НОД «Путешествие в зимний лес!» Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шарапова Татьяна Михайловна

НОД   «Путешествие в зимний лес!»

Цель:  Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег.

Задачи:

Образовательные:

      -  Активизировать словарь детей: вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд.

      -  Закрепить навык подбора существительного к прилагательному, согласование числительных с существительными.

       - Способствовать укреплению  верхних дыхательных путей, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

Развивающие: 

      -  Развивать общую и мелкую моторику; умение детей выражать своё настроение мимикой и жестами, развивать координацию движений; создавать условия для снятия зрительного утомления, укрепления и расслабления мышц глаз.

Воспитательные:

     -  Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к птицам; желание заботиться о своем здоровье.

 

Интеграция видов деятельности:

Коммуникативная: беседа, вопросы к детям, активизация словаря.

Познавательно-исследовательская: ситуационные задачи, счет до 5 в согласовании числительного с существительным.

Двигательная: подвижная игра «Попади в цель», упражнение на дыхание, гимнастика для глаз

Восприятие художественной литературы: координация речи с движением, стихотворение о зиме, снежинках, загадки о животных.

 

Игровая: игры – «Узнай зимнее слово», «Чего не хватает?».

 

Музыкальная: слушание «Звуки вьюги», музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

 

Планируемые результаты: владеют знаниями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod3.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

НОД   «Путешествие в зимний лес!»

Цель:  Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег.

Задачи:

Образовательные:

      -  Активизировать словарь детей: вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд.

      -  Закрепить навык подбора существительного к прилагательному, согласование числительных с существительными.

       - Способствовать укреплению  верхних дыхательных путей, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

Развивающие: 

      -  Развивать общую и мелкую моторику; умение детей выражать своё настроение мимикой и жестами, развивать координацию движений; создавать условия для снятия зрительного утомления, укрепления и расслабления мышц глаз.

Воспитательные:

     -  Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к птицам; желание заботиться о своем здоровье.

Интеграция видов деятельности:

Коммуникативная: беседа, вопросы к детям, активизация словаря.

Познавательно-исследовательская: ситуационные задачи, счет до 5 в согласовании числительного с существительным.

Двигательная: подвижная игра «Попади в цель», упражнение на дыхание, гимнастика для глаз

Восприятие художественной литературы: координация речи с движением, стихотворение о зиме, снежинках, загадки о животных.

Игровая: игры – «Узнай зимнее слово», «Чего не хватает?».

Музыкальная: слушание «Звуки вьюги», музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Планируемые результаты: владеют знаниями о характерных признаках зимы,  знают и умеют сказать, что полезно для здоровья.

Интегративные качества: активный, любознательный, внимательный.

Оборудование: плакат "круг зимних явлений", сюжетные картинки  "Зимние развлечения", "снежки" из бумаги, диск с записью вьюги, музыки из мультфильма  «Простоквашино»; снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики), снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики, письмо от лесника.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимы, зимующих птиц; беседы  о зиме, явлениях природы; слушание музыки из цикла «Времена года», чтение художественной литературы зимней тематики.

           Содержание организованной деятельности детей.

  1. Мотивация.

(звучит негромкая музыка, дети входят в группу)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

( Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова "Белый снег пушистый…")

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно

 Воспитатель: О каком времени года говорится в  стихотворении?

 Дети: В стихотворении говорится о зиме.

  1. Целеполагание

(Звучит негромкая тихая музыка)

Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.

  1. Совместная деятельность воспитателя и детей

Воспитатель: Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем о зиме. Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: декабрь, январь и февраль.  - картинки

Воспитатель: Какие приметы зимы вы знаете?

Дети: Снегопад, мороз, метель, реки покрыты льдом.  – картинки.

Воспитатель:    Игра «Узнай зимнее слово»

           - Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.

Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, северное сияние, радуга, снегопад.

Воспитатель:

       -  Ребята, а что это такое? (обращает внимание на письмо) «Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша»

Воспитатель:

  -  О каких птицах говорится в письме?

Дети: О зимующих.

Дидактическая игра «Зимующие – перелетные» (Дети должны выбрать только зимующих птиц) А сейчас давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание.

Зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?

Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте вспомним самомассаж «Наступили холода».

Самомассаж биологически активных точек «Наступили холода».

Да – да – да,

Наступили холода.                       Потереть ладошки друг о друга.

Да – да – да,

Превратилась в лед вода.    Мягко провести большими пальцами рук по шее  

                                                                          сверху вниз.

Ду – ду – ду,

Поскользнусь я на льду.         Указательными пальцами помассировать

                                                                        крылья носа.

Ду – ду – ду,                                         Хлопки в ладоши.

Я на лыжах иду.                           Растереть ладонями уши.

Ды – ды – ды,

На снегу есть следы.              Приставить ладони ко лбу и энергично

                                                  растирать лоб движениями в стороны.

Ди – ди – ди,

Ну, заяц, погоди!                                 Погрозить пальцем.

                      Дидактическая игра «Зимние игры»

Зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?

Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы играем зимой, а помогут нам в этом картинки. Выбирайте и рассказывайте.

Дети: Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим наши зимние забавы.

А сейчас давайте с вами слепим снежки.

Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре.                      Загибают пальчики, начиная с большого. 

Мы с тобой снежок слепили.           Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий,     Показывают круг, сжимают ладонь,

                                                                 гладят одной ладонью другую.

И совсем – совсем не сладкий.                      Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,                                Смотрят вверх, подбрасывают

                                                                    воображаемый снежок.

Два – поймаем,                             Приседают, ловят воображаемый снежок. 

Три – уроним.                                              Встают, роняют снежок.

И сломаем.                                                         Топают на месте.


                   Подвижная игра «Попади в цель»

        Воспитатель предлагает детям взять по пять снежков (из бумаги). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок (одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок).

Воспитатель. Ребята, садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои! »

Как дышится легко и свободно в лесу. Давайте подышим правильно: сделали круг, встали ровно, спинка прямая, плечи расправлены. Глубокий вдох через нос (руки поднимаем вверх, выдох через рот (руки опускаем вниз через стороны). Повторить 3-5-раз

Молодцы!

Прежде чем начнется наша прогулка, давайте вспомним правила поведения. Правила поведения в лесу: (Слайд 21)

НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ, а так же будьте осторожны в лесу. Молодцы, правила поведения вы знаете. Пойдем на волшебную полянку… Посмотрите внимательно и скажите, чего или кого не может быть в зимнем лесу?

На магнитной доске зимний пейзаж, на нем прикреплены магнитами животные, насекомые, цветы.

Дети: не может быть бабочек на снегу, они все спрятались (снимают бабочек)

Не цветут цветы на снегу (снимают цветы)

Лягушек тоже не может быть на снегу (убирают лягушек)

Ласточек не может быть в зимнем лесу (снимают ласточку)

Серых зайцев зимой не бывает (убирают их) А кого же мы сможем встретить в лесу?

Дети отгадывают загадки и кратко рассказывают о жизни этих животных зимой:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее … лиса

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… волк

Летом серый, зимой – белый… заяц

Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы… белка

Великан леса … лось (

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны?… медведь

Колючий … ёж

  1. Самостоятельная деятельность детей

В лесу все покрыто снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. А совсем скоро наступит весна. Солнышко начнет припекать, снег растает и природа оживет после зимней спячки. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Но чтобы дорога назад не была утомительной, мы попросим волшебные снежинки помочь нам. Давайте подуем на эти сказочно красивые снежинки.

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

 Дети под слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.

Как подул Дед Мороз -

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

  1. Рефлексия: 

           Ветер подхватил снежинку и закружил ее. А мы с вами вернулись в детский сад. У меня для вас есть небольшие сувениры. Кому понравилось путешествовать со мной по волшебному лесу, возьмите себе на память снежинки, а если не понравилось – капельку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление рассказа о весне» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях....

Презентация "Характерные признаки зимы"

Презентация "Характерные признаки зимы"...

Занятие для детей старшего возраста "Признаки зимы"

Занятие проводится как итоговое после прохождения лексической темы: зима, осуществляется интеграция всех образовательных областей....

Конспект ФОП по развитию речи в средней группе: " Осень" Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить отвечать на вопросы.

адачи:- формировать фонематическую сторону речи- развивать понимание смысла и содержания картины- развивать диалогическую речь ребенка.Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаг...

«Путешествие в зимний лес». Обобщающая НОД к проекту «Жизнь диких животных зимой»

Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.Задачи:уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют жи...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы» П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: Выс

П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «В городе весна»...