Конспект образовательной деятельности "Морское путешествие" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Анна Сергеевна

Формирование представлений о морских обитателях Сахалинской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции речи № 1 «Солнышко» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620, Сахалинская область        тел. факс: 8(42433) 2-05-52

г. Холмск, ул. Победы 3                                                                                             dou.solnyschko@yandex.ru

Конспект

образовательной деятельности

        (образовательная область «Познавательное развитие»)

на тему: «Морское путешествие»

для детей подготовительной группы

Составила воспитатель: Кузнецова А.С.                        

  г.Холмск

   2022г.

Цель занятия: формирование представлений о морских обитателях Сахалинской области.

 Задачи:

- расширять знания детей о морских обитателях Сахалинской области: с их внешним видом, с приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей от врагов;

- сформировать у детей представления о карте Сахалинской области, о Красной книге Сахалинской области, о маяке Анива;

- продолжать развивать интерес у детей к художественной литературе: знакомство со стихотворениями Сахалинской поэтов об морских обитателях Сахалинской области;

- продолжать совершенствовать диалогическую речь;

- продолжать работу по активизации и обогащению словаря, в том числе и природоведческого: батискаф, сивуч, панцирь, кальмар, осьминог, медуза, скат, горбуша, мальки и т.д.

- формировать умение составлять интеллект-карты;

-закреплять представления о морских обитателях Сахалинской области  с помощью интеллект- карты;

- воспитывать заботливое отношение к объектам живой и неживой природы;

- активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

Оборудование: музыкальная колонка, интерактивная доска, ноутбук, презентация по теме ОД, указка, магнитная доска, мягкие модули, фотоаппарат, фотографии морских обитателей Сахалинской области, плакат для изготовления интеллект-карты, Красная книга Сахалинской области.

                                    Содержание ОД:

I.Вводная часть

 Дети входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями. Ребята, посмотрите друг на друга, какие у вас добрые, приветливые лица, улыбнитесь теперь друг другу. Гости тоже улыбаются вам в ответ. От улыбок сразу стало теплее.  И настроение становится хорошим!

Ребята, я знаю, что вы любите окружающую природу и различных обитателей.

Слышится шум моря и крик чаек

Воспитатель: Ребята, вы слышите какой – то шум? Интересно, что это шумит? (Ответы детей) Вы знаете, что такое море? (Ответы детей). Это большое водное пространство с горько-солёной водой. Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по морю. Согласны?

 В нашем путешествии нам поможет карта.  (слайд1) Что это за карта? (Ответы детей). Это карта Сахалинской области. Какие острова входят в Сахалинскую область? (Ответы детей).

Дети: Остров Сахалин и Курильские острова, о. Монерон, о. Тюлений.

Воспитатель: Ребята, мы живём на острове. А что такое остров?

Дети: Участок суши, окруженный со всех сторон водой, морями.

Воспитатель: А какими морями окружена наша область?

Дети: Наша область окружена Охотским морем, Японским морем.

Воспитатель: Главное богатство наших морей – рыба. Недаром наш остров Сахалин на что похож? (Ответы детей) А на чём можно путешествовать по морю? (Ответы детей) Тогда приглашаю вас занять места на корабле. Ребята, давайте возьмем с собой фотоаппарат, запечатлеем яркие моменты нашего путешествия.

Дети занимают места на импровизированном корабле, слышится шум моря.

II. Основная часть

Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед нами раскинулось море. (слайд2) Расскажите какое оно? (Ответы детей) 

Воспитатель: А вон там вдалеке кто это? (сивучи). (слайд3)
Воспитатель: Сивучей по- другому его ещё называют морским львом. Они обитают в водной стихии, селятся возле людей. В настоящее время сивучам угрожает вымирание, поэтому они занесены в Красную книгу. Лежбище сивучей находится в городе Невельске. Ребята, а кто-нибудь из вас был в городе Невельске?

Воспитатель: В каком городе находится лежбище сивучей? (Ответы детей).

                                          ФОТОГРАФИРУЕМ

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. (слайд4) Посмотрите, кто это сопровождает нас в путешествии? (Ответы детей) 

Воспитатель: Конечно, - это дельфины. Как они прекрасны, кажется, будто летят над водой! Послушайте внимательно, что написал про дельфинов сахалинский писатель Анатолий Алексеевич Дёшин .

            Дельфины

По океану плывёт пароход.

 Встречаем на палубе солнце восход.

И вдруг кто-то крикнул:

- Смотрите, дельфин!

- Смотрите, смотрите, да он не один!

- Их два!

- Посмотрите, вон там!

- И вон там!

К нам быстро дельфины плывут по волнам.

И вот уже рядом из синей волны

Упругие спины дельфинов видны.

С восторгом смотрю на пловцов я лихих,

И угощаю конфетами их.

- Напрасно стараешься, - мне говорят,

Запомни,  дельфины конфет не едят.

Воспитатель: А что , ребята, дельфины едят? (Ответы детей). Посмотрите, они нырнули под воду. Я предлагаю отправиться за ними. Но как нам туда попасть? (Ответы детей) Вы знаете, что человек изобрёл специальный корабль, который называется ба-ти-скаф.

   (слайд)             Дети рассматривают картинку батискафа.

Воспитатель: БАТИСКАФ – стальной шар, у которого большие окна – иллюминаторы из толстого стекла, круглой формы. Аппарат спускается на дно морское. Начинаем погружение и отсчёт.

                               Закрываем глаза (звучит музыка)

Все вместе считаем с закрытыми глазами:  5,4,3,2,1

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать

Внимание! Начинаем погружение!

               В это время на экране меняются кадры подводного мира (слайд)

Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво.  А что это за растения? (Ответы детей). Ламинария (морская капуста) используется для приготовления вкуснейших салатов богатых йодом и минералами.

Ребята, чем полезна морская капуста?  (ответы детей).

  Как называется морская капуста? Ламинария. (Ответы детей) (слайд)

Воспитатель: Кто это к нам ползёт?

Послушайте внимательно стихотворение сахалинской писательницы Натальи Капустюк      

Краб

Две клешни и восемь лап, на прогулку вышел краб.

Для повес и для задир весь в шипах его мундир.

Но что краб миролюбивый знает весь подводный мир.

Воспитатель: О ком это стихотворение? (Ответы детей) Сколько ног у краба? А сколько клешней у краба? (Ответы детей)

Воспитатель: У крабов есть толстый внешний скелет, а вы знаете как он называется?  Называется панцирь. А где живет краб? (Ответы детей)

Воспитатель: Что это такое у краба? (Ответы детей)

ФОТОГРАФИРУЕМ

(слайд)

Воспитатель: Кто же это плывёт нам навстречу? (осьминог)

Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. У осьминогов 3 сердца и голубая кровь. А еще у них большие и зоркие глаза, потому что они живут глубоко под водой, куда не проникает солнечный луч. У них 8 ног, щупальца, и голова. Осьминоги умеют маскироваться, выпуская из специального мешочка вещество – «чернила». Эти «чернила» он выпускает не для того, чтобы отравить или нанести врагам вред, а чтобы быстро и незаметно убежать.

Воспитатель: Где живут осьминоги? (Ответы детей) Почему у них большие и зоркие глаза? Для чего он выпускает «чернила»? (Ответы детей)

                                           ФОТОГРАФИРУЕМ

(слайд)

Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы, кто это? (медуза)

Послушайте внимательно стихотворение сахалинской писательницы Натальи Капустюк      

У красавицы-медузы
Так прелестны карапузы!
Только их медуза-мать
Просит на руки не брать.
Не послушаешь-возьмёшь -
Все ладоши обожжёшь!

Воспитатель: В море все боятся медуз.

Почему её нельзя брать в руки? (Ответы детей). На что похожа медуза? (Ответы детей).

                                играет музыка

                      Физминутка « Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

А над морем чайки кружат

Полетим за ними дружно

Бызги пены,шум прибоя,

А над морем мы с тобою (машут руками).

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе. 

(слайд)                                   

Воспитатель: А вот и друг медузы, посмотрите! Кто  это? (Ответы детей)

Воспитатель: Кальмар, как и осьминог, когда ощущает угрозу выпускает «чернила».

Обратите внимание на его строение, на что он похож? (Ответы детей)

                                       ФОТОГРАФИРУЕМ

(слайд)

Воспитатель: Вот так чудо рыба.  Посмотрите, кто это? (Ответы детей)

(Чтение стихотворения сахалинской писательницы Наталья Капустюк)

Почему ты, рыбка,
Током бьёшься шибко?
«Электрический разряд
Нужен мне, – ответил СКАТ:
Для добычи, для защиты,
Если враг ты – будешь битый!
И поверь, я не шучу,
Хочешь, лампочку включу?»
 Воспитатель: Ребята чем опасен скат? (Ответы детей) На что он похож?

(Ответы детей)
Воспитатель: Мощный разряд испускает электрический скат. Если бы мы попробовали нему прикрутить лампочку, она бы зажглась.

                                       

ФОТОГРАФИРУЕМ

(слайд)

Воспитатель: А это горбуша. У морской горбуши окрас серебристого цвета.

Кто это? (Ответы детей)  Какого цвета горбуша? (Ответы детей)

                                           ФОТОГРАФИРУЕМ

(слайд)

Воспитатель: А это что за малыши? (мальки горбуши)

(Чтение стихотворения Наталья Капустюк )

Разместят сначала в ясли,
А потом уж - детский сад.
И уход -  такой прекрасный
Для икринок-горбушат!
Под заботливым присмотром,
Сотни выросших мальков,
Уплывут однажды бодро
На свободу из лотков.
Выйдут в море, дайте срок,
Чтоб нагуливать жирок!

Воспитатель: Кто это? (Ответы детей). А почему они так называются? (Ответы детей) Мальки - это маленькая рыбка, недавно вышедшая из икры.

                                           ФОТОГРАФИРУЕМ

 Воспитатель: Среди морских обитателей Сахалинской области есть виды, которые нуждаются в охране и защите. Они занесены в Красную книгу Сахалинской области (показ книги). Почему книга красного цвета? (Ответы детей)

Дети: Это сигнал опасности, он говорит о том, что животных осталось очень мало, и что их нужно охранять.

Воспитатель: Как человек может охранять их? (разводить на рыбоводных заводах, не загрязнять море).

Воспитатель: Ребята, какие морские животные занесены в Красную книгу? Воспитатель: Посмотрите (показ слайдов)  

Воспитатель: Сивуч, сахалинский таймень, калуга.

Воспитатель: Очень удивителен и богат мир подводного царства. Но нам пора возвращаться на корабль. Кто откуда мы будем возвращаться на корабль, на чём сейчас путешествовали? (ответы детей из батискафа).  Готовы?

                             ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА

Воспитатель: Начинаем обратный отсчёт. Пять, четыре, три, два, один и мы на корабле. (звучит шум моря)

(слайд)

Воспитатель: Посмотрите, что видите? (Ответы детей). Загадочное место на юго-востоке Сахалина мечтают посетить тысячи туристов из разных стран мира.

Для чего нужен маяк? (Ответы детей). До строительства маяка у мыса Анива о подводные скалы разбивались десятки кораблей. Морской путь считался одним из самых сложных. Поэтому было принято решение построить маяк.  Это Маяк Анива.

(слайд)

Воспитатель: Ну что ж, держим путь обратно домой. Посмотрите, кто это? Косатки- большие хищные дельфины. А косатки любят конфеты? (Ответы детей) А что они едят, как вы думаете?  (Ответы детей) Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться. Еще раз, полюбуемся морскими просторами.

                                       ФОТОГРАФИРУЕМ

                                            Включить музыку

 III.Заключительная часть   

Дети вместе с воспитателем делают интеллект – карту.

(слайд порт)

Воспитатель: Вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие? (Ответы детей).  Хорошо, что у нас был фотоаппарат. А сейчас давайте вспомним с помощью фотографий, кого мы видели сегодня, когда путешествовали и сделаем карту нашего путешествия. Отметим на этой карте тех морских обитателей, которых мы встретили. Посмотрите, ребята, что расположено в центре карты? (Ответы детей) В центре карты расположено изображение моря. Как вы думаете почему? (? (Ответы детей: морское путешествие, морские обитатели живут в море).

Воспитатель: Мы сейчас вспомним и расположим на карте фотографии морских обитателей Сахалина. Прикреплять фотографии нужно по порядку, слева направо по часовой стрелке (показ направления).

Воспитатель: Кого мы увидели в начале путешествия? Кто устроил себе лежбище в городе Невельске (сивучи). Возьми фотографию и прикрепи на нашу карту.

-Кто сопровождал наш корабль? Питается не конфетой, а рыбой (дельфины). Возьми фотографию дельфинов и прикрепи на нашу карту.

-Кто навстречу полз нам, на дне океана? (краб). Правильно, возьми фотографию и прикрепи на карту.

-Кто еще находился на морском дне? (Осьминог). Возьми фотографию и прикрепи на нашу карту.

-Затем мимо иллюминаторов проплыл какой - то прозрачный зонтик, кто это был? (медуза). Возьми фотографию и прикрепи на нашу карту.

-Следующий кого мы встретили, похож на стрелу (кальмар). Возьми фотографию и прикрепи на нашу карту.

-Кто может ударить электрическим разрядом? (скат). Возьми фотографию и прикрепи на нашу карту.

-Кого мы еще встретили? Что за рыба, серебристого окраса? (лосось).

-У нее есть детки, как называются? (мальки горбуши). А эту фотографию мальков надо прикрепить сюда. Как выдумаете почему? (Ответы детей) Потому что это детки горбуши.   Возьми фотографию и прикрепи на нашу карту рядом с фотографией горбуши.

-Кто встретился на обратном пути? (косатки). (Ответы детей)  Возьми фотографию и прикрепи на нашу карту.

-Ребята, это всё кто? (Ответы детей) Это морские обитатели Сахалинской области, которых мы сегодня встретили (показ на интеллект-карте). Какие вы молодцы, у вас получилась красивая и интересная карта. Посмотрите на карту, по ней можно рассказать о нашем морском путешествии.

Рефлексия:

Воспитатель: Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? (ответы детей). Карта остается у вас в группе, чтобы вы продолжили изучать морских обитателей Сахалина и пополнили ее новыми фотографиями и рисунками, а помогут вам в этом ваши воспитатели и родители. В следующий раз вы вместе с ними отправитесь в морское путешествие и не забудьте взять с собой эту карту. Давайте её покажем нашим гостям и скажем им до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы  Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»...

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Чтобы стать Олимпийским чемпионом»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «Чтобы стать Олимпийским чемпионом»...

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет. Тема: «Путешествие в прошлое кресла» (средняя группа).

Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Воспит...