Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Данова Елена Викторовна

  Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключалась в том, чтобы не только познакомить детей с растительным и животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.

 Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.

 

 Цель моей работыформирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Формирование  начал экологической культуры дошкольников»

Воспитателя Елены Викторовны Дановой

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.»

                                                                   Леонардо да Винчи

  Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключалась в том, чтобы не только познакомить детей с растительным и животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.

 Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.

 Цель моей работыформирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

-формирование системы элементарных научных экологических знаний;

-развитие познавательного интереса к миру природы;

-воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;

-привитие трудовых природоведческих навыков.

     - воспитание любви к природе родного края;

- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников;

формирование экологического мировоззрения;

- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;

формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;

формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;

- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе,необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.

• Природный уголок в группе;

• учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года»«природа в жизни вашей семьи»«природа родного края» , «кто такие насекомые?»«все о птицах»«вода»«комнатные растения», экологические сказки«части растения»«правила поведения в лесу»«в царстве грибов»«цветы»«экологические ситуации»«опыты с воздухом», «опыты с водой», «как растет цветок?».

Еще я составила картотеку прогулок по временам года, картотеку подвижных игр, подборку в электронном виде о растениях и животных.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру,я использовала следующие методы:

• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);

• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);

• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);

• игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки).

Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.

При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как

1) работа с детьми,

2) работа с родителями.

Работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний«Солнце, воздух и вода –наши верные друзья», «Что такое природа»«Мой родной край», «Животные Севера», «Лес-наше богатство», «Листопад», «Как розовые яблоки на ветках снегири», «Живая и неживая природа»«Царица-водица»«С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы»«В гости к лесовичку», «Животные жарких стран», «Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в старшей группе).

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.

В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. Активно проводилась работа по проекту «Животные Севера». В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков»«Наши помощники»«Узнай по запаху»«Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»).Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение) – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:

«Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?»«Моя семья»«Тепло – холодно»«Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме»«Кому нужна вода?»);

«Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?»«Найди детеныша»«Чей след?»«Кто не спрячется в лесу?»«Где спряталась рыбка?»«Кто где живет?»«Угадай, чей хвост» и др.);

«Растение – живое существо» («Где растет?»«Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?»«Как дерево растет?» (знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).

На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы на темы «Воспитание любви к природе», «деревья-легкие планеты», «животные в городе». Проводились совместные экологические акции«Лучшая поделка из природного материала»«кормушка для птиц»«дары осени», «мастерская Деда Мороза».

Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.

Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов и сказок о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.  На основе сотрудничества с родителями я добилась их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.

Дошкольники:

• радуются встрече с природой,

• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами,

• видят разнообразие природного мира,

• признают ценность жизни,

• имеют представления о правилах поведения в природе,

• сформировано начало экологической культуры.

Родители:

• участвуют в совместных акциях,

• в приобщении детей к миру природы.

Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Библиографический список:

1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)

2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.

3. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» //СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. //М: Мозаика – Синтез, 2005.

5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.

6. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.

7. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.

8. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.

9. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

10. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.

11. Т. А. Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва. Прометей Книголюб. 2003г.

12. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М:. Издательский центр «Академии», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г

Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...

План самообразования "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников актуален, так как по ФГОС дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Дошкольный возрас...

Отчет по самообразованию "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста" на 2018-2022 гг.

Отчет по самообразованию "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста"  на 2018-2022 гг....

Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников. «Формирование знаний о природе родного края средствами художественной литературы»

В 2017-2018 г. мною была выбрана тема для самообразования по экологическому воспитанию «Формирование знаний о природе родного края средствами  художественной  литературы». Так ка...

Отчет по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры».

Тема самообразования выбрана мною не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Дошкольное детство - начальный этап становления челове...