Конспект занятия в старшей группе"Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В загадке говорится о невидимом веществе, которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. - Сейчас мы с вами узнаем, что же это за вещество. Показать детям пакет, наполненный кубиками. – Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков. Что в нём сейчас? (он пустой) - Попробую наполнить пакет тем невидимым, что находиться вокруг меня. - Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? - Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух. - Вот мы и отгадали с вами загадку Тимошки. Мы проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть все секреты воздуха. Приглашаю Вас в нашу лабораторию, чтобы исследовать воздух. При работе в лаборатории необходимо соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно и внимательно. Эксперимент мы проведем, воздух мы везде найдем. Вот мы и очутились в нашей лаборатории. Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули? Дети: Воздух Воспитатель: А мы можем увидеть воздух? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Значить какой воздух? Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный. Опыт №1 (воздух можно увидеть) Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете? (воздух) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух) Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг) Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. А, теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим) Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый) Вывод: Воздух прозрачный. Опыт №2 (Воздух занимает место) Возьму в руки стакан, внутри которого находиться вата. Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей) Переверну стакан вверх дном и медленно опускаю его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли вата или нет? (Ответы детей) Достаю стакан из воды, проверяю вату. Она намокла или нет? Нет!!! Если вата осталась сухой значит, в стакан не попала вода, как вы думаете, что помешало воде не намочить вату. Правильно, ей помешал воздух, который находится в стакане. Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха) Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода) Это из стакана вышел воздух. А, проверьте вату снова. Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане) Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить вату, значит, воздух занимает место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_8.11.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.

Создать условия для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.

Оборудование:

Использование ИКТ

Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты, полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой.

Ход занятия:

- Ребята, прислушайтесь, нам звонят на скайп.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, белочка Маша. Лисёнок Тимошка загадал мне загадку, а отгадать мне её никак не удается. Помогите, пожалуйста.

- Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас».

- Ребята, вы догадались, что это?

- В загадке говорится о невидимом веществе, которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека.                                           - Сейчас мы с вами узнаем, что же это за вещество. Показать детям пакет, наполненный кубиками. – Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков. Что в нём сейчас? (он пустой)

    - Попробую наполнить пакет тем невидимым, что находиться вокруг меня. - Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? - Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух. - Вот мы и отгадали с вами загадку Тимошки. Мы проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть все секреты воздуха.

 Приглашаю Вас в нашу лабораторию, чтобы исследовать воздух. 

При работе в лаборатории необходимо соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно и внимательно. Эксперимент мы проведем, воздух мы везде найдем. Вот мы и очутились в нашей лаборатории.

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Как вы думаете, что вы вдохнули?

Дети: Воздух

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Значить какой воздух?

Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный.

Опыт №1 (воздух можно увидеть)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А, теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Вывод: Воздух прозрачный.

Опыт №2 (Воздух занимает место)

Возьму в руки стакан, внутри которого находиться вата.

Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

Переверну стакан вверх дном и медленно опускаю его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли вата или нет? (Ответы детей)

Достаю стакан из воды, проверяю вату.

Она намокла или нет? Нет!!!

Если вата осталась сухой значит, в стакан не попала вода, как вы думаете, что помешало воде не намочить вату. Правильно, ей помешал воздух, который находится в стакане.

Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.

Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)

Это из стакана вышел воздух.

А, проверьте вату снова.

Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить вату, значит, воздух занимает место.

ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все почувствовали, только Дима ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Дима ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.

- Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложите пальцы к горлу и скажите – «ааааааа». Ощущаете дрожание горла?

Голосовые связки, которые находятся у нас в горле заставляет дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.

Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух и тогда мы можем его услышать.

ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)

Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит? Как вы думаете, где воздух чище и лучше – в лесу или в городе?

Конечно в лесу

Давайте пройдем к экрану и присядем на стульчики.                                                           Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Лесной воздух не только чистый, но и целебный. Хвойные деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

(Продолжение презентации фото с заводами, машинами.)

Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.

Хорошо, а как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить городской воздух. Люди сажают в городе деревья, заметили ли вы, что часто вдоль городских улиц, и скверах растут тополя. Эти высокие и стройные деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Один тополь может заменить 3 липы, 4 сосны или 7 елей. Кроме того тополя прекрасно очищают загрязненный воздух. Листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая затем легко смывается дождем.

-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем.

Сильный ветер сосна крутит, Наклоны вниз

Словно самый тонкий прутик.

Если наклонились тоже,

Вращение корпусом влево-вправо.

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится, Прыжки на месте.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка.

А куда медведь идёт? Ходьба на месте.

Ищет ягоды и мёд.

Ну а нам пора !

Заниматься не лениться.

Дети подходят к столу.

Опыт (Пламя загрязняет воздух)

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.

Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.

Предложите варианты очистки воздуха.

Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.

Ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто?                                          Послушайте загадку:

Я осинку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.

Слайд с изображением урагана, смерчи

Сильный ветер - это ураган, смерч, бури, торнадо.

Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Слайд с изображением природы

Вот наше занятие подошло к концу.  

Ребята, нам нужно возвращаться в группу. Мы сняли наше занятие, отправим белочке Маше, пусть она покажет всем лесным зверятам, чтобы они тоже все узнали о воздухе.

Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? ( Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).

А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны, активными. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"

Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"...

Конспект занятия в поготовительной группе "Воздух и его свойства"

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению со свойствами воздуха...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воздуха и воды»

ЦЕЛЬ1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать их значение для человека, животных и растений.2. Воспитывать у детей бережного отношения к воде и ее чистоте....

Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,

Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности...

Конспект занятия в 1смешанной группе «Воздух и его свойства»

ЗадачиОбразовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), а...

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства»

Конспект занятия в подготовительной группе                   «Воздух и его свойства»...