Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "На лесной полянке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Левчук Анна Михайловна

Материал будет полезен воспитателям старших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_lesnoy_polyanke_starshaya_gruppa.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97

                                             

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

Тема:

«На лесной полянке»

(Грибы)

Старшая группа

                                                                       Левчук Анна Михайловна

                                                           воспитатель МБДОУ детский сад №97

                   

                                                                                                         

                                                г.Тверь, 2021г.

Задачи:

Образовательные:

-Дать представления об изменениях, происходящих в жизни леса летом, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания, научить различать съедобные и ядовитые грибы.

-Активизировать и актуализировать словарь по теме “Грибы”.

-Развивать умение отгадывать загадки.

Развивающие: 
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание при решении игровых заданий;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

 - развивать координацию слов и движений;

 - развивать мелкую и общую моторику;

- обогащать зрительные впечатления

Воспитательные задачи:

 Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе, экологическую культуру.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе работы, участие в эксперименте, просмотр слайдов

Оборудование и средства: картинки и муляжи грибов, плакат «Съедобные и ядовитые грибы», лукошко, картинка- схема гриба, зеленые листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Пение птиц», фильм-презентация «Лесная поляна», проектор, экран, магнитола, веер, семена укропа, шапочки грибов и ветра.

Словарная работа: грибница, споры, грибники. 
Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюрпризный момент, динамическая пауза. 
Предварительная работа: чтение стихов о природе, отгадывание загадок о грибах, чтение сказок и рассказов ( В. Сутеев «Под грибом» и В.Даль «Война грибов с ягодами» и др.), беседы о дарах леса, о приметах лета, о ветре, рассматривание иллюстраций, чтение и рассматривание энциклопедий о грибах, дидактические игры по теме «Грибы».

Ход занятия: 

Детей встречает воспитатель в костюме Мухомора
I. Организационный момент: 

Мухомор: Здравствуйте ребята! Давно на моей полянке столько гостей не было! А я –Мухомор, здешний житель. А чего это вы так рано в лес пришли, я пока всего один, но скоро наступит лето и у меня здесь будет много моих друзей. А хотите я вам про них расскажу?

Дети: Да, хотим!

Мухомор: 

Я загадаю вам загадку. Когда вы её отгадаете, сразу узнаете, кто мои самые лучшие друзья в лесу:
-Кто сидит на крепкой ножке 
В бурых листьях у дорожки
Встали шляпки из травы – 
Нет под ними головы? (грибы)
Дети: Это - грибы.
Мухомор: Молодцы! Правильно это мои друзья – грибы. Проходите на стульчики Приготовьтесь внимательно слушать, смотреть  и выполнять задания. (Дети садятся) 

-Готовы?

Дети: Да!

II. Основная часть.
 Сообщение темы: 

Мухомор: Мы Грибы – необычные растения, у нас нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов.(картинка). Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
Беседа: «Гриб и его дом».
(рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением, слайд).

 МухоморУ каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб, боровик мой большой друг, –растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Люди белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб растет под осиной? 
Дети: Под осиной растет подосиновик. 

Мухомор: Правильно, а под берёзой? 
Дети:  Подберёзовик. 

Мухомор: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Людям их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Мухомор: А вот на полянке растет очень красивый гриб: белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Мухомор: Да это мой родственник. Когда мухоморы старятся, края их шляпки загибаются кверху и превращаются в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Вода это не простая, а ядовитая. Напьётся этой воды какая-нибудь муха и погибнет. Поэтому и называют меня Мухомор. Но зато я полезен для лесных животных.

А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У неё длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Давайте найдем моих друзей (оглядывается) Ой, совсем забыл, лето еще же не наступило, грибы спят. Что же нам может помочь грибы разбудить, что бы они быстрее из-под земли выскочили? Вспомнил нам дождик нужен, но не простой, а какой ребята?

Дети: Грибной дождик (шум дождя)

Мухомор:

-Говорят, что дождь грибной,

Разве так бывает?

Вместо капелек грибы,

Что ли выпадают?

 - Вот и нет, совсем не так!

 Это дождь обычный,

Но зато после него

Рост грибов отличный!

-А как зовут людей, которые идут в лес за грибами?

 Дети: Грибники.

 Мухомор:

Вот знайте ребята, что настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, (показ экологического знака),так можно повредить грибницу и  не вырастут тогда на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом под самый корень. А еще они не топчут мухоморы и другие несъедобные для людей грибы, не шумят, не мусорят и ветки не ломают. ( показ экологического знака).

- Вот и  дождик кончился. Идемте, поищем моих друзей

Динамическая пауза: физкультминутка «За грибами»

Я лукошко в лес беру,                       (сложить ладошки лодочкой)

Там грибы я соберу.                          (наклоны)

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»          (разводят руки в стороны)

Подосиновик, масленок,           (поочередно сгибают пальчики на обеих

Подберезовик, опенок,                          руках, начиная с мизинца правой руки)

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,                            (шагаем)

Все грибы несу с собой.                              

А мухомор не понесу               (машут руками)

Пусть останется в лесу!

Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Мухомор:  А теперь отгадайте ребята, что за грибы мы нашли. 
Загадка 1. 
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (Боровик).

Мухомор:  Ребята, возьмёте этот гриб? Он съедобный ? (Дети отвечают.)
Загадка 2.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - …(Подосиновик)

Загадка 3.

Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Загадка 4.

Жёлто-рыжие сестрички, 
Величают нас … (Лисички)

Загадка 5.

Возле пней и на лужайке 
Мы всегда гуляем стайкой. 
Очень дружные ребята, 
Называют нас… (опята)

Загадка 6.

Крепкий маленький грибок, 
Маслянистый, как блинок. (масленок)

                                            - Это какие грибы? (съедобные)

Загадка 7.

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор)

Загадка 8.

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

 - А эти грибы будете с собой брать? Почему? (ответы детей) Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. Например, лоси лечатся мухомором. А ещё всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса.
Мухомор:  Что-то мало грибочков наросло, что же делать? Дождиком поливали, не очень помогло,  а может еще их побольше посадить, как вы думаете? (ответы детей) Как же нам побыстрее это сделать? Сами же грибы не могут семена-споры разбрасывать? А что им помогает? (ответы детей)Правильно, нам нужен ветер! (приглашаются дети для участия в опыте)

Опыт «Как быстрее?»

Цель: выявить взаимосвязь ветра с распространением семян растений.
Оборудование: семена укропа,вентилятор,фен или веер.
Ход опыта: Дети выясняют, почему грибы растут во многих местах. Рассматривают гриб и его споры, наблюдают за полетом семян-заменителей, за их падением, делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает им улететь далеко.
 Споры похожи на семена растений. Грибы производят споры.Споры, которые падают на землю, переносятся ветром на хранение в другую область. Эти споры производят новые грибы, так же как семена растений производят новые растения).

Мухомор: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились! Всех друзей моих повидали со всеми познакомились!

III. Заключение. 

Мухомор: Знаете ребята, Вы мне очень понравились. А вам понравилось у меня на полянке(ответы детей) 

- Хочу у вас узнать, хорошо ли вы запомнили моих друзей и правила поведения в лесу

Вопросы:

1. Только ли осенью растут грибы? А когда еще?
2.Что помогает грибам расти?
3. Почему съедобные грибы так назвали? А ядовитые?
4. Почему нельзя рвать грибы с корнем?

5. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?

Мухомор: Спасибо вам ребята за хорошее со мной обращение, а у меня для вас есть небольшой сюрприз - раскраска из сказки «Под грибом» В.Сутеева.

-Жду вас летом! До новых встреч!До свидания!

Наша планета. (Я. Аким)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "На лесной полянке"

Конспект занятия с применением ИКТ по ознакомлению с окружающим   в 1 младшей группе "На лесной полянке" на тему насекомые....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромВ первой младшей группе.Тема: «К Зайке на полянку» Цель:Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Кто живет на полянке"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Кто живет на полянке"...

конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром "Лесные жители"

НОД по ознакомлению детей с окружающим миром "Лесные жители" способствует формированию и обобщению представлений детей о диких животных....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет на тему "Путешествие на разноцветную полянку"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет на тему: «Путешествие на разноцветную полянку»Цель занятия: Обогащение сенсорного опыта...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в ясельной группе. Тема занятия: «Встреча на полянке ».

Цель занятия: Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими животными, учить детей различать и называть части тела животного (хвостик, лапки, ушки, голова, туловище)...