«Кубик Блума» и «Круг Луллия» - педагогические инновационные технологии развития познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру

Зайцева Елена Витальевна

Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Как и с помощью чего это сделать? Как развивать в ребенке навыки мышления, познавательную и речевую активность? Какие приемы и технологии использовать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zaytseva_chentsova.docx521.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 «Искорка» Старооскольского городского округа

C:\Users\Lena\Desktop\detsad-475821-1602241911.jpg

C:\Users\Lena\Desktop\obuchayushij-stend-igra-krugi-lulliya-380-380-mm1.jpg

C:\Users\Lena\Desktop\700-nw.jpg

«Кубик Блума» и «Круг Луллия» -

педагогические инновационные технологии

развития познавательной и речевой активности

у детей дошкольного возраста.

C:\Users\Lena\Desktop\nyuy-banfrEHAbsF-WIv6PWFn17BvFXOzKTsGraGvJ0UIdLCuSUnDsCbQwWvhvngaBYwW4B8zGn7SqzxWYWEn1Vt.jpg

  Зайцева Елена Витальевна

 

г. Старый Оскол, 2022

Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания и т.д.  Сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития.

Для достижения данной цели необходимо, чтобы педагог организовывал образовательную деятельность в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у детей. Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Как и с помощью чего это сделать? Как развивать в ребенке навыки мышления, познавательную и речевую активность? Какие приемы и технологии использовать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Предлагаю Вашему вниманию популярные приёмы технологий «Кубик Блума» и «Круги Луллия».

 Технология "Кубик Блума" разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови
  • Почему
  • Объясни
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись

2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

- назовите, как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что (когда)……………………», «Мне очень понравилось сказка, потому что ………...»

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

- вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Использование технологии Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.

Эффективной педагогической технологией для развития творческих способностей детей является технология, автором которой является российский учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Главное отличие его технологии от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность для детей самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Технология Г. Альтшуллера в педагогических кругах более известна как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 Самым эффективным методом использования технологии ТРИЗ является метод «Круги Луллия».

Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную), количество, части, изменения во времени, материал, место и др. Одна из целей работы с кругами Луллия – освоение способа познания мира.

Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:

  • Формирует понятие «признак», знакомят с именами признаков;
  • Учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
  • Развивают навыки фантастического преобразования объектов;
  • Формируют способность увидеть суть проблемы.

Основоположником данного метода является Раймунд Луллий – поэт, философ, мыслитель, живший в XIII веке.

В настоящее время этот метод используется педагогами для создания развивающих игр и головоломок для детей дошкольного возраста.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно, в зависимости от возрастных особенностей, использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4-8. Использовать круги Луллия можно очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, в формировании элементарных математических представлений, рисованию, в творческой деятельности и, конечно же в сочинительстве и фантазии.

Принцип изготовления развивающих игр заключается в следующем: вырезанные из картона кружочки делятся на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш, гайку), а сверху по размеру сектора прикрепляется стрелка или контур. К секторам прикрепляются изображения, знаки и символы, относящиеся к данной теме.

Круги «Луллия» представляют детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секциями на каждом. Для детей 4 – 5 лет – можно использовать два – три круга с 4-6 секторами. Дети 6 – 7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям: на закрепление и уточнение уже имеющих знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плоды или семена (желудь, яблоко, шишка и т.д.), на самый маленький круг – места приозрастания (опушка, леса, сад, сосновый бор и др.); на развитие воображения, фантазии и творчества – например, в организованной учебной деятельности по рисованию ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем цвет, а на меленьком круге – варианты росписи.

Формы работы:

Круги Луллия можно использовать на индивидуальных и подгрупповых организованных учебных деятельностях, в организованных учебных деятельностях во всех образовательных областях, как часть ОУД.

Ожидаемые результаты: развитие языка и познание мира в их взаимосвязях; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; свобода в своих высказываниях; переход от односложных предложений к развернутым текстам; формулировка и решение проблемы.

Игры с «Кольцами Луллия» целесообразно проводить и вне ОУД в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей). Этих игр множество, но их можно условно разделить на три группы:

  1. Игры на подбор пары и соотнесение объектов («Найди, где живёт и чем питается», «Назови детёныша»).
  2. Игры с элементом случайности в установке колец («Найди по форме и назови сколько», «Уменьшаем-увеличиваем»).
  3. Игры на развитие творческого воображения («Чей детёныш?», «Когда это                              бывает?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Повышение познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.

Повышение познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста....

Картотека "Игры на развитие познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет"

Игры направлены на разритие мотивацию к развитию позновательной и речевой активности....

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...