Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Барышева Надежда Николаевна

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);

- учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;

- воспитывать любовь к природе.

- удовлетворять потребность детей в двигательной активности, через п/и, хоровод и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_progulki_13.09.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);

- учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;

- воспитывать любовь к природе.

- удовлетворять потребность детей в двигательной активности, через п/и, хоровод и др.

Ход прогулки

Повторяем правила безопасного поведения в детском саду (держимся за перила, не торопимся), на улице (идем парами, дружно, друг за другом, смотрим вперед и по сторонам).

  1. Наблюдение за сезонными изменениями в погоде. Чтение стихотворения             «Миновало лето,

Осень наступила.

 На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

 Темны-темны ночи.

(Ребята пояснили, почему на полях стало пусто – потому, что собрали урожай; почему птицы улетают, потому что наступают холода и они улетают в теплые страны и т.д.)

Загадываю детям загадки.

  • Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
  • Не зверь, а воет (ветер).
  • На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)
  • Без рук, а холст ткет. (Паук.)

(Дети отгадали загадки поговорили о смысле каждой загадки)

Рассказываю о приметах месяца. Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников. Есть примета, если листья ложатся на землю внешней стороной, то жди холодной зимы, а если внутренней стороной ложатся, то зима не будет очень суровой (холодной).

Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются   еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

Задаю детям вопросы:

  • Почему сентябрь называют «златоцветником»?
  • Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
  • Какие знаете признаки «бабьего лета»?

(Ребята запомнили, почему начало осени, теплые деньки в сентябре называют, «бабьим летом». Потому, что в это время на Руси, женщины собирали урожай, стояли теплые дни, девушки наряжались в красивые наряды и выходили водить хороводы и петь песни.

Возникли трудности с запоминанием старинных названий сентября)

 Художественное слово:  Осень, по утрам морозы, в рощах желтый листопад, листья около березы золотым ковром лежат.

(дети вспоминают, что утром на зарядке, погода была на много холоднее – это примета осени)

Сюрпризный момент! – Ребята, мы с вами сегодня понаблюдаем за березкой, за ее изменениями, заведем хоровод для неё, и она, я думаю, нас отблагодарит за внимание. Береза подарит нам самые красивые свои «золотые» листочки, которыми мы с вами сможем украсить нашу группу! (раздам в конце прогулки по бумажному красивому листочку)

Наблюдение за березкой. Вопросы: Каким цветом листья у березы (ответы: желтые, зеленые, оранжевые) Почему листья меняют свой цвет? (становится холоднее и листики желтеют и опадают). Как называется явление в природе, когда листья опадают? (листопад)

(затруднений не возникло, на вопросы отвечали)

  1. Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Собирание опавших листьев для гербария. Цель: воспитывать стремление к труду, развивать познавательный интерес.

(девочки собирали в ведерки опавшие листочки. Понаблюдали за тем как лежат листья: кверху внешней стороной или вниз. Индивидуально – помогали подметать песок, выбрасывать найденный мусор)

  1. Хоровод «Во поле береза стояла». Цель: сплочение коллектива, познакомить русской хороводной песней.

(детям очень нравится танцевать в хороводе, постепенно ускоряя ритм слов и быстроту движений, участвовали все дети)

 - Ребята, на улице, как мы уже заметили становится все холодней с каждым днем. А что лучше всего согревает нас на прогулке? (движения) Правильно, нужно активно подвигаться и поиграть.

П/и «Ловишки из круга» . Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в  построении в круг.

Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга,  на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!

Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

(выбирали водящего по считалочкам, играли несколько раз со мной, затем в процессе прогулки самостоятельно. Ребята, когда их ловили, замирали на месте, как будто застывали, было здорово и весело за ними наблюдать. Столкновений не было. Возникали споры по поводу выбора водящего, до тех пор, пока не вспоминали считалочку)

  1. Самостоятельная игровая деятельность. - Ребята, я вам даю возможность поиграть самостоятельно с мячом, скакалкой, в песочнице, и по возможности понаблюдать за тем как падают листья с деревьев.

(дети играли в песочнице: лепили башни, торты, украшали листвой, камушками. Были игры в прятки, футбол, с/р игра «Семья идет в лес на прогулку», катание на каруселях)

М/п.и «Береги руки» в кругу.

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга.

Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих.

Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся 2–3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

(дети выбирают водящего самостоятельно, вначале по считалочке, затем водящий выбирает себе замену. Ребятам нравится игра, они хитрят, резко разворачиваются, тренируется ловкость движений, быстрота реакций)

  1. Индивидуальная работа: отбивание мяча кистью руки. Цель: развитие умения отбивать несколько раз подряд мяч, держать кисть правильно.

Индивидуальная работа: повторение. Какие осенние месяца вы знаете? Сколько всего их? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

(Были затруднения с названиями месяцев: сентябрь, октябрь назвали сразу, про ноябрь подсказала. Подметила, что легко запомнить их, по окончанию – брь.)

- Ребята, береза благодарна вам, что вы уделили ей сегодня столько внимания, ей понравились ваши игры и песни, она дарит вам вот эти красивые листики. (раздаю бумажные листики)

6.  Уход с прогулки в группу. Повторение правил передвижения на территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...

конспект прогулки "наблюдение за сезонными изменениями"

Наблюдениеза сезонными изменениямиЦели: формировать представленияоб изменениях в природе в началезимы (ночь растет, а день убывает);учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их пр...

Прогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

МАРТПрогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.Ход наблюдения: Улеглись в поля...

Конспект занятий для детей 4-5 лет «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;- воспитыват...

Конспект прогулки "Наблюдение за сезонными изменениями"

Конспект прогулки "Наблюдение за сезонными изменениями"...

Конспект прогулки "Наблюдение за сезонными изменениями"

Цели: - формировать представление о весенних изменениях в природе;- закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе;- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;- закреплят...