Занятие в старшей группе "Осенние мотивы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Тема: «Осенние мотивы»

(старший дошкольный возраст.)

Проблема: «Художественное своеобразие осени как времени года и литературные фантазии детей».

Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности российской осени.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

  1. развивать поисковую деятельность детей:

- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

2. развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;

3. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, стихи, заклички, потешки и т.д.)

- продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному периоду осени;

4. развивать художественный вкус;

5. совершенствовать стиль партнерских отношений;

Ход занятия

  1. «Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Индии. Воспитатель читает текст:

«Дорогие Ребята. Мы узнали, что есть такая большая страна, которая называется Россия. По календарю сейчас осень. Но наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая  у вас осень. Нам очень интересно это узнать».

  1. Предлагаю детям найти на карте Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.

Диалоговая беседа

В. А какая погода характерна для Индии?

Д. В Индии очень тепло, зима не похожа на нашу, мой идут дожди не переставая.

- бывает ли в Индии такая не осень, как у нас?

- Что у нас происходит осенью с растениями? (Они постепенно отцветают, вянут, листья опадают, деревья становятся голыми)

- Происходят ли такие же изменения с растениями в Индии, как у нас? Почему?

- давайте вспомним, какая осень была в этом году:

Сентябрь – солнечно, тепло, урожай яблок, орехов, рябины, грибов;  

Октябрь – золотая осень, «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», листопад;

Ноябрь – птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче, - ночь длиннее, первые заморозки, иней, выпадение снега – предзимье.

  1. Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?»

Обсуждение проблемы.

Дети предлагают придумать сказки, стихи, загадки, потешки, нарисовать приметы осени.

Обращаю внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина и конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагаю создать коллажи – портреты каждого осеннего месяца, периода осени.

4.Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагог по ИЗО.

5. Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И.Чайковского «Времена года».

6. Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентирование особенностей).

7. Дополнить портреты осени нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.

(Дети достают фанты – листики: лист липы – загадка, лист клена – стихотворение, лист дуба – закличка, лист тополя – считалка)

Обращаю внимание на листочки, цвета которых характеризуют изображаемые периоды: зеленый – начало осени, желтый – середину, светло-коричневый – конец.

В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец. Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают их на листах и крепят на коллажи.

Воспитатель. Вот и готовы наши портреты – коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень. А как вы думаете, чем можно еще дополнить созданные вами образы?

Презентация коллективных творческих работ «Времена года».

8. Песня об осени или о России по выбору детей. Песня записывается на диктофон. Укладывается все в посыльный ящик. Пишется адрес.

9. Постановка новой проблемы.

 Вот и готова наша посылка к отправлению.

А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Индии? Почему?

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Лист багряный золотой

Выбирай себе любой (октябрь)

Раз, два, три, четыре, пять

Дождик капает опять

Барабанит, он, стучит

И гулять нам не велит (ноябрь)

Раз, два, три,

Урожай весь собери.

Груши, яблоки и сливы

Очень вкусны и красивы (сентябрь)

Загадки

  1. Весной вырастают, осенью опадают (листья)
  2. В лесу под елкой крошка - только шапка да ножка (гриб)
  3. Белый, колючий повис на деревьях и кустах  (иней)
  4. Осень в гости к нам пришла,

Красные фонарики на деревьях зажгла (рябина)

  1. В этот гладкий коробок спрятан маленький дубок (желудь)

Стихи

Дождик, дождик целый день

Барабанит в стекла

Вся земля, вся земля

От воды промокла.

Хорош  у нас  осенний сад

В нем слева есть и виноград,

На ветках, как игрушки

И яблоки и груши.

Это дождь не простой

Это дождь золотой

Листьев целый хоровод

Всех ребят гулять зовет.

Птицы улетают в теплые края

Вместе с хмурой осенью

Погрущу и я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе на экологическую тему по мотивам народной сказки "Гуси-лебеди"

формировать у детей любовь и ответственное отношение к природе....

КОНСПЕКТ Логоритмического занятия в старшей группе ТЕМА: ДОКТОР АЙБОЛИТ (по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит»

КОНСПЕКТ логоритмического занятия в старшей группеТЕМА: ДОКТОР АЙБОЛИТ (по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит»...

Конспект занятия в старшей речевой группе Игра - драматизация по мотивам киргизской сказки "Лиса и муравей"

Учить внимательно слушать сказку, коротко передавать суть сказки, харатеризовать героя, разыграть сказку по ролям....

Открытое занятие в старшей группе с элементами экологии по мотивам сказки"Гуси-Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 76» г. Сургута          Конспект открытогозанятия в старшей группена...

Коспект занятия для старшей группы по мотивам сказки "Золушка".

План проведения мероприятия. Цель: Воспитывать любовь и уважение к совместному труду, готовность помогать. Задачи:Образовательная·         Формировани...

Конспект занятия для старшей группы "Сказка-игра "Кто колечко найдет?" по мотивам сказки С. Маршака.

Формирование творческой личности ребенка посредством театрализованной деятельности, пробуждение положительных эмоций, поддержание благоприятного психологического климата в группе....

Конспект занятия в старшей группе с использованием логопедической ритмики (по мотивам сказке «Три медведя»)

Формирование координации, оптико-пространственной ориентации, перераспределение мышечного тонуса, развитие ритма, речевого дыхания, мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата, координация речи...