Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне». Старший дошкольный возраст
проект по окружающему миру (старшая группа)

Вера Александровна Белозуб

Тип проекта:
по виду деятельности – информационно-познавательный, исследовательский;
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – краткосрочный (четыре недели);
По характеру контактов: Семья, в рамках детского сада;
По характеру участия ребёнка: От появления идеи и в процессе всей работы в рамках реализации проекта.

 




Актуальность: Каждый день в нашем детском саду на обед ребятам дают салат из овощей. Дети не всегда кушают овощи. Мы разговорились с ребятами о пользе овощей для организма человека.
В ходе беседы стало понятно, что дети не понимают, чем полезны овощи для здоровья человека, сколько труда прикладывает человек, чтобы их вырастить и как они попадают к нам на стол.
Данный проект познакомит ребят с овощами совсем с другой стороны. Из потребителей дети превратятся в производителей!
Вдруг среди них есть будущие овощеводы или агрономы?!

Цель: расширение представлений детей об овощах и особенностями их выращивая.

Задачи:
- расширить кругозор детей, через знакомство с историей появления овощей на нашем столе;
- познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (рукола, мелиса, горох, зелень, лук, горчица);
- формировать представления у детей об условиях, необходимых для роста растений;
- дать возможность детям самим посадить растения и ухаживать за ними;
- учить вести наблюдения за растениями;
- формировать у детей умение ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
- привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Материальное обеспечение: горшочки, земля, мини-парнички, леечки, лупы, семена растений, лопаточки, палочки для рыхления почвы, вода, мяч, лупы, полителеновый зип-пакет, листы А4, карандаши цветные.

Ожидаемые результаты:
- дети знают, как овощи появляются на нашем столе;
- дети имеют представление о факторах, влияющих на рост растений;
- дети умеют ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- дети уважают труд, как свой, так и окружающих их детей, взрослых.

Продукт проектной деятельности:
- выращенная рассада культурных растений для последующей пересадки в грядку;
- зелёный лук (перо) для употребления в пищу;
- альбом «Всё об овощах»

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.
- Постановка целей и определение задач проекта;
- Подбор необходимых материалов и наглядных пособий для успешной реализации проекта;
- Знакомство участников проектной деятельности с темой проекта;
- Беседы с детьми об овощах и знаниях детей о том, как их выращивают.

2 этап. Основной.
Деятельность с детьми в рамках реализации проекта:

Работа по организации огорода на окне:
- Подготовка почвы к посадке
- Выбор ёмкостей для последующей посадки растений
- Подготовка семян
- Посадка семян (смесь зелени,)
- Регулярный полив рассады
- Рыхление земли после прорастания семян
- Посадка лука двумя способами: в землю и в воду
- Посадка гороха разными способами:
В воду и в землю с предварительным проращивание в марле с водой.
- Полив огорода на окне.

Исследовательская деятельность детей:
- Исследование почвы
- Исследование семян
- Наблюдение за проросшими семенами
- Наблюдение за ростом лука
- Ведение дневника наблюдения

Беседы:
- Беседа «Как овощи попадают на стол»
- Беседа «Овощи – наши друзья»
- Беседа «Садовые инструменты»

Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Собираем урожай» (Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Вершки-корешки» (Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» (Смотри приложение 3)

Творческая деятельность:
- Конструирование «Огородим огород»
- Лепка «Овощи»
- Рисование по содержанию загадок и стихов «Нас на грядке ждут друзья»
- Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (Смотри приложение 4)
- Отгадывание загадок «Загадки с грядки» (Смотри приложение 1)

Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворений про овощи (Смотри приложение 2)
- Чтение русской народной сказки ««Вершки и корешки»».
- Чтение украинской сказки «Пых»
- Чтение русской сказки «Колосок»
- Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
- Чтение сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино»

Деятельность родителей в рамках реализации проекта:
- Помощь детям в подготовке земли, горшочков, мини-парничков, семян для успешной реализации проекта.
- Создание альбома «Все об овощах»

 

 

 

 

Перейти на сайт


3 этап. Заключительный.
- Презентация альбома «Всё об овощах»;
- организация выставки детских работ «Гости с грядки».

Приложения

Приложение 1.
Загадки с грядки.
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …(Картошка)
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(Капуста)
***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
(Морковь)
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
(Свекла)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
***
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
(Кабачок)
***
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.
(Тыква)
***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
***
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
***
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
***
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(Помидор)
***
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)


Приложение 2.
Стихотворения для чтения детям.

Ю. Тувим
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной детско-родительской творческой познавательно-исследовательской деятельности "Приготовление винегрета с "изюминкой". Старший дошкольный возраст .

Конспект  преназначен для педагогов и родителей и содержит практический материал по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, может быть использован в организаци...

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Огород на окне» (средний дошкольный возраст)

Проект для воспитателей средних групп...

Проект «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)

Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян....

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности  «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста....

Проект «Огород на окне» старший дошкольный возраст

Тип проекта:информационно – творческий; групповой.По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальныйПо содержанию: обучающий.По числу участников проекта: групповой.Участни...

проект "Огород на окне " для дошкольного возраста 5-6 лет

Содержание проектаАктуальность темы проекта: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный  интерес...