Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Откуда к нам хлеб пришёл?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кривоносова Елена Владимировна

Цель: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время.

 

Задачи:

1. Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Учить образовывать родственные слова к слову «хлеб». Активизировать словарный запас.

2. Развивать разговорную и связную речь, логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.

3.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

 

Методы:

-словесный - беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, чтение пословиц;

-демонстрационный-рассматривание иллюстраций, зерен;

-игровой – игра «Угадай на ощупь», игра «Угадай на вкус», игра «Подбери слово».

 

Материал: Грузовые машины, колоски пшеницы, иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pro_hleb.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад №144»

«Откуда хлеб к нам пришёл?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

миром для детей старшей логопедической

группы «Логоляндия»

Конспект разработала:

Воспитатель Кривоносова Е.В.

Саратов 2022

Цель: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Учить образовывать родственные слова к слову «хлеб». Активизировать словарный запас.

2. Развивать разговорную и связную речь, логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.

3.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Методы:

-словесный - беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, чтение пословиц;

-демонстрационный-рассматривание иллюстраций, зерен;

-игровой – игра «Угадай на ощупь», игра «Угадай на вкус», игра «Подбери слово».

Материал: Грузовые машины, колоски пшеницы, иллюстрации.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

 (Слышен сигнал машин. В группу въезжают детские грузовые машины. С колосьями, булками, мукой).

- Ребята, посмотрите, что вам в детский сад привезли грузовые машины? Вы, наверное, уже догадались, о чем у нас сегодня будет разговор? Послушайте загадку:

- Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы, как кушать захотим,

То всегда садимся с ним (хлеб).

II. Актуализация опорных знаний.

  1. рассказ с элементами беседы и демонстрацией слайдов

-Правильно наш разговор будет о хлебе.

- Хлеб – главный продукт питания. Ни один обед не обходится без хлеба. Почему нужно есть хлеб? Хлеб – питательный, нужный, вкусный продукт. Все, кто ест хлеб, вырастут крепкими и здоровыми.

А вам интересно узнать:

- Как попал хлеб к нам на стол?

-Какой путь он прошел?

-Кто вырастил его?
- Вот об этом и побеседуем. В народе говорят: «Хлеб всему голова». Хлеб нужен всегда человеку, с маленького возраста до самой старости. Как же получается хлеб, который мы покупаем в магазине или печем дома?

-Да, хлеб выпекают из муки. Но, чтобы получить муку, нужно очень хорошо потрудиться. Труд земледельца – труд тяжелый. Еще с осени земледельцы начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю, поля, на которых будет расти будущий урожай. (картинка- вспашка земли)

-Весной во влажную от тающего снега почву, начинают сеять зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя (картинка – посев семян).

-Появляются всходы, зеленые ростки (картинка с ростками).
-Затем растения начинают колоситься, цвести (картинка с колосьями).

-В колосе образуются мучнистые зерна.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
будет целая семья.
Вот они колосья.
(Показ и рассматривание колосков и зерен, используя  обследовательские действия: цвет, форма, величина, твердый, мягкий)

- Как вы думаете, чтобы выросли такие полные зерна колосья, что для этого еще нужно?
Да, колосьям необходим дождь и много солнца.
- Когда поле зеленеет, оно волнуется от ветра, как море. А когда хлеб созревает, все поля становятся золотистого цвета.
-Многие художники, поэты и писатели в своих произведениях изображали красоту русского поля на полотнах и в стихах. Вот, посмотрите на картину   И. Шишкина «Рожь». Лето. Покой и тишина. Колосья уже созрели и склонились под своей тяжестью к земле.
- Посмотрите, что же изображено на следующей картинке?  (Мешок с мукой). -Расскажите, откуда же взялась мука? Ведь на предыдущей картинке мы видели колосья?  (Люди собирали урожай…).

- А кто из вас знает, что помогает людям собирать будущий урожай? --Конечно, машины. Десятки умных и сильных машин служат человеку. Когда хлеб созревает, его собирают.  Труженики села работают в эту пору и днем, и ночью, торопятся поскорей убрать хлеб, пока зерно не осыпалось. 

-Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их, покажите, какие машины помогают в уборке урожая.
- Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (трактор)
- За железным конем ящик тянется с добром. Сквозь дырявое окно в землю попадает зерно. (сеялка)
- Корабль-великан не по морю плывет, по земле идет. Поле пройдет, урожай соберет. (комбайн)
- Ох, и нелегкая это работа – уборка зерна. Вот посмотрите на картину, в жаркий, солнечный день сели отдохнуть в свой перерыв комбайнеры. Прямо сюда, в поле, привезли им горячий обед – ведь уйти с поля они не могут. Идет жатва. Вот и движутся комбайны день и ночь по полям. Трещат без умолку молотилки, рычат моторы грузовиков, летит обмолоченная солома, и льется из молотилок чистое зерно. (картинка – уборка урожая)

- Вот, какой длинный путь проходит зерно прежде, чем оно попадет на стол в виде хлеба?

-Сначала зерно отвозят на элеватор, где его сушат, сортируют и хранят. (картинка- элеватор)

-Затем зерно мелют на мельницах, а полученную муку везут на пекарню, где пекут хлеб, булочки, батоны, которые мы едим каждый день. Посмотрите на последнюю картинку.  (изображения хлебобулочных изделий).  

 

 Физкультминутка

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок. Мы в поле придем, (Ходьба на месте) 

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем, Караваем угощаем.

б) Игра «Угадай на ощупь»

- В мешочках насыпаны зерна разных круп, вы должны определить и назвать их.

в) Игра «Придумай слово» (игра с мячом на образование родственных слов).

- Ребята, я знаю интересную игру со словом «хлеб» 

- Назови хлеб ласково (хлебушек)

- Квас из хлеба как называется? (хлебный)

- Прибор для резки хлеба (хлеборезка)

- Посуда для хлеба (хлебница)

- Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

- Кто печет хлеб? (хлебопек)

- Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод)

- Как называются изделия из теста? (хлебобулочные)

- Крошки хлеба какие? (хлебные)

- Молодцы! Вы хорошо играли.

г) Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

- Муку в тесто замесили (показываем, как месим тесто).

А из теста мы слепили (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки (поочередно сгибаем пальцы,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Все мы испечем в печи (хлопаем в ладоши).

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

д) Игра «Определи на вкус»

- Вы все знаете, что хлеб бывает пшеничный белый и ржаной черный. Вот сейчас вы с закрытыми глазами попробуете кусочки хлеба и определите на вкус, белый он или черный.

- Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного, и черного ржаного хлеба.

- Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите (ароматный, аппетитный, вкусный, душистый, мягкий, свежий).

- Какие виды хлеба вы знаете? (батон, булочка, рогалик, бублики, калач)

е) Пословицы и поговорки о хлебе

- Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

- Хлеб всему голова.

- Будет хлеб – будет и обед.

- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

- К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют с куском хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно вырастить хлеб, берегут его. Поэтому если вы взяли кусок хлеба, то съешьте его, а не хотите есть, не берите.

III. Рефлексия :

-Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали на занятии.

- О каком продукте мы вели разговор?

- Что интересного вы узнали?

- Как нужно относиться к хлебу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (в старшей группе) «Хлеб наше богатство»

Программное содержание:-воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Откуда хлеб пришел»

laquo;Хлеб – всему голова» всем известная пословица. В нем заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, бу...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: "Откуда хлеб пришел?"

Программное содержание:1.Закрепить представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;2.За...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Откуда берется хлеб».

Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.Задачи: 1. Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.2. Воспитывать бережное отношение к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...