или пролетит сорока, ворона - зимующие птицы. а почему в зимнем лесу тишина? (многие обитатели стаи, перелётные голосистые птицы улетели, насекомые

т.к. спрятались в землю, под кору деревьев и т.д.) Чем пахнет зима? (морозной свежестью, снегом, ёлкой). А как мы можем среди деревьев в лесу узнать ёлку?

image(модели- «Дерево») (по стволу коричневые веткам с иголками).

Отгадайте загадку: Что же за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Да, ёлка — это растение. Что есть у него? Для того чтобы ёлка росла что необходимо нужно? (Вода, тепло, свет). Ёлка приспособилась к переменам погоды, с наступлением холодов, она не сбрасывает листья, а иголки — это еловые листья, просто необычной формы — как иголочки и называются хвоей. А остаётся целый год в своём хвойном зелёном наряде и поэтому ёлочка относится к хвойным деревьям.

А какие хвойные деревья вы знаете? (сосна, ель, пихта) Чем отличаются ель и сосна? У ели ветки начинаются у самой земли. У сосны ветки на самой макушке длинного, стройного ствола.

В чём сходство ели и сосны? Они покрыты иголками — хвоей. Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому и не боятся мороза. (показ картины «Ель», «Сосна»).

Сравните иголки ёлки и сосны. У ёлки они жёсткие, короткие, а у сосны более мелкие и длинные.

А как размножаются хвойные деревья? Да, шишками. У хвойных растений семена на их созревание уходит 2 года, созревают зимой. Высыпаются семена из шишек (показ) на снег и, подгоняемые ветром, скользят по снегу наперегонки. Там, где остановятся, вырастут ёлочки. Что нужно для того, чтобы выросла большая ель? (тепло, свет, вода). Вот для того чтобы выросла ёлочка в 1 метр ростом нужно 15 лет, Упали семена ели, прошёл год, проросло семя, появились корни, тонкий ствол и только через 15 лет выросло деревце. Много это или мало' т.е. для того чтобы выросла одна маленькая ёлочка. сколько нужно времени? В лесу я нашёл вот такую шишку, от этой шишки остался только стержень. Как думаете почему? Эту шишку ела белка. Во время еды белка садится на задние лапы, передними держит шишку и отламывает от неё чешуйки своими острыми зубами. Зачем? Ищет еловые семена, они для белки главная пища. Кроме того, что ёлочка - это красивое хвойное дерево, оно является кормом для лесных обитателей и под её раскидистыми ветками от холода прячутся лесные  imageобитатели белки, зайцы; строят домишки --- гнёзда — белки. А осенью под корнями строят свои берлоги медведи, ежи, где спят всю зиму Ель - это дом, корм для лесных обитателей.

С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из её необыкновенных качеств - стойкость ей не страшны ни морозы, ни жара. Сосна- целебное дерево. Смолистые вещества, которое она выделяет, убивает в воздухе микробов. Поэтому в сосновых лесах строят санатории, в которых люди лечатся, отдыхают. Сосна способна очищать воздух, около сосны легче дышится. В хвое ели и сосны содержится много витамина С. Размолотой хвоей сосны, подкармливают животных, эта подкормка очень полезна. Хвоей полощут рот, чтобы укрепить дёсны.

 Имитационные упражнения –« Ёлочка»- ельник (ветки-руки) «Сосна»(по одиночке) - сосновый бар.

Для них лес- родной дом и кормилец, а для человека друг.

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Почему их надо соблюдать? Вопросы на системный анализ:

  • Что было бы, если бы в лесу не было ели и сосны? Чем полезны эти деревья?
  • Какие свойства сосны вы знаете?
  • Надо ли срубить ель, сосну в новогодние зимние дни? Как поступишь?
  •  Поставить искусственную ёлку, украсить красивыми ёлочными игрушками и подарками, потом убрать и на следующий год поставить и снова украсить.
  • А если ёлку, сосну срубили то, через сколько лет вырастет новое деревце? (2 года семена в шишках созревают, 15 лет прорастает и вырастает в метр высотой).
  • Какую пользу приносят хвойные деревья в холодное зимнее время лесным обитателям?
  • Зачем люди выращивают леса, парки?
  •  Как продлить жизнь дереву?

 

 Пословицы о лесе:

«Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади»

«Лес — богатство и краса, береги свои леса»

Вот этим и занимается лесник. А весной мы с вами посадим на участке детского сада саженцы ёлочек, которые возьмём в питомнике, где их специально выращивали. В группе поставить искусственную ёлочку и украсить самодельными ёлочными  игрушками.

imageВыпуск листовки «Берегите ёлочки»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_operatsiya_yolochka.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

(ознакомление с миром природы)

для детей старшей группы № 9

на тему «Экологическая операция «Ёлочка»»

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Иванова И.П.

Уфа

2020-2021 учебный год

Программное содержание:

- Уточнить и Расширить представления детей о лесе и его

  • Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
  • развивать познавательный интерес к жизни леса, память, связную речь, умение

анализировать;

  • Воспитывать бережное отношение к лесу - ели;
  • Закреплять знания о дереве - ели- растение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи
  • Закреплять знания о том, что ель --- живой организм, который нуждается в воде, защите.

Словарная работа: Растения, хвоя, иголка, кора, обитатели, животные, сосна, ель. Материалы: Картины «Лес», «Зимний лес», модели «Растение», «Елочка», картинки «Лесные обитатели».

ход занятия: Загадка: «Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой —- снимет шубу с плеч долой» (лес). мы сегодня идём в гости к леснику. кто такой лесник? (лесник-человек, который защищает, охраняет лес). (воспитатель одевает фуражку лесника и становится лесником). я -лесник. я рад что вы пришли ко мне в гости в лес (картины «зимний лес»). послушаем зимний лес: тишина, тишина, тишина... лес спит. иногда слышно, как снег охапками падает с веток... или пролетит сорока, ворона - зимующие птицы. а почему в зимнем лесу тишина? (многие обитатели стаи, перелётные голосистые птицы улетели, насекомые

т.к. спрятались в землю, под кору деревьев и т.д.) Чем пахнет зима? (морозной свежестью, снегом, ёлкой). А как мы можем среди деревьев в лесу узнать ёлку?

(модели- «Дерево») (по стволу коричневые веткам с иголками).

Отгадайте загадку: Что же за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Да, ёлка — это растение. Что есть у него? Для того чтобы ёлка росла что необходимо нужно? (Вода, тепло, свет). Ёлка приспособилась к переменам погоды, с наступлением холодов, она не сбрасывает листья, а иголки — это еловые листья, просто необычной формы — как иголочки и называются хвоей. А остаётся целый год в своём хвойном зелёном наряде и поэтому ёлочка относится к хвойным деревьям.

А какие хвойные деревья вы знаете? (сосна, ель, пихта) Чем отличаются ель и сосна? У ели ветки начинаются у самой земли. У сосны ветки на самой макушке длинного, стройного ствола.

В чём сходство ели и сосны? Они покрыты иголками — хвоей. Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому и не боятся мороза. (показ картины «Ель», «Сосна»).

Сравните иголки ёлки и сосны. У ёлки они жёсткие, короткие, а у сосны более мелкие и длинные.

А как размножаются хвойные деревья? Да, шишками. У хвойных растений семена на их созревание уходит 2 года, созревают зимой. Высыпаются семена из шишек (показ) на снег и, подгоняемые ветром, скользят по снегу наперегонки. Там, где остановятся, вырастут ёлочки. Что нужно для того, чтобы выросла большая ель? (тепло, свет, вода). Вот для того чтобы выросла ёлочка в 1 метр ростом нужно 15 лет, Упали семена ели, прошёл год, проросло семя, появились корни, тонкий ствол и только через 15 лет выросло деревце. Много это или мало' т.е. для того чтобы выросла одна маленькая ёлочка. сколько нужно времени? В лесу я нашёл вот такую шишку, от этой шишки остался только стержень. Как думаете почему? Эту шишку ела белка. Во время еды белка садится на задние лапы, передними держит шишку и отламывает от неё чешуйки своими острыми зубами. Зачем? Ищет еловые семена, они для белки главная пища. Кроме того, что ёлочка - это красивое хвойное дерево, оно является кормом для лесных обитателей и под её раскидистыми ветками от холода прячутся лесные        обитатели белки, зайцы; строят домишки --- гнёзда — белки. А осенью под корнями строят свои берлоги медведи, ежи, где спят всю зиму Ель - это дом, корм для лесных обитателей.

С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из её необыкновенных качеств - стойкость ей не страшны ни морозы, ни жара. Сосна- целебное дерево. Смолистые вещества, которое она выделяет, убивает в воздухе микробов. Поэтому в сосновых лесах строят санатории, в которых люди лечатся, отдыхают. Сосна способна очищать воздух, около сосны легче дышится. В хвое ели и сосны содержится много витамина С. Размолотой хвоей сосны, подкармливают животных, эта подкормка очень полезна. Хвоей полощут рот, чтобы укрепить дёсны.

 Имитационные упражнения –« Ёлочка»- ельник (ветки-руки) «Сосна»(по одиночке) - сосновый бар.

Для них лес- родной дом и кормилец, а для человека друг.

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Почему их надо соблюдать? Вопросы на системный анализ:

  • Что было бы, если бы в лесу не было ели и сосны? Чем полезны эти деревья?
  • Какие свойства сосны вы знаете?
  • Надо ли срубить ель, сосну в новогодние зимние дни? Как поступишь?
  •  Поставить искусственную ёлку, украсить красивыми ёлочными игрушками и подарками, потом убрать и на следующий год поставить и снова украсить.
  • А если ёлку, сосну срубили то, через сколько лет вырастет новое деревце? (2 года семена в шишках созревают, 15 лет прорастает и вырастает в метр высотой).
  • Какую пользу приносят хвойные деревья в холодное зимнее время лесным обитателям?
  • Зачем люди выращивают леса, парки?
  •  Как продлить жизнь дереву?

 Пословицы о лесе:

«Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади»

«Лес — богатство и краса, береги свои леса»

Вот этим и занимается лесник. А весной мы с вами посадим на участке детского сада саженцы ёлочек, которые возьмём в питомнике, где их специально выращивали. В группе поставить искусственную ёлочку и украсить самодельными ёлочными  игрушками.

Выпуск листовки «Берегите ёлочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...