Конспект НОД по теме: «Путешествие на север России»
план-конспект занятия по окружающему миру

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-putesh_na_sever_rossii.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на север России»

(конспект занятия в старшей группе)

Программное содержание: закреплять представления детей о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе (неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания; воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей; чтобы сохранить природу и животных мы должны их охранять.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря: заповедник, звероферма, камусы, парка, унты, ездовые собаки, нарты, отдушины, айсберг, ластоногие, оленуха, тундра. Северное сияние, полярная ночь; пурга (летит, завывает, воет, бушует, засыпает, заносит снегом), погода (морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная). Северное сияние (сверкает, блестит, серебрится, переливается, сияет, светится, искрится).

Составление описательного рассказа, загадок описательного характера.

Материал: иллюстрации животных Севера, карточки из игры «Зоологическое лото»; слайды; посылка – песцовый воротник, шапка, костяные брошь, кораблик, деревянный гребешок.

Литературный ряд: стихотворение Ювана Шестопалова «Северное сияние»; загадка о северном олене (автор Е. Афанасьева).

Музыкальное и видео сопровождение:

1) шумовой эффект «пурга» («Звуки окружающего мира» Т.Э. Тютюнникова).

2) «Северное сияние в Норвегии» (видеоклип).

3) «Ветер» (К. Минков «Метель» из к/ф «Снежная королева»).

4) Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы» из м/Ф «Умка».

 

Ход занятия

Дети работают четырьмя группами по принципу – кто с кем дружит.

Воспитатель. Сегодня мы продолжим знакомиться с нашей Родиной – Севером России. Я вам рассказывала, какая большая и необъятная наша страна. Она тянется с востока на запад и с севера на юг. В ней много рек, озер, морей, лесов и гор; разнообразен растительный и животный мир.

– Ребята, а куда недавно мы летали на самолете? (На Север.)

– Правильно, мы начали изучать Россию с Севера. Вам понравилось наше путешествие?

– Давайте вспомним, все, что мы видели на Крайнем Севере. Мы совершим увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому краю.

– Чем он нас удивил, заинтересовал, что нового мы открыли для себя?

Вопросы к детям сопровождаются показом слайдов.

Сегодня мы с вами рассмотрим карту Мира с изображением животных обитающих в разных частях нашей планеты земля. На этой карте есть наша родина Россия (показ). Есть и Север России (показ).

– Север омывается Северным Ледовитым океаном и множеством северных морей: Берингово море, море Лаптевых, Карское море, Восточно-Сибирское море (показ на географической карте).

– Чем дальше  едешь на Север, тем становится все холоднее и холоднее. Северный Ледовитый океан раскинулся на самом Крайнем Севере, и он {хорошо просматривался из окошек самолета, на котором мы летели путешествуя на прошлом занятии на Север.

– Кто из вас может рассказать о Севере? Северном Ледовитом океане? (Северный Ледовитый океан очень большой. Лед на нем не тает даже летом, это настоящий морозильник. Океан покрыт плавающими льдами, встречаются айсберги и ледяные острова.

– Если внимательнее взглянуть на карту, то увидишь, будто белая шапка надета на голову России.

– Посмотрите на нашу карту внимательно. Вдоль  Северного Ледовитого океана тянется берег суши, земли. Кто из вас знает как называется суша в арктических районах?

– Правильно, тундра! Суша в арктических районах называется тундрой.

– Как вы думаете, близость океана и северных морей сказывается на погоде? (Да.)

– Так какая же погода на Севере? (Морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная.)

– Я хочу вам предложить прослушать фрагмент шумового эффекта. Что он вам напоминает? (Пургу.)

– Как пурга проявляет себя? (Летит, завывает, засыпает, заносит, воет, бушует.)

– Расскажите, какая на Севере зима? (Ответы детей.)

Показываю видеосюжет Северного сияния в Норвегии и читаю  стихотворение Ю. Шестопалова:

«Что за чудо - чудеса:

Загорелись небеса!

Изгорит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это – свет,

Холодный свет

«Северного неба».

Воспитатель. А что вы можете сказать о Северном сиянии?

Дети рассказывают: Северное сияние блестит, сверкает, серебрится, сияет, переливается, искрится, светится.

– А кто из вас расскажет о лете на Севере? (Ответы, детей.)

– Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей Севера? (Олень.)

– Кто из животных считается хозяином Севера? (Белый медведь.)

– Назовите самого веселого, озорного животного (Калан.)

– Назовите животное Севера, у которого есть бивни. (Морж.)

Далее дети называют животных Севера. Педагог сопровождает ответы детей показом иллюстраций.

– Ребята, а как вы думаете, почему животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (Животные имеют толстый слой подкожного жира, он помогает сохранять тепло, а у птиц много густых перьев, они носят «перьевые рубашки», и им не страшен мороз.)

Физкультминутка (с имитацией движений)

Детям предлагается отгадать загадку, превратиться в северных оленей и помчаться по бескрайним просторам Севера.

«Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет –

В любую погоду дорогу найдет!»

                                        (Олень.)

"Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей

Хэй-хэй-хэй,                    

Ой, хэй-хэй.

 дети скрещивают, руки над головой, высоко поднимают ноги, со-                   гнутые в коленях

Свистят по дороге полозья саней,

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

 имитируют скольжение саней по кругу

И ветер с веселою песней моей

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй.

Ой, хэй-хэй.

 бег врассыпную под музыку

Летит за оленями песня – мой друг,

И стадо само собирается в круг.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй".                  

 повторение первого движения

     

Работа у мольберта. На четырех мольбертах выставляются иллюстрации животных (северный олень, белый медведь, пингвин, морж). Дети составляют описательный рассказ. От каждой группы рассказывает один ребенок.

Многие животные и птицы Севера оказались под угрозой полного исчезновения, их осталось очень мало. Чтобы сохранить природу, мы должны животных охранять. Люди создают заповедники, зверофермы (кн. «Песцовая земля»: папа девочки Кати – зверовод, кн. «Как построить ярангу»: дедушка Илюкинэ – оленевод).

Дети рассаживаются за столы, на которых находятся подносы с карточками животных, птиц разных регионов. Предлагается выбрать карточки с изображением животных Севера, составить и загадать загадку описательного характера.

Физкультминутка (повтор физкультминутки про оленей)

Звучит «Колыбельная Медведицы». Вносится посылка.

–Ребята, Умка получил наше письмо с рисунками и прислал нам посылку. Давайте откроем ее. Дети открывают посылку. В ней находятся:

– воротник из песца (песцовый);

– шапка из нерпы (нерповая);

– тапки из оленя (оленьи);

– брошь из бивня моржа (костяная);

– кораблик из бивня моржа (костяной);

– брошь, кораблик из бивня моржа (костяные);

– гребешок из карликовой березы (деревянный). Дети рассматривают предметы, делятся впечатлениями друг с другом.

Педагог обращает внимание на красивую коробку – это Умка прислал угощение – рыбку (печенье в виде рыбок, глаз – изюминка) или мороженое (зефир в фольге на палочке).

– Наше путешествие по Северу России продолжится, впереди много нового и интересного. Я расскажу вам о жизни людей Севера, об их культуре, о целебных свойствах растений тундры. Мы познакомимся с национальными песнями, танцами, сказками. Все это нам поможет лучше узнать свою Родину – Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”

Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...

Конспекты НОД по позавательному развитию "Путешествие на север России"

Данный материал позволяет интересно,глубоко осветить Север, его климат, животных, людей....

Путешествие на север России

обогащение и активизация словаря: заповедник, звероферма, камусы, лемминг, ездовые собаки, нарты, важенка, отдушины, айсберг, ластоногие, оленуха, тундра. Северное сияние, кухлянка, полярная ночь; пур...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на север России»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Закрепление знаний у детей о жизни народов Севера нашей страны, формирование чувства уважения к жизни, обычаям и ку...

Конспект НОД на тему "Путешествие на север"

            Цель: Познакомить детей с жителями и обитателями Севера; их внешним видом, образом жизни и повадках, растительным миром, с особенностями природных...

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России».

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России»....