Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Дубна - город большой воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Подмосковье – край всеми любимый и родной. Много в нем прекрасных городов, рек, озер, лесов, полей. Каждый город славен своей историей,традициями, природой. Но есть у каждого человека свой особенный уголок на земле, своя
малая Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dubna-gorod_bolshoy_vody.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                        №23 «Улыбка» города Дубны Московской области

Конспект НОД

по познавательному развитию

в подготовительной группе

на тему:

«Дубна - город большой воды"

Воспитатель высшей квалификационной категории

Николаева Л.В.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Кулешова Н.М.

Цель: формировать у детей представления об истории Дубны, ее развитии.

Задачи

Образовательные:

  • знакомить детей с историческим, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
  • расширять представления о родном городе, его достопримечательностях, истории Дубны;
  • показать, что родной город славен своей историей.

Развивающие:

  • развивать интерес к изучению исторического прошлого города;
  • обогащать словарь детей;
  • развивать внимание, мышление, память;
  • закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображение.

Воспитательные:

  • формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному городу;
  • способствовать усвоению нравственных ценностей;
  • вызвать у детей чувство восхищения красотой водных просторов Дубны.

Материал. Презентация о Дубне,  иллюстрации, альбом о Дубне, стихи  о Дубне, лодочки из бумаги, клеевые карандаши.

Предварительная работа. Беседа с детьми о родном городе,  экскурсии по городу, рассматривание иллюстраций, альбомов, заучивание стихотворений, просмотр презентаций, составление рассказов о Дубне.

Методы  и приемы : словесные, наглядные, практические, игровые.

Словарная работа:  наукоград, канал, водохранилище, шлюз, маяк, турист, сплавщик, байдарка, теплоход, баржа, тоннель, паром, набережная, плотина, дамба.

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое  развитие, физическое развитие.

Ход НОД

Воспитатель.  Подмосковье – край  всеми любимый и родной. Много в  нем прекрасных городов, рек, озер, лесов, полей. Каждый город славен своей историей, традициями, природой. Но есть у каждого  человека свой особенный уголок на земле, своя малая Родина, то место, где он родился, вырос, ходил в детский сад, школу, где живут его самые близкие и родные люди. И в какой бы уголок мира ни бросила бы нас судьба, всегда хочется вернуться домой, в свой родной город. Дети, а как называется наш город?

Дети. Наш город называется Дубна (слайд 1).

Воспитатель.  Наш город известен во всем мире как наукоград, в Объединенном Институте Ядерных Исследований  работают ученые-физики  из многих стран мира.

А почему наш город носит такое название?

Дети. По названию реки Дубна.

Воспитатель. Часто наш город сравнивают с  островом  в воде. Как вы думаете, почему?

Дети. Вокруг города много воды: реки Волга, Дубна, Сестра, канал имени Москвы, Иваньковское водохранилище или Московское море.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по водным просторам Дубны.

Дубна - город большой воды (слайд 2).  На севере течет Волга, на юге - Сестра, на востоке – Дубна, на западе - из Московского моря в Москву по каналу течет волжская вода. Реки Волгу и Дубну переезжаем по мосту, через канал - на пароме, а маленькую Сестру загнали в бетонные берега (тоннель) под каналом, и дорога проходит над рекой. Есть еще одна маленькая речка, которая раньше отделяла институтскую часть города от Большой Волги – Черная речка. Сейчас ее большая часть заключена в  бетонные трубы  и протекает под улицей Понтекорво.

 Дубна - единственный город Подмосковья, расположенный на реке Волге (слайд 3).  Волга делит Дубну на два берега: правый и левый. А на каком берегу Волги мы живем?

Дети: На правом берегу.

Ребенок читает стихотворение.

На кораблике речном

Мы по Волге поплывем.

Солнце дарит нам тепло,

Ветер дует нам в лицо.

Мы встречаем рыбаков:

-Эй! - кричим мы. - Как улов?

Воспитатель.  Волга-матушка перекатывает свои воды  через плотину. А по другую сторону плотины она и есть Московское море. На правом берегу Волги – набережная Д. И. Менделеева. Она является любимым местом для прогулок и считается историческим местом. Именно отсюда пошла Дубна. Красивые ротонды, спуски к воде, песчаный пляж, пристань, яблоневые аллеи…(слайд 4)

Дети, часто ли вы бываете на набережной? Что вам больше всего там нравится?

(Ответы детей)

Воспитатель.  Два года назад через Волгу был построен мост (слайд 5). Его в Дубне ждали  50 лет. И дождались! С моста открывается прекрасный вид на дамбу со шлюзом (слайд 6).  Под шлюзом темнеет тоннель. Совсем недавно здесь сновали машины, люди. Это была единственная дорога, соединяющая два берега. Сейчас Дубну соединяет мост, тоннель временно закрыт на ремонт, а сверху плывут теплоходы.

В Волгу впадает река Дубна. Дубна образует с Волгой красивую стрелку, в которой расположено Ратмино - бывшее имение князей Вяземских. Дубна-река хотя и неглубокая, неторопливая, тем не менее  известна не только рыбакам и любителям отдыха возле воды, но и сплавщикам на байдарках (слайд 7). В реку Дубну впадает река Сестра. Это полноводная, извилистая  река с быстрым течением. В нижнем течении Сестра  пересекает канал имени Москвы. Для  пропуска воды сооружен 40-метровый бетонный тоннель, проходящий под каналом.

Там обычно проходят баржи и теплоходы. На крючок рыбаку попадаются щука, сазан, лещ, подлещик, окунь, судак, плотва, сом, налим, линь, язь, ерш, уклейка, карась, густера (слайд 8).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Воспитатель. В 1937 году была построена первая волжская гидроэлектростанция – Иваньковская (слайд 9). Она небольшая, но одна из самых красивых. Старинная плотина до сих пор перерабатывает тонны воды, шум стоит нереальный! На другом конце дамбы – пулеметное гнездо (другое название – колпак) (слайд 10).  Такие массово строились на дальних подступах  к Москве  в 1941 году, и в Дубне они не единственные. В войну плотину не взрывали, а организованно вывезли ее оборудование, после войны вернув на место. Еще Гитлер хотел затопить город, взорвав дамбу. Поэтому ее усиленно охраняли и укрепляли, что делают и по сей день. Дамба тянется на 9 км, сдерживая море.

Дети, а почему Иваньковское водохранилище называют морем?

Дети. Да потому что оно огромное.

Воспитатель.  Стоишь на берегу и не видишь противоположного берега! Кругом вода и ей конца и края нет! (слайд 11)

Воспитатель. Вода в Московском море очень чистая, прозрачная, но холодная. Водоросли и ил попадаются, но редко. В Московском  море целая россыпь обитаемых и необитаемых островов. В 1941 году по Иваньковскому водохранилищу проходила линия фронта. В ноябре немцы отчаянно рвались к Москве. И тут враг уперся в стену из воды, созданную обращенными вспять водами канала. После быстрого сброса воды Иваньковского водохранилища лед стал проламываться,  и ледяная поверхность стала непроходимой  не только для танков, но и пехоты противника. Фашисты были вынуждены прекратить переправу и искать обходные пути. Московское море – искусственный рукотворный водоём. Чтобы  его создать, в свое время были затоплены 106 деревень и город Корчева. Каждый год на Московском море проходят Верхневолжская парусная регата и рыболовный турнир. Очень популярна подледная рыбалка.

Город Дубна – «поилица» Москвы.

Дети, как вы думаете, почему? (Ответы детей)

 Здесь начинается канал, подающий Москве питьевую воду с верховьев Волги (слайд 12) . Этот канал появился в 30-е годы 20-го века. Чтобы наводнить Москву - реку из Волги,  вручную копали водохранилище, расширяли Волгу, затапливали деревни, строили плотину и ГЭС, копали стокиллометровый  канал. Благодаря каналу  воды Волги питают Москву-реку водными ресурсами, без Волги она превратилась бы в ручей, Москва стала портом 5 морей,  обеспечивается водой и электроэнергией. На канале стоит памятник В.И. Ленину (слайд 13). Его высота – 25 метров. Недалеко от памятника  находится шлюз № 1. Он соединяет канал и Волгу. Зайдя в шлюз до опускания воды, мы оказываемся над Волгой на высоте птичьего полёта!

Одна из уникальных достопримечательностей Дубны – Большой Волжский маяк (слайд 14).  Его высота – 25 метров и это единственный маяк такого размера в Подмосковье. Служит он навигационным ориентиром для кораблей.

Гуляя летом по набережной, мы с интересом наблюдаем за теплоходами, катерами, яхтами (слайд 15).  Дети, давайте пустим по волнам реки Волги лодочки.

 (Дети выполняют аппликацию «Лодочки плывут по Волге»).

 Наше путешествие подошло к концу, Мы надеемся, что оно было для вас  интересным и  увлекательным,  и вы узнали много нового о своем родном городе. Занятие хочется закончить замечательными строками стихотворения:

Среди берез и трепетных осин

На тихой Волге город есть один.

Признаюсь я, на свете для меня

Нет города прекрасней, чем Дубна!  

 

Список литературы

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд. доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2020. – 368 с.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:Издательство ЦГЛ, 2005.

Буре РС., Година Г.Н., Шатова А.Д., Козлова С.А., Нечаева В.Г. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.

Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.:Мозаика Синтез, 2010.

Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.- М.:ТЦ Сфера, 2010.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- М.: АРКТИ, 2004.

С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Система  работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Города - соседи нашего родного города"

На данном занятии дети знакомятся со значением символов гербов и достопримечательностями городов соседей своего родного города....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Город-герой Ленинград"

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Город-герой Ленинград" с использованием ЭОР....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "Славься город на Волге"

Занятие о  символике, городах Саратовской области, традициях и обычаях края....

Путешествие в город профессий. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»

Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей--- Развивать речевую активность, диалогическую речи, слуховое внимание, память, мышление.-Продолжать ориентировать детей в сферах чел...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»Программное содержание:- Расширять знания, обогащать и конкретизировать представления о...

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий». Ориентация детей в сферах человеческой деятельности- в науке, спорте, искусстве и в сельс...