«Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Бабенко Александра Андреевна

Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с детским экспериментированием в ДОУ, продемонстрировать некоторые опыты, которые можно повторить дома с ребенком. Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы (на каждого участника):

- соль, вода, стакан растительного масла, пищевые красители, большой прозрачный стакан или стеклянная банка;

- цельное молоко, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

-сахар, 5 прозрачных пластиковых стаканчиков, шприц или простая столовая ложка;

- полиэтиленовый пакет, вода, заточенные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_s_roditelyami_eksperementirovanie.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Формирование познавательно - исследовательской
активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с детским экспериментированием в ДОУ, продемонстрировать некоторые опыты, которые можно повторить дома с ребенком. Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы (на каждого участника):

- соль, вода, стакан растительного масла, пищевые красители, большой прозрачный стакан или стеклянная банка;

- цельное молоко, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

-сахар, 5 прозрачных пластиковых стаканчиков, шприц или простая столовая ложка;

- полиэтиленовый пакет, вода, заточенные карандаши.

Ход мастер - класса

(1 слайд)

Воспитатель: Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «…Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
                                    Выготский Л. С.

(2слайд)

  • Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
  •   Дети по природе своей исследователи. Ребёнок настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открыть, изучить, а значит сделать шаг в неизведанное.
  •   Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новое.

(3слайд)

«...деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую...» Академик Н.Н. Поддъяков

  Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей и пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности: приём пищи, занятие, игру, прогулку, сон, умывание.

(4слайд)

Китайская пословица гласит:

       «Расскажи — и я забуду,

        покажи — и я запомню,

   дай попробовать — и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности.

(9слайд)

Таким образом,

 в ходе детского экспериментирования, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений детей.

Организация опытно-экспериментальной деятельности.

Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Цветное молоко

Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Яйцо в стакане

Это один из самых простых и наглядных опытов, который можно сделать дома. Нам потребуется всего лишь сырое яйцо, стакан и немного соли. Для наглядности мы взяли два стакана и два сырых яйца.

Начнем наш опыт. Налейте в один из стаканов обычной водопроводной воды. Опустите яйцо в стакан. Что произошло? Яйцо утонуло и опустилось на дно стакана. На фотографии ниже из-за кривизны стакана яйцо забавно исказилось.

Налейте во второй стакан теплой воды. Добавьте в этот стакан 6 столовых ложек соли. И очень хорошо размешайте соль, чтобы она полностью растворилась в воде.

Теперь самое интересное. Аккуратно опустите второе яйцо в стакан, в котором вы только что растворили соль. Яйцо плавает на поверхности!

Объяснение опыта

Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...

Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...

Презентация для родителей "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Усваивается ребёнком всё прочно и надолго , когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспер...

Презентация мастер-класс "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

Проект: «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки»

laquo;Самое лучшее открытие то,которое ребенок делает сам.(Ральф У. ЭмерсонЦель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности направить внимание детей на динамичность окружающего мира, на ...

Картотека игр к проекту «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки».

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения....