Методические рекомендации по знакомству детей с жизнью животных
учебно-методический материал по окружающему миру

Григорьева Галина Викторовна

Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка. Хотя дети и имеют некоторые представления о жизни животных, но их знания ещё недостаточно глубоки. Надо дать им первоначальные сведения о том, что жизнь животных зависит от условий внешней среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМИМ С ЖИЗНЬЮ ЖИВОТНЫХ

Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка. Хотя дети и имеют некоторые представления о жизни животных, но их знания ещё недостаточно глубоки. Надо дать им первоначальные сведения о том, что жизнь животных зависит от условий внешней среды.

Жизнь домашних животных полностью зависит от помощи человека. Они не боятся людей, живут и размножаются в условиях, созданных ими. Человек полностью содержит домашних животных: кормит, поит, чешет, выгуливает, лечит. В свою очередь человек получает от сельскохозяйственных животных продукты питания: молоко, яйца, мясо, мёд; из шерсти некоторых животных изготавливает одежду.

Если выпустить домашних животных на волю, то они погибнут, так как привыкли, что за ними ухаживает человек.

Наблюдение за домашними животными следует проводить по плану:

1. Рассмотреть  внешний  вид  (выделить  части  тела:  туловище,  голова, конечности, определить их форму, размеры, чем покрыта кожа животного).

2. Понаблюдать за поведением животного, определить, как оно передвигается (ходит, бегает, прыгает, ползает, лазает).

3. Определить среду обитания (где живёт: в доме, во дворе, на ферме и т. д.).

4. Определить, от кого получает корм, чем и как питается.

Использование художественной литературы: А. Барто «Пёс», Р. Селянин «Наш котёнок», О. Высоцкая «Корова», К. Чуковский «Крики животных», «Цыплёнок», «Петушок с семьёй», М. Клокова «Белые гуси», К. Ушинский «Рассказы о животных», «Васька», З. Александрова «Дозор», К. Паустовский «Кот-ворюга», Е. Чарушин «Собака», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал "мяу"?»; мордовская народная сказка «Как собака друга искала» и др.

При таком знакомстве у детей формируется чёткое представление о жизни животных. Хорошо бы использовать экскурсии на фермы или показать соответствующие видеофильмы.

Работа по формированию у детей обобщённого представления о диких животных проводится аналогичным образом, что и при ознакомлении с домашними.

В отличие от домашних дикие животные живут в естественной среде обитания, без помощи человека заботятся об удовлетворении своих потребностей. Они хорошо приспособлены к условиям своей жизни. Их поведение, настроение, образ жизни соответствуют этим условиям. Взять, к примеру, ежа. Это насекомоядное млекопитающее, ведущее одиночный образ жизни. У ежа хорошее обоняние, острые зубы. Всё это помогает ему добывать корм. На зиму ёж впадает в спячку.

Зимой ежу трудно добывать пищу, и если бы не впадение в спячку, он бы не выжил. Тело ежа хорошо защищено колючками, и при малейшей опасности он сворачивается в клубочек. При приближении хищника начинает шипеть и подпрыгивать. У него маскировочная окраска, она делает ежа малозаметным.

Таким  образом,  все  дикие  животные  приспосабливаются  к  условиям, в которых живут. Они пугливые, осторожные. В зависимости от времени года многие меняют окраску, зимой впадают в оцепенение или в спячку.

Дикие животные, в отличие от домашних, боятся человека. Иногда диких животных приручают, и они живут рядом с человеком (цирк, зоопарк).

Наблюдение за дикими животными следует проводить по плану:

1. Определить место обитания (лес, луг, болото), вид жилища (дерево, грунт, берлога, дупло, логово, нора, гнездо).

2. Учить правильно называть и описывать части тела (туловище – длинное, короткое, продолговатое; лапы – длинные, короткие; есть ли когти, копыта, рога; какие уши, нос, глаза, пасть, зубы, клыки и т. д.).

Объяснить, что особенности строения того или иного животного помогают ему выжить: лазать по деревьям, рыть нору, добывать корм, защищаться.

Использование художественной литературы: Е. Чарушин «Первая охота», «Ёж», «Большие и маленькие», «Что за зверь?», «Про зайчат»; В. Бианки «Лесные домишки», «Купание медвежат», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь»; К. Ушинский «Ласточка»; К. Паустовский «Квакша» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узна...

Методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Дикие животные"

Методические рекомендации для родителей по закреплению с детьми лексической темы "Дикие животные" , в рамках проетка "В мире животных" (страшая группа "Улыбка")...

методическая рекомендация по приобщению детей 7 года жизни с традициями коми народа

методическая рекомендация по приобщению детей 7 года жизни с традициями коми народа...

Методические рекомендации на тему: "Сказка в жизни дошкольника"

Методические рекомендации на тему: "Сказка в жизни дошкольника"...

Методические рекомендации для родителей по теме "Домашние животные"

Методические рекомендации для родителей по теме "Домашние животные"...

Знакомство дошкольников с жизнью животных зимой

Как зимуют заяц, белка, лиса, волк, медведь...