Проведение экспериментальной деятельности на тему «Песок, глина, земля»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.

 

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром;

- Подводить детей к ответу полными предложениями;

- Формировать навыки проведения лабораторных опытов;

- Обогащать словарный запас новыми понятиями.

Развивающие:

- Развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;

- Прививать любовь к природе.

 

Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.

 

Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение экспериментальной деятельности на тему «Песок, глина, земля»

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром;

- Подводить детей к ответу полными предложениями;

- Формировать навыки проведения лабораторных опытов;

- Обогащать словарный запас новыми понятиями.

Развивающие: 

- Развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;

- Прививать любовь к природе.

Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.

Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.

Ход занятия:

Дети становятся в круг, вместе со мной проговаривают:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Раздается стук. Незнайка вносит коробку.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я опять к Вам в гости пришел, да не с пустыми руками.

В: А что это ты нам принес?

Незнайка: А вы угадайте загадки! (загадывает)

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (песок)

Ответы детей.

Незнайка: Правильно!

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу (глина)

Ответы детей.

Незнайка: Правильно!

Дождик льет – она все пьет.

Все остальное – зеленеет и растет (земля)

Ответы детей.

Незнайка: Правильно!

(Незнайка открывает коробку в ней стакан с песком, глиной, землёй)

В: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и землю. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).

В: Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:

Не пробовать то, с чем экспериментируете!

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!

Слушать внимательно воспитателя!

Работать дружно!

Мыть руки после экспериментирования!

В: Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.

1 опыт:

В: Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Ответы детей.

В: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода?

Ответы детей.

В: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей) Давайте попробуем!

Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

В: А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).

2 опыт: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)

- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)

- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)

В заключение я делаю вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.

Незнайка: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам поплясать «Разноцветную игру», и я с вами тоже потанцую.

Физминутка под музыку.

Незнайка: Молодцы! А теперь перейдём к другому столу (на столе стакан с водой, стакан с землёй и ложка).

3 опыт:

- Ребята, а что это? (ответы детей)

В: Дети, вы знаете, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов. А вы знаете, какие это жильцы?

Ответы детей (дождевые черви, кроты, жуки и др.).

В: Ребята, а чем они дышат?

Ответы детей (как и все животные, воздухом).

Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть ли в почве воздух. (показывает опыт) Опустим в банку с водой землю, и понаблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Самостоятельная работа детей.

В:  А теперь вы попробуйте проделать тоже самое.

Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Незнайка: Молодцы, ребята!

Незнайка: Ой, я забыл, а сейчас какое время года? (Ответы детей). Я же купил семена лука. Вы мне не поможете посадить?

Отправляются к другому столу.

4 опыт:

На столе 3 тарелки в них: песок мокрый, глина, и земля.

(Незнайка раздаёт семена)

- Дети, а куда вы будете сеять мой лук? Где быстрее вырастет лук? (Ответы детей)

Незнайка: Какие вы молодцы! Спасибо вам, вы очень много мне сегодня рассказали. И я хочу вас наградить.

(Незнайка даёт, волшебную коробочку с сюрпризом)

Прощается.

В: До свидания, Незнайка, приходи к нам ещё.

В: Дети, скажите, что вам понравилось? Чем мы сегодня занимались? Кто к нам приходил? Какой опыт особенно запомнился? Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в младшей группе «Песок, глина, земля»

Конспект ООД  «Песок, глина, земля»...

Песок, глина, земля

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интере...

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Конспект НОД в старшей группе "Песок, глина, земля"

Конспект НОД предназначен для деей старшей группы в ходе работы по экспериментированию....

Конспект организованной образовательной деятельности "Природный материал - песок, глина, камни".

Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств природных материалов....

Проведение экспериментальной деятельности на тему «Песок, глина, земля»

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей. Задачи:Образовательные:- Формировать умения и нав...