НОД по окружающему миру "Жизнь и быт русского народа" (4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шевченко Ольга Александровна

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное  воспитания. С раннего возраста ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет в себе быт русского народа. В настоящее время это тема также является актуальной. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_okr_mir_zhizn_i_byt_russkogo_naroda.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Подготовила Шевченко Ольга Александровна

«Детский сад 63» г. Энгельс

Тема: «Культурное наследие народов России»

Тема НОД: «Жизнь и быт русского народа», окружающий мир

Цель: Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русского народа.

Задачи:  

Образовательные:

- Обогатить словарный запас детей новыми словами: изба, горница, самовар, люлька, рушник, половик,  ухват.

- Развивать знания в устном народном творчестве.

    - Закреплять знания и умения работать с соленым тестом.

    - Знакомить со значительной частью культурного опыта

наших предков: жилищем и предметами быта.

Воспитательные:

    - Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям и традициям  

Развивающая:

  -развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральную деятельность.

  -развитие психологических процессов: внимание, память, мышление.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, изобразительная. 

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра, беседа, творчество (лепка).

Оборудование: макет русской избы с печью, соленое тесто, самовар, слайды ( картинки с кочергой, чугунком, ухватом, коромысло), заготовки кукол в сарафанах, шкатулка деревянная, ложки деревянные, большие часы, народные костюмы

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен.

ХОД НОД

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы узнать, как жили люди в давние, прошлые времена. Как вы думаете, что такое прошлые времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, давайте вспомним, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы перенесёмся в Древнюю Русь, узнаем, как жили люди на Руси. Но, как же нам с вами попасть в прошлое? (варианты детей). Скажите мне, что показывает время? Правильно, часы. У меня есть волшебные, если мы с вами покрутим их в обратную сторону, время повернется вспять, и мы окажемся в прошлом!

«Часики тик-так крутите в прошлое нас воротите!»

2.Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, во что превратился мой наряд! (сбрасываю накидку с себя.) Это необычный наряд, который можно встретить, в нашей жизни, каждый день. Может кто-то из вас знает называние моего наряда? (Это сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши дни. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация старинной русской одежды на слайдах и в картинках. (также в сундуке лежит одежда которую демонстрирую детям, использую куклу в русско-народном костюме)

Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы.

(На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы).

Звучит фонограмма русской народной мелодии (мелодия « Долина долинушка») 

Русь деревянная — края дорогие.        

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Русь называли деревянной. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Идем по полям, идем по лесам, выходим на опушку и подходим мы к избушке. (макет избы с печкой)

Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным? А чтобы это узнать надо мою загадку отгадать:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

(Демонстрация слайда Русская печь)

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

Демонстрация слайда из сказки «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок), (демонстрация слайда).

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват), (демонстрация слайда).

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Как вы думаете, легко ли было хозяюшке? 

 Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.

Подвижная игра «Карусель»(даю инструкцию к игре)

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воду для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).(Демонстрация предмета)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с калачами, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А к чаю в давние времена на Саратовской земле подавали испеченый Саратовский калач, ароматный с хрустящей корочкой. А у меня и тесто есть. Дети, давайте слепим калач с вами. (ответ детей) (Показываю слайд саратовского калача).

Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку(демонстрация предмета). Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках (показываю как стучат ложки, дети повторяют).

Воспитатель. Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще предметы можно увидеть в русской избе?

Чёрный конь

Скачет в огонь. (Кочерга. Демонстрация слайда)

Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись, со двора. ( Коромысло. Демонстрация слайда).

Воспитатель: Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости Девчушки- веселушки (демонстрирую нарисованных куколок в однотонных сарафанах). Но почему они такие грустные, как вы думаете? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших девчушек, и настроение у них улучшится. Какие элементы народной росписи вам уже известны? (Прямые и волнистые линии, крестики, точки, кружки).

Показ воспитателя у мольберта, выполнение работ детьми.

Воспитатель: Теперь наши Девчушки-веселушки нарядные, красивые и весёлые. А что бы было видно их хорошее настроение, давайте нарисуем им улыбки.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ну вот, теперь видно, что у всех Девчушек-веселушек хорошее настроение. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Традиции русского народа»

Цель: Обогащение знаний детей об истории и традициях российского государства....

Конспект НОДпо окружающему миру на тему "Моя семья"

Конспект НОД по окружающему миру на тему "Моя семья"...

Конспект НОД по окружающему миру «Традиции и быт русского народа»

Цель: ознакомление детей с жизнью и бытом русского народа.Задачи:Образовательные: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметамирусского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); позна...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во средней группе на тему: "Культура и традиции русского народа""

1. Продолжать знакомить детей с бытом, утварью, фольклором  и прикладным искусством русского народа.2. Формировать представления детей о возникновении и развитии древней Руси.3. Совершенствовать ...