Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Гахраманова Севиндж Салим кызы

· Обобщить знания детей о перелетных птицах.

· Создать у детей радостное весеннее настроение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ok.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Севиндж Гахраманова


Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

«Перелетные птицы»

ЦЕЛИ

Образовательные:

· Обобщить знания детей о перелетных птицах.

· Создать у детей радостное весеннее настроение.

Воспитательные:

· Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, учить замечать изменения в ней.

· Воспитывать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с народным обычаем встречи перелетных птиц;

· Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.

· Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты.

Развивающие:

· Развивать творческие способности, разговорную речь, логическое мышление и внимание, побуждать к желанию общаться.

· Составлять описательный рассказ о граче с опорой на картинки и графическую схему.

· Активизировать словарь по теме птицы.

· Учить сравнивать предметы. Подбирать слова – признаки к существительным.

· Учить строить высказывания типа рассуждений, выделять и называть их характерные особенности.

· Развивать умение строить причинно-следственные с вязи.

· Учить составлению и отгадыванию описательных загадок о птицах.

· Учить понимать образный смысл загадок.

· Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, заклинками, загадками).

· Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.

· Учить изображать птиц, опираясь на обобщенные представления о птицах.

· Развивать эстетическое восприятие и воображение.

Здоровьесберегающие:

· Соблюдать режим двигательной активности, следить за осанкой в течении всего занятия.

Формирование грамматического строя речи:

· Развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союзов.

Предварительная работа:

· Наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстрации птиц.

· Разучивание подвижных игр, названия которых связаны с темой «Птицы».

· Обведение шаблонов, трафаретов с изображение птиц.

· Вырезание изображений птиц.

· Раскрашивание и заштриховывание контуров птиц.

· Рассматривание и чтение книг по теме «Птицы», журналов о природе, энциклопедий.

· Слушания музыкальных произведений:

«Журавушка» муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского,

фольклерные заклички «Жаворонок-дуда» и «Кулик-весна»;

«Утро» Э, Грига;

«Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского;

«Песнь жаворонка» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.

· Дидактические игры:

«Улетают – не улетают»,«IV лишний», «Узнай по описанию», «Чей голос?», «Кто как кричит?», «Кто с кем?», «Зоологическое лото», Домино «Птицы», «Назови признаки», «Назови действия», «Подбери родственные слова».

Предложила родителям популярную литературу, журнальные статьи, публикации в журналах «Свирелька», «Свирель», «Филя» о птицах – перелетных и оседлых.

Рекомендовала прочитать эти статьи вместе с детьми, побеседовать об их содержании. Каждый из детей должен был подготовить короткое сообщение о какой-либо перелетной птице.

Материалы для занятия:

Иллюстрации перелетных птиц, мультимедийная запись картины весны, музыка, разрезные картинки журавля и кукушки, опорные картинки по теме «Грачи», графические схемы, изображение дерева на ватмане, письмо – приглашение, пластмассовые палочки для постройки скворечника, декоративные листья, заготовки журавлей из бумаги, гуашь, клеенки, кисти, тряпочки, салфетки, клей, вода в стаканчиках.

Ход занятия

Сегодня ребята у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться приближению тепла и солнца.

Воспитатель: ребята, когда я шла в детский сад, то заметила, что стали появляться птицы, которых не было.

- Откуда же они появились? (прилетели с юга)

- Как называют птиц, которые прилетают с юга? (перелетные)

- А когда прилетают перелетные птицы? (весной)

Ребята я предлагаю присесть на нашу полянку и посмотреть небольшой фильм о приближении весны. (просмотр мультимедийной записи)

Воспитатель: так что же происходит весной?

Ответы детей:

- Ярче светит солнце;

- День становится длинней, ночь короче;

- Днем на крыше тает снег, вода каплями стекает с крыш. Это капель.

- Ночью вода замерзает, и образуются сосульки;

- Нет мороза;

- Снег становится рыхлым, начал таить.

- Появились ручейки;Э

- Звонче поют птицы.

Воспитатель: кто знает народные приметы о весне?

В марте тучи плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Как в марте мороз не скрипуч, да не больно жгуч.

Март с водой, апрель с травой.

Воспитатель: ребята сегодня мне передали письмо – приглашение. Давайте узнаем, куда нас приглашают.

Воспитатель читает:

"Дорогие ребята!

Сейчас в моем лесу чувствуется приближение весны. На полянках начал таять снег, текут ручьи, свежий воздух, светит теплое солнце в голубом небе. Все бы хорошо, но не слышно пения птиц. Приглашаю Вас в мой сказочный лес. И помочь мне в возвращении птиц домой». Лесник дед Лука.

Воспитатель:

- Ребята, а Вам хотелось бы увидеть перелетных птиц в лесу у деда Луки? (да)

- Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вмести звали птиц закличкой. Давайте же и мы с вами их позовем также.

Весну будем закликать, первых птиц встречать (дети встают и повторяют слова заклички):

Уж вы пташечки-щебетушечки,

Прилетайте к нам!

Весну ясную, Весну красную

Приносите нам!

Вылетает ребенок в маске Грача. Рассказ – описание (загадка) о граче.

- Я весной возвращаюсь из теплых стран. Теперь я здесь могу снова найти себе еду. Это насекомых, а так же, на освободившейся от снега почве прошлогодние семена. Считают, что с моим прилетом начинается весна. У меня черный с переливом окрас, клюв серого цвета. Я проворный, кричу и «крак», червячкам враг.

Дети: Грач

Воспитатель: давайте позовем всех грачей, чтобы они прилетели к нам.

Закличка:

Грачи летят, на Русь кричат.

Чу-чу-чу. Мы несем весну.

Воспитатель: ребята, а что грачи делают, когда прилетают весной? (рассказ по опорным картинкам). Варианты рассказа детьми.

Воспитатель: давайте с картинками поиграем, предложения составим. Закончим наш рассказ используя схемы (дети составляют предложения по наглядной – графической схеме)

Воспитатель: какие вы знаете народные приметы о граче?

- Увидел грача – Весну встречай.

- Грач на горе – Весна на дворе.

- Коли Грачи на гнездо летят – к дружной Весне.

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Кулик»

Подвижная игра «Кулик»

Летит, летит Кулик,

Из-за северного моря, (идут по кругу, машут руками в стороны)

Лети, лети Кулик

До широкого поля (остановиться лицом в круг, машут обеими руками к себе)

Неси, неси по воле

Весну в подоле (притопы в центр круга и обратно)

Неси Кулик девять замков, чтобы зиму замыкать, (удары кулачков, руки в замок)

В весну отпирать (делают из пальцев «бутон» и разводят в стороны)

Ребенок – Кулик с помощью считалки находит куда спряталась «зима»:

Тили – тибли,- птички пели,

Взвились, к лесу полетели,

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет, тому водить.

(ребенок – Кулик и ребенок – зима бегут в разные стороны, один из них замыкает круг).

Воспитатель: весну закликаем, новых птиц встречает:

Уж вы пташечки-щебетушечки,

Прилетайте к нам!

Весну ясную, Весну красную

Приносите нам!

Рассказ – описание (загадка) о журавле.

Ребенок: Что за птица я не знаю

Отгадать придется Вам

Помогите мне друзья

Отгадайте кто – же я?

Шея длинная и ноги,

Хвостик маленький такой.

Крылья белые большие, крик узнайте

Вы мой «кур-лы, кур-лы»

(Журавль)

Воспитатель и дети закликают журавлей:

Журавль кричат

На всю Русь трубят,

Гу – гу – гу – гу

Не догнать никому.

Услышали нашу закличку птицы перелетные, прилетели они к нам. А где, какая птичка и не разберешь.

Проводится дидактическая игра «Узнай птицу» (взять кукушку, журавля). Составление целого из частей, без опоры на картинку.

Выполняют два ребенка. Одновременно проводится дидактическая игра «Добавь слово» (дети отвечают):

У человека квартира, а у птиц …

У зверей шерсть, а у птиц …

У нас нос, а у птицы …

Дом из кирпичей, а гнездо из …

У человека ноги, а у птицы …

У людей ногти, а у птиц …

Воспитатель: чем похожи все птицы? (клюв, две лапки, крылья, хвост). Чем отличается кукушка от журавля? (величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).

Вопросы:

1. Какие перья у птиц? Как они называются?

2. Какое из них согревает птичку?

3. Где на теле растут пуховые перья?

4. Какое перо помогает птице летать?

5. Где у птицы на теле есть маховые перья?

Ответ детей.

Проводится пальчиковая гимнастика:

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла,

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела.

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела, полетела.

Воспитатель: я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Знакомая пташка,

В черной в крапинку рубашке,

К нас весной прилетает,

Сразу домик обживает. (Скворец)

Как называется домик у скворца? Кто стоит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Постройка скворечника (пластмассовые палочки)

Воспитатель: а теперь ребята, давайте поселим в сказочный лес деда Луки птиц. (отпечатывание птиц на ватмане, используя декоративные листья; изготовление журавля – оригами) звучит музыка.

- Какую пользу приносят птицы? (ответ детей)

Заключительные слова детей:

Нас друзья, ловить не надо,

Надо птиц всегда любить.

Надо птицам помогать,

Их жалеть, оберегать.

Птичьих гнезд не разорять,

Зимой птицам помогать.

Чтоб цвела земля родная,

Чтобы чисты был ручей,

На заре чтоб утром ранним

В роще пел нам соловей.

Звучит запись птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"

Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»

Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: " Перелетные птицы"

Из года в год люди с нетерпением ждут прихода весны, а ее приход издавно символизируют первые перелетные птицы. Расширить и закрепить знания детей о наших пернатых соседях поможет наше занятие, с учас...

16.04.23 Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы".

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"....

Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Зимующие птицы»

Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»...