ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Буровских Ольга Евгеньевна

Формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам: их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Буровских О.Е.

 

 

 

 

 

Автор проекта: Буровских О.Е.

Название проекта: «Наши пернатые друзья - зимующие птицы»

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 5-6 лет

Участники: воспитатели, дети и родители.

Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.

Актуальность и проблема проекта

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель: формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.

Задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта:

- расширить и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года

- развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма

- продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение

- активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта

- формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время

- пополнить развивающую среду по теме проекта

- привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности – изготовлению кормушек для птиц, книги «Азбука пернатых»

Объект деятельности - зимующие птицы.

Предмет деятельности– образ жизни птиц зимой.

Гипотеза – Мы предположим, что включение детей в разные виды совместной, партнерской, образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников к экологии, а сделанные кормушки помогут выжить зимующим птицам в холодное время года;

если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то: возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу, укрепятся связи родители – дети – педагоги.

Ожидаемый результат:

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Анкетирование родителей.

- Определение темы проекта, постановка цели и задач.

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

- Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап - заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации.

Изготовление книги: «Наши пернатые друзья».

Организация выставки «Птичья столовая».

Проведение акции «Сотвори добро птицам»,

Игра - викторина «Зимующие птицы».

План мероприятий

 

Образовательная область

Мероприятие

Социально – коммуникативное развитие

1.Беседы:

- «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать».  «Тайны птичьего мира», «Какие

бывают птицы», «Классификация птиц по образу жизни». «Зависимость условий», «Сравнение домашних и диких птиц».

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Зимующие птицы», «Третий лишний», «Кто больше знает птиц», «Что за птица?».

2. Имитационная игра: «Птичка, птичка»

3. Ежедневное наблюдение на прогулках за птицами

4. Заполнение дневника наблюдений за птицами

5.

Познавательное развитие

- НООД по экологическому воспитанию «Поможем зимующим птицам»

- НООД познавательное развитие «О тех, кто умеет летать»

 2.Наблюдения:

- наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц,

 

- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.

- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).

- наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?

3.Презентация о зимующих птицах и их голосах.

4.Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

 

Художественно – эстетическое развитие

1. Чтение художественной литературы:

- М. Горький «Воробьишко»,

- Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,

- М. Штейнбах «Как птицы выращивают птенцов» - природа России,

- Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок:

А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

Е. Благинина «Прилетайте в гости»,

А. Прокофьева «Снегири»,

А. Барто «Свиристели»,

Р. Бухараев «Кормушка».

- Отгадывание загадок про зимующих птиц.

2.Продуктивная деятельность:

Лепка: «Прилетайте в гости»

Рисование: «Как розовые яблоки на ветках снегири»,  «Снегири на ветке рябины»; « Синички невилички».

- Аппликация «Птицы на кормушке»

- Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.

- изготовление сердечек – кормушек с разными семенами

3.Конструирование: «Кормушка для птиц»

4.Музыкальное развитие: прослушивание звуков птиц

Речевое развитие

- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,

- Сравнительное наблюдение снегиря и воробья,

- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один - много», «Большой - маленький», «Сосчитай птиц», «Чьё это».

Заучивание стихотворения «Снегири»  

Физическое развитие

- Подвижные игры:

«Перелётные и зимующие птицы»,

«Птички в гнёздышках»,

«Совушка – сова»,

«Перелёт птиц»,

«Ворон и воронята».

 

 

Придумывание новой подвижной игры «Синички и Снегири»

Физкультминутки: «Вот большая птица», «Лебеди».

 

Развивающая среда

 

- оформление наглядной информации по теме проекта,

- пополнение центра книг (подбор книг о птицах),

- пополнение экологического уголка изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний», математические пазлы «Зимующие птицы»

- изготовление шапочек для подвижных игр,

- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,

- изготовление книги «Азбука пернатых».

 

Работа с родителями

 - Рекомендации на совместные прогулки.

-  Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

 - Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.

- Выучить с детьми стихотворения о зимующих птицах.

-  Совместно с ребенком сделать кормушку.

оформление папки-передвижки «Зимующие птицы»

Заключительный этап

- Оформление результата проекта в виде презентации.

- Оформление книги: «Азбука пернатых».

- Выставка «Птичья столовая».

- Проведение акции «Сотвори добро птицам».

- Итоговое мероприятие «Как я забочусь о птицах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД для детей старшей группы на тему «Зимующие птицы»

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков....

Проект (старшая группа) по теме: "Зимующие птицы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому разви...

Проект в старшей группе на тему:"Зимующие птицы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад компенсирующего вида 137»       ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУ...

Экологический проект для детей средней группы «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитыв...

Экологический проект для детей средней группы «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитыв...

Домашнее задание от логопеда для детей старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Домашнее задание от логопеда для старшей логопедической группы на тему "Зима. Зимующие птицы". Тема: «Зима. Зимующие птицы». Родителям рекомендуется: побеседовать с ребёнком: как...