Проект "Зимующие птицы нашего края"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Улевич Елена Вацлавовна

Воспитатели, совместно с родителями, должны создать условия для общения ребёнка с миром природы, воспитываем любовь и бережное отношение к ней, желание заботиться о пернатых друзьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy_nashego_kraya.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое бюджетное дошкольное образовательное учреждение

БГО Детский сад №1 комбинированного вида

Экологический проект

«Зимующие птицы нашего края»

Воспитатель:

Улевич Е.В.







г. Борисоглебск 2022 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Зимующие птицы нашего края.
2. Проект реализован воспитателями 2 младшей группы №1: Улевич Е. В., Бартеньевой С. А.

3. Вид проекта: познавательно-творческий, по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети 2 младшей группы №1, воспитатели группы, родители воспитанников.
5. Срок реализации проекта: 3 недели

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

          В современном, меняющемся мире, проблемы окружающей нас среды приобретают огромное значение. Одной из главных задач стало принятие мер по защите и сохранению всего разнообразия живых существ. На сегодняшний день огромная роль отводится экологическому образованию населения, в том числе и подрастающего поколения.

          Знакомясь с зимующими птицами, они узнают их важную роль в жизни людей, пользу которую приносят птицы, и трудности, с которыми они сталкиваются в холодное время года. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

           Воспитатели, совместно с родителями, должны создать условия для общения ребёнка с миром природы, воспитываем любовь и бережное отношение к ней, желание заботиться о пернатых друзьях.


ПРОБЛЕМЫ: 
Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к птицам ближайшего окружения. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребёнка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. 


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.
  • Познакомить с понятием «Зимующие птицы», развивать элементарные представления о зимующих птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов).
  • Расширять знания дошкольников о зимующих птицах края, их внешнем виде, образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
  • Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших.
  • Формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
  • Расширять и активизировать речь и словарь детей по теме «Зимующие птицы».
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
  • Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек).

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их птенцах (детёнышах).
  • Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой), укрепление детско-родительских отношений.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.  

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     Подготовительный этап:

  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
  • Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
  • Сбор информации по данной теме.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Выбор форм работы с детьми и родителями
  • Познакомить родителей с задачами проекта, предложить принять участие в его реализации.

      Основной этап:

Работа с детьми

Работа с родителями

Методическая работа воспитателя

Беседы

«Что ты знаешь о зимующих птицах?» с просмотром презентации «Зимующие птицы»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.

«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.

«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.

«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Анкетирование 

«Покормим птиц зимой»

Оформление уголка книги «Мир птиц» (подбор книг о птицах)

Консультации: 

«Как кормить птиц зимой».

Изготовление листовок «Покормите птиц зимой».

Памятка 

«Как правильно кормить птиц зимой».

Организация «Птичьего кафе» на территории детского сада.

Папка-передвижка 

«Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Разработать интерактивную игру: «Зимующие птицы»

Рассматривание сюжетных картин и фотографии с изображением зимующих птиц Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Конкурс на лучшую кормушку 

«Столовая для птиц».

 Наблюдение за поведением птиц во время кормления.

Опытно – исследовательская деятельность

Решение проблемной ситуации «Что может произойти если не подкармливать птиц зимой»?

Приготовление корма для птиц.

Фотоконкурс 

«На моей кормушке».

Оформление выставки детских работ.

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц.  Цель: Учить составлять рассказ о зимующих птицах, используя слова: зимующие, корм, кормушки

Работа со СМИ (газетная статья)

Загадки по теме «Зимующие птицы»

Цель: Развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию.

Оформление альбома: «Зимующие птицы», «Стихи, загадки, народные приметы про птиц».

Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы):

В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости», М. Горький «Воробьишко», С. Маршак «Где обедал воробей» из цикла «Детки в клетке», Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,
Цель: Формировать интерес к чтению. Привлекать к знакомству с различными формами художественной литературы. Учить детей внимательно слушать и понимать произведения. Следить за развитием сюжета, высказывать свое отношение к прочитанному произведению. 

Заучивание стихотворений: В. Звягина «Воробей», А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Синица».

Проговаривание скороговорок, считалок.

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Прослушивание аудиозаписи: «Голоса зимнего леса». Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц

Дидактические игры «Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек». «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», 
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.

Подвижные игры «Кот и воробьи», «Совушка», «Воробушки и автомобиль»

Цель: способствовать совершенствованию выполнения детьми  основного вида движений – бега. Развивать выразительность и красоту движений

Сюжетно- ролевые игры «Больница Айболита для птиц»; «Пригласи синичку в гости»; «Птичкина столовая».
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

Пальчиковые игры «Воробьи – воробышки»; «Птичья кормушка»; «Сел на ветку снегирёк»;

«Сорока»; «Птичка крылышками машет»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Активизировать словарный запас детей.

Продуктивная деятельность Раскрашивание силуэтов зимующих птиц. Цель: развитие мелкой моторики рук.

Рисование: «Снегирь на ветке»

Цель: учить детей называть части тела птицы, правильно выбирать окраску, аккуратно закрашивать птицу, не выходя за края рисунка.

Лепка: «Корм для воробушка»

Цель: Закреплять приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность. Развивать воображение.

Аппликация: «Давайте покормим синичек»

Цель: Формировать у детей умение правильно передавать образ птицы, форму тела, головы, хвоста. Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие.

Конструирование из плоских геометрических фигур «Домики для птичек»

Просмотр мультфильма «Высокая горка»

Итоговый этап.

Вернисаж «Птичья столовая»

Продукты проекта:

  • Изготовление детьми, совместно с родителями, кормушек.
  • Выставка продуктивной деятельности.
  • Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир птиц».
  • Создание альбома: «Зимующие птицы» (описывается внешний вид птиц, места обитания, рассказывается о том, чем питаются птицы. Также в этот сборник включены стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки о зимующих птицах Борисоглебского городского округа).

Используемая литература:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-96 с.

2.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности – М.: ИД «Цветной мир», 2015. -144 с.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.:ИД «Цветной мир», 2015.–152 с.

7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

9. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

10. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Вторая младшая группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.2015. – 64 с.

Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн./Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.-192 с.

Интернет ресурсы:

«Зимующие птицы» https://youtu.be/7kkactNzHBE

             Видеоролик «Зимующие птицы России» https://youtu.be/QzX-7n2ynn8

             Голоса зимующих птиц https://youtu.be/eTI59GWyrtI

             «Зимующие птицы» https://youtu.be/ZC5xzHC1naA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...