Конспект Лесной дом
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Анатольевна Злобина

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для работы с детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие Лесной дом19.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Ежовский детский сад «Солнышко»

                         

Лесной  дом

          (конспект интегрированной образовательной  деятельности                                        в старшей  группе)

Разработала:

воспитатель

Злобина С.А.

                                                     

22.03.2020г

Тип ООД: познавательный.

Вид ООД: практический.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Мотивация воспитанников: выполняя практические действия, я  познаю окружающий мир.

Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе. Подвести детей к пониманию того, что все животные в лесу живут по своим законам с учетом способа питания и жилища.

Задачи: 

Образовательные: Формировать представления детей о лесе как многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу.

Учить детей определять возраст дерева.

Закреплять знания детей о многообразии лесов, о значении леса в жизни человека.

Развивающие: Развивать связную, монологическую речь, психические процессы – память, мышление; подводить к обобщению, развивать навыки экспериментирования.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы и приемы: вопросы, художественное слово, логические задачи, моделирование, исследовательский эксперимент, игровая мотивация, ИКТ.

Оборудование: модели деревьев, картинки, сундучок, схемы построения обобщающих ответов, плоскостное изображение «Лесного сообщества», спилы деревьев, лупы.

Предварительная работа: беседы на тему «Виды леса», «Кто в лесу главный?», «Лес - многоэтажный дом», «Растения и животные нужны друг другу» и т.д.; чтение книг о жизни птиц и насекомых (Б.Заходер «Про всех на свете», И.С.Соколов-Микитов «Муравейник  в лесу», «Лечебница под сосной» и т.д.); наблюдение за деревьями на прогулках, экскурсия в березовую рощу, показ слайд-шоу «Леса бывают разные»; дидактические игры «Кто где живет?», «Угадай по описанию», Пищевые цепочки» и др.; знакомство с моделью «Этажи леса».

Ход занятия:

Организационный момент: Приветствие гостей.

В: Дети, о чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете из загадки:

                                              Он зеленый и густой,

                                              Он высокий и большой,

                                              То еловый, то дубовый,

                                              То осиново-сосновый,

                                              У него полно плодов,

                                               Ягод, шишек и грибов

                                               И протоптанной тропинкой

        По нему идут с корзинкой.  (Лес).

Беседа о пользе леса и дерева.

В: Дети, а почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?

Д: - Лес дает людям и животным кислород, которым мы дышим. В лесу чистый воздух, поэтому люди ходят в лес отдохнуть, полюбоваться красотой природы.

- Лес щедро угощает нас ягодами, орехами, грибами.

- В лесу люди собирают лекарственные растения.

- Из деревьев делают мебель, строят дома, изготавливают бумагу.

В: Правильно, лес приносит большую пользу, поэтому человек должен беречь лес.

В: Ребята, а  как вы думаете, без чего не может быть леса? Отгадайте загадку:

                                                           Весной веселит

 Летом холодит

 Осенью питает

                    Зимой согревает. (Дерево)

А как это дерево весной может веселить?

Д: Весной на дереве появляются молодые зеленые листочки, цветы, мы смотрим на него и радуемся.

В: А как же оно летом холодит?

Д: Летом мы можем спрятаться в тенёчке дерева от жары.

В: А как это дерево осенью может питать?

Д: Осенью на дереве созревают плоды, ягоды, семена и ими питаются люди, птицы.

В: А зимой как дерево может согреть?

Д: Зимой некоторые люди дровами топят печки, и в доме становится тепло.

В: Дети, а как вы думаете, можно рубить молодые деревья для дров? (Нет).

- Исследовательский эксперимент.

В: Дети, а вы знаете, как определить возраст дерева? Как можно узнать дерево молодое или старое? (ответы детей).

  Я предлагаю вам  подойти к столу и посмотреть на спилы деревьев через лупу. Если внимательно посмотреть, там можно увидеть кольца. Сколько колец, столько лет дереву (дети рассматривают кольца, подходят к другому столу).

- Сюрпризный момент « Какие мы знаем леса?»

В: Ребята, старичок-лесовичок оставил в группе сундучок. Что же там, может посмотрим?  (достаю из сундука изображения деревьев, дети называют дерево и  виды леса    берёза – берёзовая роща, сосна – сосновый бор, ель – ельник, осина осинник, дуб – дубрава).

В: Как называется лес, где растут только ель, сосны?

Д: Хвойный лес.

В: А какой лес  мы называем лиственным?

Д: Это лес, где растут только лиственные деревья.

В: А если в лесу растут и хвойные и лиственные деревья?

Д: Такой лес мы называем смешанным.

В: Молодцы, ребята, вот каким разнообразным может быть лес. (На экране показывается каждый вид леса).

- Рассматривание модели леса

В: Ребята, оказывается, лес живёт по своим правилам. Даже все растения там растут по этажам. Подойдите, пожалуйста, к доске, давайте рассмотрим   модель леса.

Это самый верхний этаж. Какие деревья растут здесь? Назовите.

Д: Сосна, берёза, ель.

В: Чуть ниже располагаются …( дети перечисляют).

Д: Рябина, осина, молодые берёзки, ёлочки, дуб.

В: А почему именно  сосна,  ель, берёза находятся на самом верхнем этаже?

Д: Им нужно больше света, чем низкорослым деревьям.

В: А ещё ниже?

Д: Кустарники (калина, малина, орешник, можжевельник).

В: Какие растения находятся на самом нижнем этаже?

Д: Травы, цветы, ягодники. Под ними мох и лишайники.

В: Дети, а как вы думаете, есть в лесу «подвал»?

Д: Да, он находится под землёй, там корни растений.

В:  Ребята, кого не хватает в нашем лесу? (животных). А они живут все на одном этаже?

Д: Они живут на разных этажах.

В: Почему?

Д: Они заселяются там, где находят себе пищу и жильё.

Давайте заселим наш лесной дом животными.

- Игра «Засели животных по этажам»

( дети берут по 1 обитателю и прикрепляют на модель леса)

В: Давайте проверим. Почему белку заселили именно на этом этаже?

Д: Дом у белки – сосна, самый верхний этаж, живёт в дупле, белка всеядная, питается семенами шишек, сушёными грибами, яйцами птиц.

 ( дети рассказывают по той же схеме о сове, о дятле, о  медведе, о лосе, о лисе, о синице и др.)

В: Молодцы, правильно заселили животных с учётом питания и жилища. Вот какой чудесный лес у нас получился.

- Физкульминутка

                         Мы заходим с вами в лес (ходьба на месте)

                         Полон  сказок и чудес (разводим руками).

                         Сколько елочек зеленых,

                         Столько выполним наклонов (наклоны).

                         Сколько здесь у нас грибочков,

                         Столько сделаем прыжочков (прыжки на месте).

                         Впереди  из-за  куста

                         Смотрит рыжая лиса (наклон, сморим из-под ладони),

                         Мы лису обхитрим (грозим пальцем),

                         На носочках убежим (бег на носках вокруг себя).

-Решение логических задач

В: Дети, давайте мы с вами представим, что из леса исчезли все зайцы и лоси, что тогда произойдёт?

Д: Лес превратится в непроходимые джунгли, т.к. лось и заяц питаются травой и молодыми ветками.

В: А если исчезнут птицы?

Д: Насекомые съедят все деревья и лес умрёт.

В: А возможен ли лес, где будут жить только хищники?

Д: Они покинут такой лес, потому что им нечем будет питаться.

В: А если исчезнут все насекомые?

Д: Из леса улетят птицы.( Показ  слайдов по каждой проблемной ситуации)

                                           -Итог

В: Молодцы, ребята, справились с задачами. Что можно сказать о лесе?

Что такое лес?

Д: Лес – это дом, где живут растения, дикие животные, птицы, насекомые и они не могут существовать друг без друга.( прикрепляю к мольберту схемы)

В: Правильно, дети, в лесу всё взаимосвязано, поэтому надо беречь лес и природу.

1 ребенок: Дерево, трава, цветок и птица,

                  Не всегда умеют защититься.

                  Если будут уничтожены они

                  На планете мы останемся одни.

2 ребенок: Надо природу беречь и лелеять

                  Копать осторожно, умеючи сеять

                  Ловить и стрелять не подряд, а с умом

                  Что нынче посеем, то завтра пожнём.

3 ребенок: Не обижай ни птахи, ни сверчка,

                  Не покупай для бабочки сачка.

                  Люби цветы, леса, простор полей –

                  Всё, что зовётся Родиной твоей.

4 ребенок: Вы их жалейте, люди, не обижайте зря!

                  Ведь море без рыб – не море,

                  А небо без птиц – не небо,

                  А земля без зверей – не Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Лесные жители зимой

Цель: Формировать представление детей о диких животных (зайце, белке, медведе), их внешнем виде, особенностях образа жизни....

Конспект "Лесные животные"

Расширять знания об окружающем мире. Расширять представления детей о диких животных. ...

Конспект "Лесная сказка"

Конспект "Лесная сказка"...

Конспект "Лесная посылка"

Разработан для средней группы....

Конспект Лесная прогулка

Конспект лесная прогулка...

конспект "Лесные звери.Ежик"

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад №38 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей Красногвардейского ...