Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Грицук Марина Николаевна

Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами льда, со способами обследования объекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_zamke_snezhnoy_korolevy.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет

«В замке Снежной королевы».

Цель: Развитие у детей исследовательских умений и навыков.

Задачи:

1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы, составлять и воспроизводить доклад, с помощью папки юного исследователя.

2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами льда, со способами обследования объекта.

3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Предварительная работа: Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воды, льда и снега, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.

Оборудование: Ноутбук, презентация «Ледяные чертоги», произведение А. Вивальди «Времена года. Зима», музыка из фильма «Тайны снежной королевы» - «Вальс снежинок», столы для проведения экспериментирования, формы со льдом, миски с водой, стаканы, ёмкости с солью на каждого ребёнка, папки юного исследователя, листы бумаги, карандаши простые на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, по электронной почте нам пришло голосовое письмо, давайте прослушаем его!

«Юный друг мой, в сказку дверь приоткроем и, конечно,

Станем больше, чем теперь, знать о тайнах жизни вечной!»

Звучит отрывок произведения А. Вивальди «Времена года. Зима» и голос Снежной королевы :

«Войте вьюги! Падай снег! Мчитесь вдаль метели!

Наряжайтесь в белый мех вековые ели!

Всё, куда я ни взгляну, будет в ледяном плену.

И отныне все вы в царстве Снежной королевы!»

Воспитатель: Ребята, мы попали в замок Снежной королевы! Давайте обсудим с вами по какой причине это произошло! Как вы думаете?

Дети вместе с воспитателем придумывают и обговаривают свои варианты развития ситуации. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, вместе с детьми прослушивает варианты ответов и выделяет самые интересные и удачные версии, основываясь на общее мнение.

Варианты вопросов:

Из - за чего мы попали в замок Снежной королевы?

Чем царство Снежной королевы отличается от других сказочных мест?

Какая обстановка в замке Снежной королевы?

Воспитатель подсказывает детям, с каких слов нужно начинать свои высказывания:

Может быть…

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что если…

Воспитатель: А чтобы выбраться из замка Снежной королевы, какое природное явление мы с вами должны победить?

Дети:Лёд, снег и мороз!

Воспитатель: В чертогах Снежной королевы, посреди одной из зал

Заснеженный, пустынный, вечный, замерзшим озером лежал прозрачный лёд!

Предлагает детям посмотреть слайды «Ледяные чертоги» (Фотографии ледяных комнат, ледяной мебели, ледяных цветов, ледяного дворца).

Воспитатель: Чувствуете, как холодно и зябко в замке Снежной королевы! А что мы можем сделать, чтобы разгадать свойства природных явлений и справиться с ними?

Дети: Исследовать, понаблюдать, провести эксперименты.

Воспитатель: Предстоит нам интересное, но трудное задание! Предлагаю провести разминку, а заодно согреться и повеселиться.

Проводится разминка«Что мы делаем зимой?»

Морозы детям не беда, не страшны им холода.

(идут по кругу)

Ходим в шубах и ушанках и катаемся на санках.

(имитация)

А потом на лыжи встанем

(идут лыжным шагом)

и с горы кататься станем – вот так!

Снег пушистый все летает,

(поднимают медленно руки вверх и опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело,

(показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем и в снежки играть пойдем.

(имитация)

Весело в снежки играем,

(шагают)

В цель мы метко попадаем.

(приседают и лепят снежки)

Снег сегодня белый-белый –

(имитация)

От него кругом светло.

(поднимают медленно руки вверх и опускают)

Рукавички мы наденем,

(имитация)

Будет в шубках нам тепло.

(шагают)

Воспитатель: Теперь скажите мне, ребята, что в замке Снежной королевы может быть ледяным и снежным. Я вам назову признак предмета, а вы подберёте к нему слово.

Например: Что бывает снежным, снежной, ледяным, ледяной?

Проводится игра «Подбери слово».

Воспитатель:Вот мы с вами размялись и согрелись! Самое время провести эксперимент! Готовьте папки юного исследователя, запасайтесь листочками и ручками. Не забывайте зарисовывать свои выводы, они для нас очень важны.

Дети подходят к столам для исследования, на которых расставлены формы со льдом, миски с водой, стаканы пустые и ёмкости с солью.

Воспитатель: Ребята, подвиньте к себе миски с водой. Какая вода? Какой она формы?

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Если мы перельём воду из миски в стакан, что случиться?

Дети Вода примет форму стакана.

Воспитатель: Почему вода так легко переливается из одной ёмкости в другую? Какое свойство помогает воде?

Дети: Вода жидкая!

Воспитатель: Может ли вода быть твёрдой? Что произойдёт с водой, если её сильно охладить? Во что она превратиться?

Дети: В лёд!

Воспитатель: Чем лёд отличается от воды? Потрогайте его, ребята! Какой он формы? А лить его можно как воду? Легко ли лёд меняет свою форму? Почему?

Дети: Лёд твёрдый!

Воспитатель: Давайте поместим лёд в воду и понаблюдаем, что же с ним случиться? Что происходит?

Дети: Лёд плывёт.

Воспитатель: Мы выяснили, что лёд холодный, твёрдый на ощупь, прозрачный, он легче воды, поэтому может плавать. А что произошло со льдом, когда он полежал в ваших руках?

Дети: Лёд тает от тепла!

Воспитатель: Ребята, чтобы не забыть ничего о свойствах льда, которые мы сегодня раскрыли, давайте схематично зарисуем каждое свойство, я вам помогу.

Дети вместе с воспитателем зарисовывают на листочках свойства льда и помещают листочки в кармашки папки юных исследователей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно быстро растопить целый замок Снежной королевы?

Выслушивает версии детей.

Воспитатель: Ребята, есть такое волшебное вещество, которое добавляют в пищу. Оно очень быстро помогает льду растаять. Как вы думаете, что это? Послушайте мою загадку-подсказку: Отдельно — я не так вкусна, но в пище — каждому нужна.

Дети: Это же соль!

Воспитатель предлагает посыпать лёд солью, понаблюдать, что будет происходить и зарисовать свои наблюдения в папку юного исследователя.

Воспитатель:

Он собой укроет речку и заплачет он от печки,

Ты на нём в хоккей играешь, очень скользкий, ты летаешь.

А ещё прозрачен очень, как стекло он, между прочим.

-А чтобы ледяной дворец ещё быстрее растаял, мы с вами должны согреться и растопить его. Предлагаю двигаться быстро и энергично:

Физминутка «Хлопай, топай веселей»

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем!

А потом к себе прижмём, а потом их разведём.

А теперь быстрей, быстрей хлопай, топай веселей!

Я иду и ты идёшь – 1,2,3.

Я пою и ты поёшь – 1,2,3.

Мы идём и мы поём – 1,2,3.

Очень дружно мы живём – 1,2,3.

Раздаётся голос Снежной королевы :

«Как могли вы всё разрушить, как посмели мне дерзить!

В моём царстве леденящем мои чары растопить!

Что! Я таю. Вот беда… Я вода, вода. Вода!»

Звучит музыка «Вальс снежинок» из фильма «Тайны снежной королевы».

Воспитатель: Ура! Ребята, мы победили! Замок снежной королевы растаял! Вот мы с вами и вернулись в родную группу. А чтобы другим детям не были страшны чары Снежной королевы, давайте с помощью наших записей и рисунков вспомним, что нового мы узнали с вами во время путешествия. Даю вам время посоветоваться и рассказать о свойствах льда и о нашем путешествии.

Заслушиваются доклады 2-3 человек, дети используют свои папки юного исследователя.

Воспитатель: Ребята, время мы сегодня провели с пользой, узнали много интересного и для других людей составили доклад. Благодарю всех вас за участие и помощь в этом непростом путешествии. Мы были дружны и добры – поэтому преодолели все преграды и растопили лёд в царстве Снежной королевы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Цель данного занятия: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Цель: Формирование нравственных ценностей: уважения к защитникам Родины в ВОВ, гордости за свой народЗадачи:• Продолжать знакомить детей с праздником – День Победы;• Развивать поз...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Возраст детей 6-7 лет .Тема :"Замок Снежной Королевы".

Данный конспект позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с одной из нетрадиционныхтехник смешивания красок ( техника «растяжки»)....