Познавательный проект "Наши друзья - синицы".
проект по окружающему миру (средняя группа)

Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashi_druzya_sinitsy.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

         Проект «Наши друзья - синицы»

Вид проекта: познавательный, творческий.

Тип проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Актуальность проекта: недостаточные знания детей о народных праздниках, приметах; о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать. 

Цель проекта: расширить представления детей о народных праздниках. Приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам.

Задачи проекта:

Образовательные:

-познакомить детей с народным праздником «Синичкин день»;

-сформировать представления о взаимосвязи погодных условий (понижение температуры) и условиями жизни птиц;

- познакомить детей с видами подкормки синиц.

Воспитательные:

-продолжать воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к природе, желание помогать птицам в зимний период;

-воспитывать чувство ответственности за систематическую подкормку птиц;

-воспитывать коммуникативные навыки работы в группе сверстников.

Развивающие:

-развивать творческие способности детей, умение отражать свои впечатления через продуктивную деятельность;

-расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме «Зимующие птицы»;

-развивать познавательную активность, умение рассуждать и делать простейшие выводы.

Ожидаемый результат:

- дети обладают знаниями о всероссийском празднике «Синичкин день»;

-расширили свои знания о приспособленности птиц к жизни в зимний период;

- рассказывают о помощи человека зимующим птицам;

- пополнили словарный запас по теме проекта;

- вовлечение родителей в проектную деятельность;

Продукт проектной деятельности:

- изготовление кормушек для птиц и размещение их на прогулочном участке, возле дома;

- коллективная аппликация «Синички прилетели к нам на кормушку»;

- выставка детских работ из пластилина «Синички во дворе детского сада»;

- консультация для родителей «Экологический праздник «Синичкин день»».

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

Со стороны педагога это формулирование проблемы, определение целей и задач проекта; создание необходимых условий для успешной реализации проекта: подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий, иллюстраций по теме; подбор материалов для продуктивной деятельности. Со стороны детей это вхождение в проблему. Со стороны родителей – изготовление кормушек.

2 этап: практический

На этом этапе проходит практическая, коммуникативная, познавательная, игровая исследовательская деятельность.

Виды деятельности с детьми:

Познавательно-исследовательская деятельность

 

1. Беседа «Зачем нужны птицы?».

2.«Зиновий-синичник»  - русский народный праздник.

3. Беседа «Как люди заботятся о птицах».

4. Беседа «Что можно насыпать в кормушку».

5. Рассматривание картинок,  альбома «Зимующие птицы».

 

Коммуникативная деятельность

1.  Рассматривание изображений зимующих птиц

2.  Чтение стихов и отгадывание загадок о синицах.

3. Чтение художественной литературы:

- В.Бианки «Синичкин календарь», «Кузя двухвостый»;

-И.С.Соколов –Микитов «Синицы»;

- Георгий Скребицкий «Догадливая синичка».

 

 Продуктивная деятельность

Рисование: раскрашивание «Синичка»

Аппликация: коллективная работа  «Синички прилетели к нам на             кормушку»

Лепка: коллективная работа «Синички  во дворе детского сада»

 

Игровая деятельность

 1.   Игра «Филин и птички»

2.  Подвижная игра «Стайка» (с.70, Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».), «Перелет птиц»

3.   Дидактические игры:

- «Собери птицу» (разрезные картинки);

«Не зевай» (птицы зимующие и перелетные) (с.140, Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».);

- «Зимуют – улетают» (по карточкам).

3.   Пальчиковые игры: «На кормушке», «Летели две птички»

3 этап заключительный:

Представляются результаты проекта:

-дети узнали о празднике «Синичкин день»; знают и умеют помогать зимующим птицам.

-на прогулочном участке силами родителей сделана зона подкормки птиц: установлены 2 кормушки;

- участие воспитанников, педагогов, родителей в акции «Покормите птиц»;

- в группе организована выставка работ детского творчества по теме проекта «Друзья синички»: аппликация «Синички на дереве», лепка «Синички», раскраски по теме;

-.для родителей оформлены консультации «Экологический праздник «Синичкин день», рекомендации по наблюдению за птицами на прогулке с детьми, памятка «Как правильно подкормить птиц?».

 

 

                                   

                             Приложения.

                                    Загадки о синицах.

1.Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня … (Синичка)

 2.Я зимой люблю кормушки,

Как на ёлочках игрушки

Если поклевать хочу,

От одной к другой лечу.

Желтогрудая я птичка,

И зовут меня… (Синичка)

3.С грудкой желтой знаем птицу,

Называется … (Синица)

 4.Небольшая и пёстрая птица,

Не боится зимой простудиться,

 Угощение наше ей снится,

Прилетает к нам часто … (Синица)

 5.Полезная птичка,

Хоть собой и мала,

Деревья, кусты,

Защищает от зла! (Синица)

 6.Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят!     (Синицы)

 7.На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

 С жёлтой грудкой пуховой

 – Шустрая …          (Синица)

 8.Прилетели, сели,

Песенку пропели,

Две подружки, две сестрички,

По прозванию — … (Синички)

 9.И зимой ей не сидится:

 Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку… (Синица)

 10.По лесам, садам летаю,

Мушек, мошек собираю

И личинок, и жучков

Короедов, червячков,

 А зимою на дорожке

Собираю часто крошки.

Я весёленькая птичка

И зовут меня … (Синичка)    

11.Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка, звать её … (Синичка)

12.Кто в окошко к нам стучит,

За еду благодарит?

Желтогрудая пичужка,

Разноцветная игрушка.

Нас нисколько не боится

И на форточку садится.

Очень миленькая птичка.

 А зовут её … (Синичка)      

 

                                 Стихи о синицах.

1.Нет синиц: не прилетели!

Где же две синицы?

В нашей книжке опустели

Пестрые страницы.

Что же с птицами случилось?

Где они, скажи на милость?!

Поглядите, возле вас

В садике, на скверике

Скачут, может быть, сейчас

Две пичужки сереньких?

Или в дом влетели птицы

Прямо с книжного листа?

Любопытные синицы

Любят новые места.

 2. «Желтогрудая синичка»                                                                                                 Желтогрудая синичка –
Воробьиная сестричка
Предвещает нам мороз –
Береги, дружок, свой нос!     
(И. Змановская)

 3.Желтогрудочка синичка,
Щебетунья, невеличка,
Рано утром пробудилась,
Песней звонкою залилась:
Здравствуй Солнце!
Здравствуй свет!
Шлю я вам большой привет!     
(В. Светлая)

4.Две синички, две пичужки,

Две веселые подружки

Все болтали, вспоминали —

Где бывали,что видали.

Им болтать совсем не лень,

Целый день: «Тинь- тень,

тинь- тень»

5. «Стайка синичек»                                                                                                                        Стайка синичек,
Маленьких птичек,
Семечки клевала,
По лесу летала!
Выпили синички
Дождевой водички,
Досыта поели,
Песенки попели!   ( М. Львовский
)

6.Хоть и маленькая птичка —
Эта шустрая синичка,
Но и звонок и высок
Её тонкий голосок.        (А.
Мармазов )

7.Прилетела робко птичка –
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.

8. «Синица»                                                                                                                  Скачет шустрая синица.

Ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вдруг присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень:

Тили – тили, тень – тень – тень.   (А.Барто)                                                                                                                                                          

Конспект беседы «Что можно насыпать в кормушки?».

Цель:

Расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц.

Развивать коммуникативные способности.

Воспитывать чувство сопереживания, желание и готовность помочь в трудные минуты.

 Предшествующая работа: рассматривание альбома «Зимующие птицы», изготовление кормушек.

 Ход:

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Ответы детей. Сейчас зима. Наступила зима.

 Воспитатель. Что зима принесла с собой?

Ответы детей.  Стало очень холодно. Выпал снег. Снег закрыл землю.

 Воспитатель. Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

Ответы детей. Зимой очень холодно, а я не люблю холод. Наверное, животным холодно. Птицам тоже холодно.

 Воспитатель.  У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

 Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»

 Есть птицы перелетные  - это те птицы, которые улетают от нас  на зимовку в южные страны. И зимующие  - эти птицы смелые, они не улетают от нас зимой.

 Отгадайте загадки:

Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка)

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей

Я бывалый … (воробей)

 

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все … (дятел)

 

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.(снегирь)

 Воспитатель. Каких зимующих птиц вы еще знаете?

Ответы детей: Я видел зимой ворону.  К нам прилетала сорока. Я видела на дереве около окна снегиря.  Ещё не улетают голуби, синички, воробьи.

 Воспитатель: Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Особенно страдают синицы.

Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?

Ответы детей: Мы можем повесить кормушки. Надо каждый день насыпать в кормушки корм.

 Воспитатель: Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти много синиц за зиму. А синицы спасают от вредителей деревья.

 Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Хорошо, если вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы вам было удобно наблюдать за ними.

Но что делать, если папа или дедушка не может вам помочь смастерить кормушку из фанеры, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Попросите старших сестру или брата, прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.

Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

 А чем можно кормить птиц?

Ответы детей: Синички любят сало. Воробьи клюют всякий корм.

 Воспитатель:  Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать.

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель. Пшено клюют только воробьи. Красавцы снегири любят ягоды рябины, бузины.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

 Послушайте стихотворение Александра Яшина.

 Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

 Ребята, оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они приносят нам пользу! Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений.

Подскажите, чем ещё полезны птицы?

Ответы детей: Птицы радуют нас песнями. Птицы украшают природу.

Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, а в зимний период помогать, подкармливать их

Составление рассказа по картине на тему: «Кормушки для зимующих птиц»

Задачи:

формировать интерес к явлениям природы;

учить детей рассматривать сюжетную картину;

учить слушать рассказ воспитателя по картине;

упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи  предложения.

Словарная работа: зима, кормушка.

Оборудование: картина "Дети кормят птиц зимой".

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину.

-Как вы думаете, какое время года изображено на ней? А почему вы так решили? (снег, зимняя одежда). Правильно, молодцы.

- Это кто? (девочка). Что она делает? (кормит птиц). Чем кормит? (зернышками).

- А мальчик что делает? (кормит белочку орешками). Как называется этот домик для птиц?(кормушка).

Слово "кормушка" дети повторяют хором и индивидуально.

Воспитатель: Зачем нужна кормушка? Что еще изображено на картине? (снеговик). Дети слепили снеговика из снега.

Физкультминутка

Воспитатель: Дети, послушайте рассказ по картине: Наступила зима. Выпало много снега. Мальчик с девочкой пошли гулять на улицу. Они слепили снеговика. Девочка и мальчик увидели кормушку, которая висела на дереве. Девочка подошла к кормушке и стала кормить птиц зернышками. А мальчик кормил белочку орешками. Дети были рады, что смогли покормить голодных птиц и белочку.

Воспитатель:

Дети, вам понравился рассказ?

А что понравилось?

А вы хотели бы помогать птицам зимой?

- В прошлом году вы вместе с родителями изготовили кормушки для наших зимующих птиц. И сегодня, когда мы с вами пойдем на прогулку, то возьмем их с собой, развесим на участке и насыплем зернышек в ваши кормушки.

       

        Конспект занятия  «Зимующие птицы».

Задачи:

обучающие:

дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;

продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах;

формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;

развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;

активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

развивающие:

развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы.

воспитательные:

воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Материал:

иллюстрации с изображением птиц.

Предварительная работа:

беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный этап:

Упражнение «Сова»

Воспитатель:

Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.

Воспитатель:

Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (птицы).

Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

2. Основная часть:

- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей, дятел).

- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

- Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

- Какие это птицы?

- Почему их так называют?

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка».                  Воспитатель говорит:  «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица – угадай-ка».  Показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц.  Незаметно для детей убирать одну картинку и спросить:

- Какой птички не стало?

Упражнение «Птицы, которых я видел».

Воспитатель:

- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы нашего края.

Дети выбирают картинки, на которых изображены птицы, обитающие в данной местности.

Составление предложений по картине

- Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

- Как называется домик с кормом для птиц?

- Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

- Какие птицы прилетели к кормушке?

- Сколько птиц прилетело?

- Что едят синички?

- Какие птицы остаются зимовать и прилетают на зимовку?

- Почему нужно помогать птицам зимой?

Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Оценка детей.

                                                                     

                                                                      Архипова С.М. воспитатель

                                                                      средней группы  МДОУ

                                                                      детский сад №28.

Конспект занятия по окружающему миру с детьми средней группы.

Тема занятия: знакомство с народным праздником

«Зиновий-синичник».

Цель.

 Дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через использование поговорок, закличек, народных примет, игр.

Задачи.

Углублять у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения зимующей птицы синички.

Воспитывать интерес к жизни птиц, стремление наблюдать за ними.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.

Научить детей правильно их кормить.

Образовательные области.

 Познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа.

Разучивание игры «Летели две птички», заклички «Синиченька-невеличенька».

Чтение стихов про синичек.

Рисование цветными карандашами и мелками «Синичка».

Чтение В. Бианки «Синичкин календарь».

Ход занятия.

 Дети сидят на стульчиках полукругом

Воспитатель.

 Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички.

Какая это птица, вы узнаете,  отгадав  загадку.

Загадка.

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица.

 С жёлтой грудкой пуховой

 Шустрая …          (Синица)

- Правильно ребята – это синичка. 12 ноября русский народ отмечает праздник «Зиновий-синичник». С этого дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.

Шустрые синички

Птички-невелички,

Прилетают в города

На зиму, где есть еда.

 Синица – красивая птица. Спина желтовато – зеленого цвета с отливом синего, брюшко желтое, верхняя часть головы (шапочка) синяя. Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки домов.

Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

 За то, что синицы приносят пользу, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники.

Раньше на «Зиновия-синичника» детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости. Давайте и мы с вами позовём их к нам.

 Дети встают у стульчиков и рассказывают закличку « Синиченька-невеличенька».

Синиченька-невеличенька,

Прилетай ты к нам.

Из чужих краёв

Принеси ты нам:

Зиму снежную, зиму тёмную.

Синиченька-сестриченька

Созывай снегирей

И лети к нам скорей!

- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?

Ответы и рассуждения детей.

- Правильно, летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима, не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.

-Ребята, каких птиц вы знаете еще? (дети перечисляют птиц).

- А, как можно назвать птиц, которые остаются у нас зимовать? – зимующие. Назовите зимующих птиц (снегирь, ворона, сорока, воробьи, голуби).

- А те птицы, которые улетают, как  называются? (перелетные).

-Назовите их (ласточки, грачи, скворцы, жаворонки, соловьи).

- Сейчас мы проверим, как вы запомнили зимующих и перелетных птиц и поиграем с вами в игру «Зимующие и перелётные птицы».

Проводится игра «Зимующие и перелётные птицы»

Ведущий каждому ребёнку выдает картинку с изображением птицы: кому перелётной, кому зимующий. 

По команде ведущего все птицы должны собраться в одну стаю. Как только музыка останавливается,  перелетные птицы летят в одно гнездо, а зимующие в другое. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих птиц, а если есть, то с криком выдворяют.

Воспитатель.

- Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки:

1.Не велика синичка, да тоже птичка.

2.Мала синичка, да ноготок востёр.

- А ещё русский народ примечал:

1.Синица к избе – зима на двор.

2.Синичка в окно постучит – будет известие.

3.Синички начинают с утра пищать, ночью будет мороз.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится.

Поёт не уставая

Синица расписная.

- Ребята, давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».

Цель: создание радостного настроения; формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к народной игре.

Оборудование:  маски птичек.

Ход игры: дети встают парами по кругу, изображают действиями то,  о чем говорится в тексте.

Летели две птички, собой невелички (дети парами идут по кругу.)

Как они летели, все люди глядели (дети кружатся в парах).

Как они порхали, весело играли (бегут по кругу, машут кистями рук перед собой).

Как они садились, все люди дивились (приседают).

Как они вставали, друг друга обнимали (дети изображают махи руками – «крыльями», обнимаются).

Как они прощались, крепко целовались (дети «целуются» - почти касаются друг друга щёчками.

Воспитатель.

-Ребята, совсем скоро в гости к нам пожалует зима. Все тропинки заметет, не проехать ни пройти, трудно путнику в пути, станет холодно в лесу, птицы ягод не найдут, все замерзнут - пропадут.

-Пропадут ли зимой птицы, которые летают у нас возле детского сада? (ответы детей).

-А чем же вы будете кормить птиц? (ответы детей ).

Дети берут кормушки и читают стихи

  1. «Зимняя столовая»

Саша выбился из сил,

Но кормушку смастерил.

И повесил под окном

С семечками и пшеном.

Прилетели птицы:

Снегири, синицы.

Похвалили новую

Зимнюю соловую. (В. Береснев)

 2.С папой сделали кормушку,

 Принесли в наш детский сад.

 Желтогрудую синичку

 Покормить я буду рад

3.Нелегко зимою птицам

Им в морозы много бед.

Ждем вас, милые синицы,

Прилетайте на обед.

4.Мы старались,

  Мы трудились,

И кормушки получились.

Тут и там, тут и там

Их развесим по местам.

Корм насыплем поскорей,

Будем вместе ждать гостей!

5. «Новая столовая»

 Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

 К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

 Прилетели снегири. (З. Александрова)

Воспитатель.

Дети, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного.

И сейчас я предлагаю всем вместе выйти на улицу, повесить кормушки и  насыпать в них корм. Когда будем сыпать корм, то надо говорить  приговорку: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».

Дети  выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие корм. Взрослые помогают развесить кормушки. Дети насыпают корм.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Друзья"

Цель. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева. Продолжать развивать логическое мышление. Продолжать учить разрешать противоречия. Активизировать словарь ( г...

Познавательный проект "Друзья наши меньшие"

Беседуя с детьми, я узнала, что некоторые семьи имеют домашнего питомца, но таких семей мало. Многие дети, выходя на прогулку и видя кошку или собаку, бурно реагируют. Я сделала вывод, что дети просто...

Консультация для родителей по теме проекта "Наши друзья - синицы".

С наступлением холодов зимующим птицам все труднее найти себе корм. Поможем птицам перезимовать! Предлагаем семьям наших воспитанников принять участие в экологической акции "Сделайте кормушку вме...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимующая птица-синица»

Уточнить и расширить  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. Вызвать интерес у детей к празднику «Синичкин день»...

Конспект занятия по познавательному развитию "Друзья идут на помощь" для среднего дошкольного возраста

Конспект занятия на развитие логического мышления дошкольников на основе использования специально созданных игровых ситуаций....