НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Мордовском Народе
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Немытина Людмила Александровна

История мордовского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mordva.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мордва

Слайд 3

о мордовском народе поликультурное воспитание ребенка

Слайд 4

Поликультурное воспитание ребенка дошкольника Конспект занятия Дидактическая игра Анкета для родителей Содержание

Слайд 5

Поликультурное воспитание ребенка дошкольника Тема Виды детской деятельности Занятия Трудовая Познавательная Игровая Речевая Художественно- эстетическая Религия 1. Познакомить с религией; развивать творческое воображение. 1. Познакомить детей с религией своего народа, чтение легенд и мифов 1. Игры-драматизации «Пантеон Богов» 1.Рассказ детьми легенд и мифов, составление сказок 1. Нарисовать Богов такими, какими их представляют дети. 2 .Костюм 2. Познакомить детей с народными костюмами; развивать творческое воображение; развивать навыки рукоделия; воспитывать аккуратность. 2. Шить и украшать одежду. 2. Знакомство детей с костюмами разных эпох, показ картинок. 2. Игры: «Ателье», «Показ мод». 2. Беседа об одежде. 2. Нарисовать и раскрасить народный мордовский костюм. 3.Языки 3. Познакомить с родным языком, развивать связную речь детей. 3. Рассказать детям о разновидностях мордовского языка, зачитать отрывки из текстов. 3. Игры: «Слова», «Поле чудес», «Кроссворд». 3. Изучение родного языка, чтение литературы.

Слайд 6

4.Кухня 4. Познакомить детей с национальной кухней, приготовление совместно с воспитателем национального блюда; организация чаепития. 4. Приготовить национальное блюдо. 4. Знакомство детей с разнообразием национальной кухни,. 4. Игры: «Смак», «Кулинарный поединок». 4. Рассказать о приготовленном блюде. 5.Обычаи и традиции 5. Организация национального праздника. 5. Знакомство с обычаями и традициями своего народа, чтение. 5. Игры - праздники: «Проводы весны», «Колядки». 5. Рассказать о традициях и обычаях своего народа, семейных традициях. 5. Нарисовать народный праздник. 6.Быт 6. Познакомить детей с бытом своего народа; воспитывать аккуратность, хозяйственность 6. Знакомство с бытом народа, чтение, просматривание картинок, организовать экскурсию в краеведческий музей 6. Игры «мы живем в избе» «Что это? Зачем это?» 6. Найти с помощью родителей материал, поделиться им на занятии. 7.Жилище 7. Познакомить с национальным жилищем; 7. просмотр картинок. 7. Игры: «Чудо – дом», «Мордовский теремок». 7.Найти и рассказать сказки, загадки, пословицы, касающиеся данной темы 7. Нарисовать дом, интерьер комнаты; аппликации. 8.История этноса 8. Познакомить с историей этноса, чтение притч 8. Познакомить детей с историей своего народа; просмотр видеофильмов. 8.Драматизировать историю становления этноса 8.Подготовить рассказ о появлении мордовского народа 8.Рисование тематических рисунков.

Слайд 7

Программное содержание: познакомить детей с особенностями мордовской культуры, закрепить знания о традициях и обычаях мордовского народа. Материал: картинки, музыка, произведения устного народного творчества. Подготовительная работа: Подготовка к данному занятию велась в течение месяца. Дети были разделены на 3 подгруппы. Первая подгруппа представляла национальный мордовский костюм, вторая - мордовские песни и танцы, третья – традиции и обычаи. Подготовка происходит в течение месяца на занятиях в детском саду и дома под руководством воспитателя и родителей. Детям прочитываются рассказы о культуре, быте, обычаях и традициях мордвы; читаются мордовские сказки; показывают картинки с изображением национальных костюмов, блюд. Ход занятия: 1. Вводное слово воспитателя: «Ребята, мы с вами долго готовились к этому дню, а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Сейчас каждая группа будет выходить по очереди и рассказывать нам то, что они подготовили о мордовском народе. Свой рассказ они будут дополнять материалом, который специально подготовили для данного занятия». 2. Демонстрация подготовительной работы детей: дети поочередно показывают результат своей работы. Сначала выходит первая группа, они представляют остальным детям народные мордовские костюмы, изготовленные из ткани, бумаги, рассказывают о разновидностях мордовских костюмов, об их основных элементах. Вторая группа показывает небольшое представление: они поют песни на мордовском языке и танцуют национальный мордовский танец. Третья группа рассказывает традициях и обычаях, знакомят ребят с национальными мордовскими праздниками, рассказывают о традициях празднования, инсценируют один из мордовских праздников. 3. Подведение итогов воспитателем. Дети делятся впечатлениями об увиденном, о том, что они узнали нового. Конспект занятия

Слайд 8

Целью данной игры является ознакомление детей дошкольного возраста с традиционной кухни Мордвы. В ходе проведения игры у детей развивается память, мышление, познается культура изучаемого народа. Ход игры: Группа детей делится на две подгруппы. Воспитатель зачитывает ребятам рецепт национального блюда: Для теста: 2,5 стакана пшеничной муки 2 яйца 0,5 стакана холодной (ледяной) воды 1. Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 мин под влажным полотенцем, затем раскатать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем тоньше раскатано тесто, тем лучше). 2. В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками, завернуть маленькие кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 мин в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом, петрушкой и дудником. После чего воспитатель называет детям продукты, ребята должны вспомнить присутствовали ли они в рецепте. В подгруппах распределяются роли: те продукты питания которые, по мнению детей присутствовали в рецепте. Ребята разыгрывают сцену приготовления. После чего воспитатель зачитывает правильный рецепт. Та команда, которая выбрала наибольшее число правильных продуктов питания, считается победителем. Но следует учитывать во время оценивания и красочность постановки, исполнение своих ролей детьми, слаженность коллектива. Дидактическая игра

Слайд 9

Какие народы, проживающие на территории этноса, вы знаете? Знаете ли вы народные праздники? Какие? Рассказываете ли вы вашему ребенку о его национальности? Читаете ли вы своим детям народные сказки? Какие именно? Знаете ли вы изделия народных умельцев? Присутствуют ли они в вашем доме? Рассказываете ли вы о них детям? Знаете ли вы свой народный язык? Разговариваете ли вы на нем дома? Со своим ребенком? Как вы оцениваете вклад детского сада в национальное воспитание вашего ребенка? Часто ли вы обращаетесь к воспитателю за советом по вопросам народного воспитания ребенка? Как бы вы хотели видеть национальное воспитание вашего ребенка? Какие формы работы детского сада с родителями в русле национального воспитания вы считаете эффективными? Хотели бы вы помочь в воспитании вашего ребенка? Как? Анкета для родителей

Слайд 10

Содержание Этноним мордва История мордовского этноса Мордовские языки Религиозные представления древней мордвы Мордовские топонимические модели Занятия мордвы Мордовское жилище Мордовский костюм Мордовская кухня Матримониальные обычаи мордвы

Слайд 11

В ряду этнонимов, связанных с мордовским народом и Мордовией, наибольший интерес представляют этнонимы мордва, эрзя и мокша. Этноним мордва — один из старинных этнонимов Восточной Европы. Первое достоверное свидетельство о нем дошло до нас с VI в. в труде византийского епископа Иордана “Гетика”, считающегося важным произведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен или народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан называет и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву. В других западноевропейских источниках средневековья мордва называет также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos. Этноним Мордва

Слайд 12

Предки мордвы - финно-угорские племена населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. Существенной причиной дуализации древней мордвы можно считать и миграционные процессы, происходившие на её этнической территории. Расселение в Среднем Поволжье болгар и создание там государственного образования - Волжско-Камской Болгарии, позднее монголо-татарское нашествие, казанско-ханские захваты содействовали закреплению бинарности мордовского этноса, сохранившейся до наших дней. В конце 12 - 1-й трети 13 вв. во главе мордвы становится Пургас. при котором происходит концентрация значительной части мордвы в границах 'Пургасовой волости' (в русских летописях). Сближение мордвы с Россией началось в период феодальной раздробленности. Значительное воздействие на русско-мордовское сближение оказала совместная борьба против золотоордынского ига. История мордовского этноса В период ордынского господства мордовская знать в качестве вассалов служила монголо-татарским ханам, использовалась и русскими князьями в их междоусобной борьбе. В 15 в. по мере роста освободительного движения, борьбы с остатками Золотой Орды мордовско-русской. связи, в том числе военные, продолжали укрепляться.

Слайд 13

Мордва говорит на двух мордовских языках : мокшанском и эрзянском . Оба эти языка относятся к волжской языковой группе уральской языковой семьи . Уральская языковая семья в свою очередь, подразделяется на две группы : финно-угорскую и самодийскую . 1500-1700 лет тому назад мордовский народ, согласно одной научной теории, имел единую культуру и разговаривал на одном общемордовском языке . Другая теория гласит, что в это время существовали различные, но родственные мордовские племена, говорившие на родственных диалектах, лёгших позднее в основу эрзянского и мокшанского языков . В словарном составе общемордовского языка (или родственных мордовских диалектов ) были заимствованные слова из других языков. Мордовские языки

Слайд 14

Религиозные представления древней мордвы В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы. Первобытный человек, не умея объяснить внушающие ему страх грозные явления природы, обожествлял их. Он одушествлял также всё, что его окружало: деревья, камни, реки, озера и т. п. По мере осознания себя не только частью природы, но и — разумнейшим существом на земле, творцом орудий труда, жилищ, предметов обихода, человек стал искать и творцов окружающего мира; придумал богов, похожих, разумеется, на людей. Усложнение общественной жизни вело за собой увеличение количества богов и разделение их функций. Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились : небом и временем управлял бог Шкай; Чи-паз был богом солнца; Мастер-паз — богом земли (земной тверди); Богиня Шобдава являлась в виде зари; Толава в виде огня; водой ведала — Ведява; лесом — Вирява и т. д.

Слайд 15

Мордовские топонимические модели За свою многовековую историю мордва создала оригинальную топонимическую систему, свидетельствующую о разнообразии связей ее с этнической территорией. Не все из этих топонимов дошли до нашего времени, но часть из них сохранилась, она служит ценным источником как для установления территории былого расселения мордвы и путей её миграций. Немалую информацию можно извлечь из топонимии и относительно хозяйственных занятий народа, и его материальной и духовной культуры, межэтнических связей и многого другого. Древняя территория расселения мордвы

Слайд 16

Занятия мордвы Основным занятием мордвы издревле было земледелие. Основными возделываемыми культурами являлись рож, ячмень , горох, просо. Из технических культур выращивали коноплю и лен. В XIX веке появляются новые культуры: картофель, чечевица и мак. Кроме полеводства мордва издавна занималась огородничеством. Выращивали лук, чеснок, морковь, свеклу, капусту, огурцы, хмель. В XIX веке начинают выращивать помидоры, табак. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. Основным животным была лошадь. Были распространены у мордвы и различные ремесла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Древними занятиями мордвы являлись также охота и рыболовство. Охотились на мясных и пушных зверей и птиц. Вплоть до XVII века для охоты на пушных зверей использовали лук и стрелы. Древнейшим занятием мордвы было пчеловодство. В древности мордва широко занималась бортничеством, то есть сбором меда и воска у диких пчел. Продукты пчеловодства были важнейшими продуктами обмена и торговли.

Слайд 17

Мордовское жилище В XVIII-XIX веках жилищем мордвы являлась так называемая курная изба, которая топилась "по-черному", то есть у печи не было трубы, поэтому дым шел непосредственно в избу. При топке для выхода дыма открывали дверь или специальные маленькие дымовые окошки. Жилище мордвы было двухраздельное и трехраздельное. Первый тип дома был распространен чаще. Он состоял из жилой избы и сеней. Трехраздельный дом дополнялся горницей, которая использовалась зимой как место хранения различных хозяйственных вещей и только летом служила спальней. Жилище обычно было деревянным. Крыши жилищ бывали обычно четырехскатными, крытыми соломой. Солому часто обмазывали глиной, что защищало от раздувания ее ветром Внутренняя планировка была обычно среднерусской: печь стояла в одном из углов при входе. У мокши встречалась и южнорусская планировка, при которой печь стояла в дальнем углу избы. Для эрзянских, а часто мокшанских изб были характерны полати над дверью. У мокши встречался кершпель - дощатый настил перед печью высотой 25-30 см. от пола.

Слайд 18

Мордовский дом прошлого Современная мордовская деревня Мордовская изба внутри

Слайд 19

Мордовский костюм Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки. Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-мордовски называется пулай или пулагай . Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши ). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет. Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи.

Слайд 20

Женщина-мокшанка Женщина-эрзянка Мужской мордовский костюм

Слайд 21

Мордовская кухня Мясо и птицу тушили, пекли и варили. Традиционная национальная кухня финно-угорских народов не знает жареных блюд. Национальным мясом у мордвы, марийцев, пермяков была зайчатина. По русским религиозным правилам до XIX века это мясо считалось нечистым, поэтому угрофинны после насильственного принятия христианства блюда из зайчатины зачастую изготовляли «подпольно», отчего национальная технология их со временем была утрачена. Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии. Рыба была одним из основных видов пищевого сырья. Мясо употреблялось для приготовления супов . Грибы — также существенный элемент национального пищевого рациона. Их, как правило, отваривают, реже жарят, но охотнее всего солят, квасят и сушат. Садоводство было развито слабо, поэтому сладкий стол относительно скромен — в основном в питании использовали дикорастущие растения : калину, черемуху, ягоды, щавель. Особое место в кулинарии финно-угорских народов занимает использование зерна и каш из него. В XV—XVII веках финно-угорские народы в результате расширившихся контактов с русскими и татарами знакомятся с пшеничной мукой. Однако до XVIII века мука была привозной, а не местного производства, а значит, расходуется она ограниченно. Из молочных продуктов использовали коровье и козье молоко, которое пили в сыром виде, использовали для приготовления первых блюд, мучных изделий, каш.

Слайд 22

Некоторые рецепты мордовской кухни ПОЛБЯНАЯ КАША 1 стакан полбы 8,5 л простокваши 0,5 стакана воды 0,5 л молока 100 г масла 1. Полбу замочить на 4-6 ч в смеси простокваши, затем промыть в холодной воде и отварить на слабом наплитном огне в молоке или смеси молока с водой до готовности (каша не разваривается, каждое зернышко остается целым, готовность проверяется пробой на вкус после полного выкипания жидкости). 2. Кашу укутать и дать выстояться 30—40 мин, после чего заправить ее маслом и подать к столу. ЦЁМАРТ Для теста: 2,5 стакана пшеничной муки 2 яйца 0,5 стакана холодной (ледяной) воды 1. Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 мин под влажным полотенцем, затем раскатать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем тоньше раскатано тесто, тем лучше). 2. В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками, завернуть маленькие кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 мин в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом, петрушкой и дудником.

Слайд 23

Матримониальные обычаи мордвы Главными действующими лицами на свадьбе кроме брачующихся и родителей были сваха и дружок жениха, на которых лежала обязанность соблюсти все необходимые традиции, часть из которых относилась ещё к языческим временам. Понятно, что без песен свадебное торжество обойтись не может. Долгое время у практичной мордвы было принято воровать невест. Бить хозяйку дома тоже было не принято. Мало того, такие мужья презирались за то, что не смогли ужиться с супругой. А когда жена не слушается мужа, виноват он сам, так как не сумел заставить её уважать своё слово и желание. Брачные отношения мордвы заметно отличались от домостроя русских семей. Во-первых, брак в селах заключался в основном по любви. Во-вторых, практичные мокша и эрзя искали в будущих жёнах прежде всего добрых помощниц, на которых можно было бы бесстрашно возложить все тягости домашнего хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.1)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Татарском народе

История татарского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.2)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Чувашском народе

История Чувашского народа...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Русский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой русского народа.Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:- Расширять представле...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Мордовский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой мордовского народа.Цель: Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры. Задачи: - Расширя...