Конспект занятия в старшей группе "Вода -это жизнь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Селиванова Людмила Анатольевна

Конспект занятия по Окружающему миру с элементами экспериментирования о свойствах воды.Знакомство с понятием: круговорот воды в природе в виде игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия  ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром   «Где вода — там жизнь». с применением технологии исследовательской деятельности

Задачи:  1. Познакомить детей со свойствами воды.

 2. Уточнить представление о значении воды в природе.

 3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды

 4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.

 5.Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.

 6. Совершенствовать умение отгадывать загадки.

 7. Совершенствовать умение проводить опыт.

 8. Развивать общую моторику.

9. Способствовать развитию логического мышления.

10. Развивать память и внимание.

11. Воспитывать бережное отношение к природе. 12. Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.

Сегодня мы проведём занятие, на котором будем изучать свойства воды.

А сначала отгадайте загадку:

Я и туча и туман

И ручей и океан

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Ответы детей. Вода (1 слайд)

 Ребята, а знаком ли вам этот предмет?

 (Да)

 Как он называется? (Глобус) 

 А, что такое глобус?— (так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много много раз). Это модель Земли.

Какого цвета на глобусе больше всего? (синего, голубого) А что означает голубой, синий цвет на глобусе? (вода). Синий цвет на глобусе означает … что? Воду.

  Как по вашему, много ли воды на нашей планете? Много. 

Давайте покрутим глобус быстро быстро.  

 Кажется,   что   вся   планета   синего   цвета   —   покрыта   водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в  морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая.  Годится соленая вода для питья? 

Нет, соленая вода не пригодная для питья.  Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной   воды.   Именно   поэтому   нельзя   понапрасну   ее   лить.   Пресную   воду,   нужно беречь.   

Ребята, есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Почему так говорят? Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются  наши зелёные друзья   деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не  прожить без воды.  Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы  перестанем их поливать?  Завянут и погибнут. 

А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды,  чтобы вымыть пол? Комната станет грязной.

 А если мы перестанем мыть руки? Можем  заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет

 прожить без воды  больше трех дней. Ни умыться, ни напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут птица, зверь и человек. И поэтому всегда всем везде нужна вода! Вы запомнили поговорку? «Где вода  там жизнь!»

  

 А хотели бы вы узнать о воде ещё что нибудь интересное? (Да)

Я предлагаю вам отгадать загадки, в которых раскрываются различные состояния воды. 1.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

 Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это  ...(Дождь)  2 слайд

2. Каплями в траве сверкает,

Травку  утром украшает.

 С переливами краса...

Как зовут её? ... (Роса)   3 слайд

3. С неба облако спустилось и у речки поселилось.

 Как причудливо, красиво, бело сказочное диво. Это утренний обман, называется … (Туман)    4 слайд   

   4.Белые овечки 

Не сидят на печке

 А плывут издалека 

Кучевые…(Облака)   5 слайд

5. Он пушистый, серебристый,

 Но рукой его не тронь:

 Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.  (Снег)   6 слайд

 6.С неба падают крупинки, Это маленькие льдинки. Им вообще никто не рад, Потому что это…(Град)  7 слайд 7. Он появляется тогда, Когда замёрзнет пруд, река. На нём так трудно удержаться, Но любим по нему кататься!  (Лед)   8 слайд Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град,  туман, лед   одним словом? … Ответы детей.  Правильно, ребята, это вода. Отгадав загадки вы убедились, что вода может быть в трех состояниях:

 9 слайд В каких? …

 жидком 10 слайд

 Парообразном 11 слайд

 И твердом  12 слайд

Физминутка.

 Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Ребята,   сегодня   мы с вами отправимся в лабораторию фиксиков и проведём исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята? ( Да).  Ну, что же отправляемся?

Вот мы и попали в институт.  Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории. (слайд 13) Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться. Правило № 2. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться,  громко разговаривать. Правило № 3. Быть внимательным и аккуратным Правило №4. Слушать и внимательно следить за результатами опыта Правило №5. давать возможность высказываться своим товарищам. А теперь друг другу пожелаем удачи.  Скажем дружно: Удачи!» (Садимся за столы) Я   предлагаю   налить   воду   из   прозрачного   кувшина   в   разные   емкости   (стаканчик, пробирка, колба).  Что вы заметили? …  (Вода приобретает форму каждой из них).  Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в которую ее наливают. А,   если   мы   случайно   выплеснем   немного   воды   на   пол,   что   произойдет?   …       (она растечется лужицей). Молодцы Ребята, а какие вы знаете водоемы? …   (река, озеро, пруд, море). (14 слайд).  Как вы много всего знаете! Молодцы!  А хотите немножко отдохнуть и поиграть? Физкультминутка. (Упражнения для кистей рук ) Так проворны наши руки  Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад  С ними можно полетать. Здорово нам было тут,  Но вернемся в институт! Много знаний и открытий, В институте нас всех ждут!    Ой, а что же это случилось с нашим водоёмом? (15 слайд)  Посмотрите, какой он у нас? …  Ответы детей: грязное.   Что же нам делать? …  Ответы детей. Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?   Что случится с водоёмом, если бросать мусор? Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде.   Коллеги, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?  Я предлагаю, как можно очистить воду. А может вы сами знаете как можно

 очистить воду? …  Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.   Как вы думаете, вода в них одинаковая? Ответы детей: одна чистая, другая грязная.   Грязная вода, образец, набранный в грязном водоёме.  А как вы думаете, можно очистить грязную воду? … А вот, что я вам ещё предложу.

 Я возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну

 пропускать грязную воду через эту воронку.   Что у нас получается? Ответы детей: вода становится чистой, прозрачной.  А что стало с нашим фильтром марлей? Ответы детей: она стала грязной.  Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? Ответы детей.  С помощью чего? Ответы   детей:   фильтров,   марли,   ваты,   салфетки   в   домашних   условиях,   очистных сооружений на предприятиях.  Молодцы, ребята! ((16 Слайд)  Какое чистый и прозрачный водоём у нас стал, в котором могут плавать самые разные рыбки и возле такого хочется отдохнуть. (17 Слайд) Такое   могли   сделать   только   дети   с   доброй   душой.   Посмотрите   друг   на   друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А подскажите, какого цвета вода? … На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.     Поднесите   поочередно   полоски   к   стакану.   Сравните   цвет   воды   и   цвет   каждой полоски.   Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? Ответы детей: нет. Какого же тогда цвета вода?  Ответы детей: бесцветная, прозрачная.  Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите? Ответы детей. Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

 Детям показать круговорот воды в природе можно в форме игры. На земном шаре вода непрерывно и постоянно циркулирует, и её общее количество не меняется. Дети знают об испарении воды, её конденсации в облаках и выпадении на землю в виде осадков. Но есть ещё более тонкие особенности перемещения воды в этом круге. Игра показывает детям круговорот воды в природе с учётом всех ньюансов вечного движения воды и даёт им возможность стать участниками этого движения.

Игра : «Круговорот воды».

Целью игры «Круговорот воды» является расширение понятия круговорота, как непрерывного и всеобъемлющего, важного для всего живого процесса на планете Земля.

Для игры необходимо приготовить материалы:

  • для каждого участника – индивидуальную схему круговорота и карандаш;
  • для всех – 10 конвертов с указанием пунктов путешествия капельки воды и вложенными внутри путевыми записками.

Как дети изучают круговорот воды в природе в процессе игры?

В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды. В процессе проведения игры дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками воды и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём.

Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и очень эмоциональное путешествие.

Подготовка к игре для изучения детьми круговорота воды

Прежде чем начать игру необходимо в игровом помещении разместить конверты, на которых написаны пункты путешествия, в каждый из которых вложено несколько путевых записок. Тексты путевых записок и индивидуальная схема круговорота находятся .

Надписи на конвертах соответствуют надписям на схеме, которую получает и заполняет в процессе игры каждый участник индивидуально: «ОКЕАН», «ОЗЕРО», «ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ», «ЖИВОТНЫЕ», «ОБЛАКА», «ЛЕДНИКИ», «БОЛОТО», «РЕКА», «ВОДОХРАНИЛИЩЕ».

Несколько советов по оформлению конвертов и мотивации детей:

  • каждый конверт и помещённые в нём записки в нем сделайте разного цвета;
  • каждому игроку выдайте вырезанную из бумаги форму капли, на которой написан начальный пункт путешествия;

Описание игры для детей про круговорот воды в природе

Участники игры получают задание – отправиться в путешествие и совершить круговорот: начав путешествие в определённом пункте вернуться в него:

  1. на индивидуальной схеме игрок находит пункт, название которого написано на капельке, которую он получил, например болото, и отмечает его каким-то значком;
  2. в помещении игрок ищет конверт с такой же надписью – «болото» и достаёт из него одну записку. Например: «Вы испарились с поверхности болота и попали в облака - идите к облакам».
  3. После прочтения записки, участник возвращает ее в конверт обратно и идёт к конверту, указанному в записке (в данном случае это облака).
  4. На своей индивидуальной схеме он рисует стрелочку от болота (или другого пункта) к облакам (или любому следующему).

Таким же способом находится второй конверт и все последующие. Выигрывает тот участник, кто первым вернется в пункт, из которого началось его путешествие, т.е совершит круговорот.

Внимание!

Объясните детям – не ставится задача побывать во всех пунктах указанных на схеме, а только в тех, в которые участники будут направляться записками.

Тот, кто закончил игру раньше других и начинает скучать, может совершить второе путешествие. Он самостоятельно выбирает для себя начальный пункт и карандашом другого цвета отмечает свой путь.

Ну, что ребята, мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем  об удивительной «волшебнице  воде».

Что вы сегодня узнали нового?  Какой опыт вам показался интересным больше всего?  Что вы узнали из опытов о воде?  А какая игра вам понравилась больше всего? Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень  внимательны и активны.   А что было сложно? (Похвалить каждого ребенка за что то)  Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. (18 Слайд)  Я хочу пожелать вам всегда оставаться такими же любознательными. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, экспериментируйте и открывайте для себя чтото новое!  И помните, наука  это не только полезно, но и еще и очень интересно! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Жизнь и труд казаков"

Цель занятия: -продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину; - познакомить с орудиями труда казаков; -расширить знания детей; о жизни и быте первых поселе...

Конспект занятия "Где вода - там и жизнь"по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневнего природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Развивать мышление, ...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в старшей группе Тема: «Мое здоровье — мое богатство»

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в старшей группеТема: «Мое здоровье — мое богатство» Цель:- формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной ...

Конспект занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей»

Цель: познакомить детей с живым миром моря, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях, познакомиться со строением рыб.Задачи: познакомить с глобусом, картой, показать материки, океаны, м...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы "Берегите зубы".

Цель проведения  этого НОД-дать детям представление о необходимой части организма – зубах, приучать беречь зубы, соблюдаеть правила ухода за ними; развивать внимание, память...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы 5-6 лет «Город здоровья».

Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."

Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...