Образовательный проект по экологии для детей старшего возраста «Покорми синицу зимой- вспомнит тебя весной.»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Трунаева Альбина Сергеевна

В данной методической разработке для педагога  решаются задачи по экологическому воспитанию и познанию окружающего мира. Цель проектной деятельности в работе с детьми старшего возраста: обогатить представления и знания у участников экологических мероприятий проекта о зимующих птицах, особенностях их образа жизни, повадках и предпочтениях в корме, о роле человека в жизни зимующих птиц. Приобщить родителей и детей к изготовлению кормушек для птиц,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormi_sinitsu_zimoy.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект по экологии для детей старшего возраста  «Покорми синицу зимой- вспомнит тебя весной.»

Актуальность.

Это строчки из русской народной поговорки дошли до нас из старины, так говорили умудренные жизненным опытом уже пожившие люди, молодым и маленьким, желая научить, как вести себя, как жить правильно и славно. В этой поговорке есть и наблюдения за жизнью и людьми, и размышления над важными и вечными вопросами. Это народная мудрость,  сейчас очень  нужна нашему подрастающему поколению. Наши дети растут в интересное, прогрессивное время, но его скорость развития и постоянное обновление, порой не дает  успеть развить в детях такие чувства, как забота, сопереживание, доброта. Мы, взрослые, в круговороте дел, забываем и не видим, что происходит вокруг в мире природы, забываем заботиться о ней и учить этому своих детей. Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи. Ведь не все птицы улетают в теплые края, много их остается рядом с нами жить- зимовать и ждать весны. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. Ведь заботясь о малой птахе вместе с малышом взамен получите, то, что нельзя нигде купить за деньги: добрые чувства  в сердце своего ребенка и стремление  всегда помочь и защитить слабых, а еще знания об окружающем мире и умение наблюдать и сравнивать.

Поэтому, я как педагог, не могу остаться в стороне. Я разработала проект в своей воспитательно-образовательной работе по экологии «Покорми синицу зимой- вспомнит тебя весной.» с детьми старшего возраста.

Вид проекта: информационно – творческий

Цель : 

Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.

Задачи :

- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Продолжительность : краткосрочный (1неделя)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Создание необходимых условий  по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих  птиц.

• Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.

2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.

3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)

4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий  о зимующих птицах.

II  этап – основной 

Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.

1.Беседа «Зимующие птицы» (Приложение № 1)

2. Познавательно-исследовательская деятельность «Наши друзья- пернатые».(приложение №2)

3. Заучивание стихов о птицах (Александр Яшин «Покормите птиц») (Приложение №3)

4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах (Приложение №3)

5. Д/игра «Верю – не верю», «Накорми птиц».  (Приложение №4)

6. Познавательные экскурсии-наблюдения: «Какие птицы прилетают к нам на участок?»

7. Изобразительная деятельность (рисование) « Снегири»  (Приложение №5)

8. Прослушивание голосов птиц в а/записи

9. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»

10. Памятка “Как подкармливать птиц”.

Правила поведения возле кормушек.

III этап – заключительный

1. Выставка творчества детей.

2.Выставка кормушек «Столовая для пернатых».

3.Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.

4.Организация  дежурства детей.

 

 

                                                                       (приложение №1)

Беседа «Зимующие птицы»      

Цели:

Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.

Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам.

Раскрыть важность заботы о птицах зимой.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

Развивающие:

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

Сочувствовать и помогать птицам в зимнее время года.

Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование:

Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки.

Детская энциклопедия « Зимующие птицы».

Ход беседы:

I. Организационный момент

Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие.

Сегодня мы поговорим о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – ... (птицы)

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

Кто такие птицы?

На какие две группы делим птиц?

Каких перелётных птиц Вы знаете?

Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

(Птицы, которые остаются с нами зимовать называются — зимующие птицы).

А как вы думаете: зимой, можно услышать птичье пение? (Услышать птичье пение зимой можно).

Когда поют птицы? (Кода им тепло и они сыты).

(Показ картинок с изображениями птиц и рассказ воспитателя о них)

       

                                                                                                                             (приложение №2)

Конспект познавательно-исследовательской деятельности       «Наши друзья- пернатые».

Программное содержание:

Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема изображения частей тела птицы.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход :

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)

- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?(синица, воробей, сорока.)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» ( голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

 А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Кто это?

– Строение.

– Чем питается?

– Как передвигается?

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

- Почему дятлов  надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!

                                                                                                    (приложение №3)

Стихи, пословицы и поговорки про птиц

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

 Автор В.Берестов

«Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну»

Автор А. Яшин

Картотека пословиц и поговорок о птицах

Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Всякая ворона свой зобок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороненку гнездо — родимая хата.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горюет.

                                                                                                           (приложение №4)

Дидактическая игра «Накорми птиц».

Задачи: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

 Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

·        Клесты выводят птенцов зимой.

·        У синицы желтая грудка.

·        У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

·        У сороки длинный черный хвост.

·        У свиристеля на голове хохолок.

·        Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

·        Ворона питается остатками пищи.

·        Клесты любят семена шишек.


                                                                                         (Приложение №5)

                                                 «Снегири»

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей  группе.

Цель:

  1. Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие «зимующие птицы».
  2. Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.
  4. Рисование в технике «тычка щетинистой кистью.»
  5. Рисование в технике «рисование ватными палочками»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыкально - художественное творчество». 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная. 


Задачи: 

-Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах; 

-Вызвать интерес к рисованию стайки птиц в технике тычка; 

-Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска); 

-Знакомить детей с понятием цвета и композиции; 

-Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием. 

Планируемые результаты: имеет представление о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; умеет работать в технике тычка щетинистой кистью; умеет использовать вспомогательные линии для построения рисунка, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятелен в выборе материалов для работы. 

Материалы и оборудование: мольберт, картинки зимующих птиц, бумага А4 голубого цвета, гуашь: красная, черная, коричневая, кисти щетинистые, кисти беличьи, ватные палочки, стаканчики-непроливайки.

Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и разучивание стихов о птицах, речевая игра «Сколько ошибок сделал художник?», игры на узнавание предметов по описанию, народные игры, знакомство с силуэтами различных птиц.

Содержание организованной деятельности детей: 


1.Вводное слово педагога 
Здравствуйте! Приглашаю Вас сегодня в зимний лес. Давайте понарошку оденем варежки, шапки, сапоги и пойдем в лес! Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь». 

Воспитатель
:- Зимний лес стоит печальный. 
Кто под снегом спрятал тайны? 
Почему река молчит? 
Птичья песня не звучит? 
Осторожно в лес входите, 
Тайны леса не будите. 

-Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) 
- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.) 
- Я вижу здесь птиц (на мольберте предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели. 
(Рассматриваем стенд с иллюстрациями птиц) 

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону? 
Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Расскажите мне про воробья. Какой он?
Дети: Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но драчливый, боевой, удалой! (воробей) 
Воспитатель: Расскажите мне про снегиря? Какой он?
Дети:  Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь). 
Воспитатель: Расскажите мне про ворону? Какая  она?
Дети: Чернохвостая, чернокрылая разбойница, (ворона). 
Воспитатель: Расскажите мне про синичку? Какая она?
Дети:  Маленькая, на брюшке чёрная полоса, юркая, ловкая.(синица) 
Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?.
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.

Воспитатель: Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей. Птица эта чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму.  Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как http://www.ivalex.vistcom.ru/image/pix.pngон выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый. 
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:
Снегирь - снегирёк,
Синица - синичка,
Голубь - голубок,

Воспитатель:Вам понравились снегири, а давайте мы с Вами их нарисуем.
Воспитатель:  Давайте посмотрим на снегиря повнимательнее. Из каких частей состоит его тело? 
Дети: Туловища, глаз, крыльев, хвоста и ножек.
Воспитатель: Туловище какой формы?
Дети: Овальной.
Воспитатель: Наш снегирь замерз поэтому втянул шею в туловище. Клюв какой формы?
Дети: Треугольной.
Воспитатель: Крыло какой формы?
Дети: Овальной.
Воспитатель: А у снегиря какого цвета брюшко?
Дети: красного
Воспитатель: Рисуем туловище овальной формы, туловище будем закрашивать методом тычка полусухой кистью, далее рисуем крыло овальной формы и хвост.
Воспитатель: А чем питаются снегири?
Дети: Ягодами, рябиной.
Воспитатель: Правильно, а рябину будем рисовать ватными палочками. У вас на столах красная краска там обмакиваем ватные палочки правой руки и ставим ягодки вокруг веточки.

Уточнение последовательности и приемов выполнения работы. 
Продуктивная деятельность детей. 
Воспитатель: Давайте. Разомнём наши пальчики перед работой

Пальчиковая гимнастика:

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы во двор пошли гулять. 
(Загибать пальчики по одному) 
Бабу снежную лепили. 
(Имитировать лепку комов.) 
Птичек крошками кормили, 
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.) 
С горки мы потом катались. 
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) 
А еще в снегу валялись. 
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.) 
Все в снегу домой пришли, 
(Отряхивать ладошки.) 
Съели суп, и спать легли. 
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под 
щеку.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь занимаем места за столами и приступаем к работе. Работаем не торопясь и очень аккуратно. (включить музыку).

Вот и получилась у нас картина.  Что здесь нарисовано?
Дети: Снегири.

Воспитатель: Правильно, стая снегирей. Почему стая?
Дети: Потому что снегири не летают по одному, они могут погибнуть. 
Воспитатель: Правильно.

4. Итог (рефлексия). 

- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, какие приёмы нетрадиционной техники рисования вы использовали в работе при создании картины (дети рассказывают, делятся впечатлениями). 
- Из ваших работ мы тоже организуем выставку –
 
Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте, вспомним, как мы рисовали сегодня.
Воспитатель: а теперь давайте поиграем
Мы налепим снежки,
Вместе поиграем. (Лепят снежки)
И друг - друга снежки
Весело бросаем. (Снежки бросают)
«Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "В морских глубинах"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Нам не забыть тебя, Великая Победа!"

АННОТАЦИЯ Данный проект посвящён проблеме недостаточной осведомлённости старших дошкольников о событиях Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., исторической значимости праздника День Победы дл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Зимний букварь».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста«Зимний букварь»....

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Старичку Лесовичку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспекто...

Проект по экологии для детей старшей группы "Экологическая тропа"

Конспект ООД по  экологии для детей старшей группы «Скорая помощь для растений».      ...

Интегрированный конспект НОД для детей старшего возраста «Покормите птиц зимой»

Цель: Создать положительный эмоциональный фон, у детей проявится интерес к зимующим птицам, желание заботиться о них, активизируются мыслительные процессы, в ходе общения каждый ребёнок проживёт опред...