Конспект НОД по развитию речи в старшей группе, по теме "Осень"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Серова Надежда Васильевна

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень»

Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Задачи:

образовательные: 

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областейсоциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование: 

  • конверт с письмом и заданиями от Осени;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • листочки из картона для дорожки;
  • индивидуальные карточки для каждого ребёнка, наборы элементов для игры «Осень хорошо – осень плохо»
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • видеофильм «Осень» https://dzen.ru/video/watch/634427063acbea605fc769ab?f=d2d

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

 Дети … Да!

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

- Осень!

- Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены                                                                                                          

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»

- Принимаем приглашение осени?

 - Да!

Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

- Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!                                                                                                     А зачем люди ходят в лес?

-Чтобы подышать свежим воздухом

А зачем осенью, да ещё и поздней?

 -Собрать грибы

- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

- Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

- Опавшей листвой, грибами.

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

-Какое время года изображено на первой картине?

 Осень

- А на этой?

Осень

- А какое время года на третьей картине?

Осень

- Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Осень бывает разной.

- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

- Да!

Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.                Повторяют за воспитателем:

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.                  кружатся, идут, приседают,

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:                          Бегут на носочках, выполняя                                                                                                  

 лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной,      взмахи кистями рук,

лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.            затем загибают пальцы в кулак.

А теперь перейдём к заданиям на карточках.

1 задание  «Отгадай загадку»

 Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1) Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?          

    - Лесник!

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?  

    -  Лесовик!  

3) А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?

     - Леший!

4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.      

      Лист.    

5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.                      

    Одним проходу не дает, других он подгоняет.

    -Ветер

6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,                    

     В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

    -Дождь              

      2 задание   «Игра ДА или НЕТ» 

  - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданиями.

  - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.                                                                                                                                                                    

   Просмотр презентации «Осень»     

         Практическая  часть                                                                             

        После просмотра презентации предлагается детям поиграть в игру «Осень - хорошоосень – плохо» 

Ребятам необходимо разложить на игровом поле нужные карточки.

Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки. Осень предлагает вам поиграть в игру «Осень - хорошоосень – плохо» Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.      

                                                (Дети составляют картины осени)                        

Итог занятия

Рефлексия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.  (Дети повторяют слова, кружатся.)

- Ребята, а чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

Дети: Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени. А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Презентация к игре "Осень - хорошоосень - плохо".

Слайд №2

Ребята, какое сейчас время года?

Слайд №3

Правильно, ребята! Наступила осень.

Кто хочет рассказать, какие изменения произошли в природе и жизни человека с наступлением осени.

Слайд №4

Давайте вместе вспомним приметы осени (работа по опорным карточкам. Рекомендуется, чтобы каждое новое предложение дети начинали со слова "осенью").

Слайд №5

Осенью солнце светит и греет уже меньше.

Слайд №6

Поэтому дни становятся короче, а ночи длиннее.

Слайд №7

Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.

Слайд №8

Осенью по небу плывут тучи.

Слайд №9

Осенью часто идут холодные дожди.

Слайд №10

Осенью птицы улетают в тёплые края, потому что нет насекомых.

Слайд №11

Осенью некоторые звери впадают в спячку.

Слайд №12

Осенью собирают урожай овощей, фруктов, ягод и грибов.

Слайд №13

Осенью люди делают заготовки на зиму.

Слайд №14

Осенью люди надевают осеннюю одежду и обувают осеннюю обувь.

Слайд №15

Ребята, а как вы думаете осень - это хорошо(Да)

Слайд №16

Осенью можно собирать пожелтевшие листья и плести из них замечательные венки.

Слайд №17

Осенью бывает листопад.

Слайд №18

Осенью созревают вкуснейшие овощи и фрукты.

Слайд №19

Осенью собирают ягоды и грибы.

Слайд №20

Осенью можно любоваться красотою осенних листьев.

Слайд №21

Осенью собирают замечательные букеты из разноцветных листьев.

Слайд №22

Ребята, а осень может быть плохой(Да)

Слайд №23

Осенью мы часто болеем.

Слайд №24

Осенью часто дует холодный ветер.

Слайд №25

Осенью часто идут холодные дожди с ветром.

Слайд №26

Во время дождя лучше не гулять по улицам.

Слайд №27

Осенью птицы улетают в тёплые края и не будут нас радовать звонкими песнями до весны.

Слайд №28

Листья опадают с деревьев и кустарников, и они становятся голыми и унылыми.

После просмотра презентации предлагаю детям поиграть в игру "Осень - хорошоосень - плохо". Ребятам необходимо разложить на игровом поле нужные карточки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...