Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе (ОО «Познавательное развитие»)

«Удивительные свойства воздуха»

с использованием ТРИЗ технологии (ММЧ)

                                       

 

                                                                  Воспитатель И.Г. Яншаева

                                                           

  Аша

   2022

Цель: развитие у детей представления о свойствах воздуха и воды путем экспериментирования и использования метода моделирования маленькими человечками (ММЧ).

Задачи:

Образовательные:

1.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах предметов.

2. Формировать знания о свойствах воздуха и воды.

3. Закреплять умение строить модели маленьких человечков при решении задач.

Развивающие:

1. Закреплять и расширять словарный запас детей.

2. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

3. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, экспериментирование.

Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный.

Предварительная работа: знакомство с технологией ММЧ, беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, модель лёгких человека, стаканы с водой, трубочки, таз с водой, фрукты (банан, апельсин), камень и деревянный брусок одинаковой массы.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята!

Давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение.

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

«Здравствуйте»  и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

Замечательно! От ваших улыбок здесь стало светлее.

Ребята, я вас сегодня приглашаю в лабораторию. А что такое лаборатория?

(место, где люди экспериментируют, проводят опыты)

– А как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты? (Ученые) 

 - Скажите, какими качествами должен обладать ученый? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

Воспитатель показывает волшебный мешочек.

- Мы тоже с вами будем проводить опыты - как настоящие ученые.

А вот что мы будем сегодня изучать – спрятано в этом мешочке,  

(Имя) Прошу тебя на ощупь отгадать, что же у меня в мешке…

Это банан, что такое банан? (Ответы)

Всё верно, но ещё это может быть плавательное средство!

Недавно я смотрела мультфильм, где зебра со своими друзьями попала на необитаемый остров, где росло много бананов. Друзья не знали, как вернуться домой. Но, они случайно заметили, что бананы плавают на поверхности воды. Сделав себе  банановые спасательные жилеты,  они смогли спастись и вернуться домой.

Мне стало интересно, неужели из бананов действительно можно сделать себе спасательный жилет?

   Как же нам объяснить, что одни предметы могут плавать, а другие будут тонуть в воде?

 Вы уже знакомы с маленькими человечками – ТВЕРДИКАМИ, ГИДРАТИКАМИ и ПНЕВМАТИКАМИ.

Давайте вспомним:

ТВЕРДИКИ – маленькие человечки твёрдого тела.

ГИДРАТИКИ – маленькие человечки жидкости.

ПНЕВМАТИКИ – газообразные маленькие человечки.

И сегодня мы ещё лучше познакомимся с пневматиками.

1 опыт

Например, мы дышим и наши лёгкие увеличиваются и уменьшаются в размерах. Потому что мы их то наполняем маленькими человечками воздуха, то выдыхаем их (показываем модель лёгких человека).

C:\Users\user\Downloads\лёгкие.jpg

Мы видим, что воздух совершенно прозрачный.

А сейчас попробуем взять стаканы с водой и опустим на дно трубочки. Выдуваем воздух в трубочку. Видим, как пузыри выходят из воды, всплывают. Так и ГИДРАТИКИ всегда всплывают.

2 опыт

 Возьмём таз с водой и банан, проверим, действительно ли банан будет плавать на поверхности воды.

 Итак, банан плавает. Давайте сделаем схему банана: это твёрдое тело, но от чего же оно всплывает. Оказывается, ребята, если к ТВЁРДИКАМ прибавить ПНЕВМАТИКИ, ТВЁРДИКИ могут всплыть на поверхность воды.

 Посмотрим внимательно на апельсин. Мы можем увидеть, что в кожуре апельсина есть маленькие отверстия – поры, в них то и прячутся ГИДРАТИКИ. Давайте предположим, будет ли плавать апельсин на поверхности воды.

3 опыт

 Апельсин плавает благодаря ГИДРАТИКАМ.

Теперь почистим апельсин. Он утонул в воде, т.к. ГИДРАТИКИ были в кожуре, если утонул – значит в мякоти ГИДРАТИКОВ нет, только ТВЁРДИКИ.

Также, ребята и человек может держаться на поверхности воды, расставив ноги и руки в стороны и набрав полные лёгкие воздуха, ведь ГИДРАТИКИ выталкивают тело на поверхность.

А сейчас, ребята, мы подышим и немного отдохнём:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

4 опыт

А теперь возьмём камень и деревяшку одинаковой массы. (Взвесим на весах)

Опустим в воду. Камень утонул, а деревянный брусок плавает, отсюда мы сделаем вывод, что в коре дерева есть отверстия – поры, в которых сидят ГИДРАТИКИ. Они то и помогают бруску держаться на поверхности воды.

Вот поэтому огромное дерево плывёт по реке, а маленький камешек тонет, камень плотный, состоит из одних ТВЁРДИКОВ, в нём нет пор и, значит, нет ПНЕВМАТИКОВ.

Итак, ребята, сегодня мы лучше познакомились с ПНЕВМАТИКАМИ – газообразными маленькими человечками. Скажите мне, пожалуйста, как ведут себя ПНЕВМАТИКИ? А если они оказываются в воде? Как ведёт себя в воде твёрдое тело, если в его состав входят газообразные маленькие человечки?

Итог

- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня показалось самым трудным?

- С какими заданиями успешно справились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.

 Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17      Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятел...

Конспект занятия по сенсорно - познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по сказкам».

Цели и задачи:Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.Развивать умение вып...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Плавучесть веществ" с использованием ТРИЗ технологии для детей 6-7 лет

Цель: узнать какое свойство предметов позволяет им плавать на поверхности воды путем экспериментирования и использования метода ММЧ....