Тематическое занятие с детьми средней группы Кто же такие птички?
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дети знакомятся с миром животных и их видами. Находят общие и отличительные признаки птиц от других животных. Дети учатся анализировать и отвечать на вопросы, описывать объект изучения, активизировать речевую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Вагайская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение детский сад «Солнышко»

Тема занятия: «Кто же такие птички?»

Средняя группа

                                                                                                      Разработала:

                                                                                                      воспитатель

                                                                                                      Белова Р.Р.

с. Вагай, 2018

Цель: научить отличать птиц от других животных, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, описывать объект по намеченному плану; активизировать в речи детей прилагательные.
Задачи:

Упражнять:
- в образовании сложных прилагательных;
- в умении проводить сравнительный анализ (большой – маленький…);

Учить:
- употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
- называть детёнышей птиц.
Закреплять:
- знания о строении птицы, её частей тела.
Познакомить с отличительными свойствами нелетающих птиц.
Формировать:
- навыки связной речи.
Тип занятия:интегрированное
Форма занятия: фронтальная
Продолжительность: 20 минут.
Участники: средняя группа детского сада.
Возраст обучающихся: дети 4-5 лет.
Оборудование и материалы:плакат «Животный мир», экран, проектор, ноутбук, картинки с изображением разных птиц.
Предварительная работа:наблюдение за  птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц, птичьих перьев; просмотр мультфильма «Приключения Нильса с дикими гусями», чтение рассказов о птицах, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.
Методы и приёмы работы с детьми:наблюдение, демонстрация наглядных пособий, рассказ, беседа, дидактические игры.
Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

  1. Вводная часть

а) напомнить детям о разных видах животных;
б) птицы, как один из видов животного мира

3 минуты

  1. Основная часть

а) просмотр музыкального мультфильма «Кто же такие птички?»
б) беседа по теме «Отличие птиц от других животных»;
в) физическая минутка;
г) дидактические игры«Скажи одним словом», «Кто какой?»
д) дидактическиеигры «Назови детёныша птицы»;
е) дидактическая игра «Один – много»;
ж) знакомство с нелетающими птицами.

15 минут

  1. Заключительная часть

а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД.

2 минуты


Ход занятия:
В.: - Ребята, посмотрите на наш плакат, кто там изображен?
Д.: - Разные животные (перечисляют по названиям вида: лиса, заяц, голубь, ласточка, стрекоза, пчела, карась).
В.: - А как их можно разделить по видам? Мы можем узнать, кто из них птица, кто насекомое, а кто зверь? Все эти виды между собой отличаются по нескольким признакам. Чтобы вы точно знали по каким, давайте сейчас посмотрим мультфильм «Кто же такие птички?»
С помощью экрана, проектора и ноутбука идёт показ мультфильма.
После мультфильма – обсуждение.
В.: - Мы сейчас посмотрели мультфильм и мне хочется узнать: «Чем отличаются птицы от других животных?». Все птицы имеют между собой общие признаки, назовите мне их, пожалуйста.
Д.: - Они вьют гнёзда, откладывают яйца, имеют перья, умеют летать.
В.: - А вы знаете, что змеи, черепахи и крокодилы тоже откладывают яйца? Их можно назвать птицами?
Д.: - Нет, потому что они не летают?
В.: - А вы знаете, что мыши, осы, некоторые рыбы и белки тоже вьют гнёзда? Они считаются птицами?
Д.: - Нет, у них нет перьев и разное количество ног, а у птицы – две ноги и два крыла.
В.: - А вы знаете, что умеют летать бабочки, летучие мыши, белки-летяги, летучие рыбы – их можно назвать птицами?
Д.: - Нет, потому что у них нет крыльев и они без перьев.
В.: - Значит, мы с вами можем назвать отличительные особенности птиц от других животных. Какое строение тела у птицы?
Д.: - У них две лапы, два крыла, они покрыты перьями, есть клюв, длинный хвост.
В.: - А сейчас мы свами превратимся в этих самых птичек. (Физминутка «Скачет шустрая синица»)
:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

В.: - Молодцы, а сейчас поиграем с вами в игру «Скажи одним словом». Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий).
- У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
- У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
- Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
- У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).
- У воробья быстрые крылья, он … (быстрокрылый).
- У грача толстый клюв, он … (толстоклювый).
- У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый).
В.: - Замечательно, а сейчас посмотрите на картинки. Здесь изображены …
Д.: - …воробей и ворона.
В.: - Правильно. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый...)(описание по картинке)
-   Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко)
   А  теперь сравните ворону и воробья:
-    Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.)
-   А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.)
-   У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.)
-   А у вороны? (Большая голова — головища.)
-   У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)
-   А у вороны? (Клюв большой, черный — клювище.)
-    У воробья глаза какие? (Глазки маленькие — бусинки.)
-    А у вороны? (Глаза большие — глазищи).
-    У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)
-    А у вороны? (Большой черный — хвостище.)
В.: - Посмотрите, пока мы с вами рассматривали ворону и воробья, к ним прилетели их детки (показывает картинки с изображением птенцов), а скажите мне,как называются детеныши птиц вороны, воробья?
Д.: - Птенцы вороны — воронята, птенцы воробья — воробьишки.
В.: - Именно так, а хотите поиграть в ещё одну игру? Она называется «Один – много». Я буду называть какую-нибудь птицу, а вы должны назвать их во множественном числе, итак:
- Синичка – синички, воробей – воробьи, сорока – сороки, грач – грачи, ласточка – ласточки, снегирь – снегири ...

В.: - А вы знаете, дети, что, оказывается, не все птицы умеют летать, строить гнёзда,  хотя также откладывают яйца и имеют оперенье? (Раскладывает картинки с изображением страуса, киви, пингвина).  Вот страус – он не летает, но зато очень быстро бегает, а вместо гнезда просто выкапывает огромную яму. А это птичка киви, она тоже не летает, потому что у неё очень короткие крылья и она тоже передвигается только по земле, поэтому и гнездо у неё расположено на земле. Это – пингвин, хотя у него короткие крылья, он всё же летает, но только под водой, а его гнездо сделано из камней. (Дети рассматривают картинки, комментируют их, описывая птиц и находя их отличия от обычных птиц).
В.: - Скажите, ребята, а что вы сегодня узнали на нашем занятии? Что было наиболее для вас интересным?
Ответы детей: - Познакомились с разными видами птиц, научились отличать их от других животных, играли в разные игры, узнали новых птиц – страуса, киви, пингвина – их образе жизни.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы. Тема «Мы такие разные».

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "Мы такие разные", направленная на сплочение детского коллектива....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема «Мы такие разные».

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "Мы такие разные", направленная на сплочение детского коллектива....

Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»

Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия:1. Продолжать знакомить детей с жанром - песня; учить детей слушатьпроизведение до конца, способствовать развитию навыков выразительной передачи движений, отображающих характеризображаемы...

Конспект тематического занятия с детьми средней группы № 5 на тему: «Защитники Отечества».

Дать представление о родах войск, о назначениях различных видов военной техники. Уточнить знания детей о профессиях пап и опразднике "День Защитника Отечества". Воспитывать чувство гордости ...

Тематическая беседа с детьми средней группы по теме: «Что такое Луг»

Развивать экологическую культуру личности. Закреплять правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе....