Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме:" Народная культура и традиции русского и татарского народа с использованием ИКТ в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формировать представления  детей, о культуре,традициях и быте русского и татарского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  •  Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
  •  Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
  •  Продолжать учить детей поддерживать беседу, отвечая на вопросы, расширять словарный запас.
  •  Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским и татарским народным традициям и культуре, прошлому страны.

        Материалы и оборудование:

  • ноутбук, проектор, экран, презентация, старинные предметы быта (самовар, деревянные ложки с росписью)

        Методы и приёмы

  • наглядный (показ слайдов);
  • словесный (вопросы и ответы, пояснения, беседа);
  • игровой (народная игра «Тюбетейка»)

        Предварительная работа: Укрась фартук (альяпкыч)для куклы Гульчачак», «Тюбетейка для куклы Ильяс», «Узор для украшения праздника Сабантуй», лепка из соленого теста «Баранки».

  • разучивание пословиц, поговорок, народных игр;
  • чтение художественной литературы;
  • проведение бесед о русских традициях и татарского народа.

        Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях».

        Словарная работа: чугунок, утвари, ухват, лучина, пряжа, русская печь, калфак, альяпкыч, кулмэк, ичиги.

        Индивидуальная работа:

         

 

       

Ход занятия

        Воспитатель: Организационный момент

        Давайте нашу деятельность начнём с пожеланием всем добра:  

        «Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра».

Давайте друг другу улыбнёмся и подарим хорошее настроение!

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с Вами поговорить о нашей стране.

Как называется наша страна, в которой мы живем? (Ответы детей).

Как зовут нашего президента. (Ответы детей)

Воспитатель показывает указкой границы России и рассказывает (слайд 1)

РОССИЯ – страна многонациональная, очень большая, богатая и красивая. На территории Российской Федерации проживает огромное количество разных народов и национальностей, крупнейшими из которых являются русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Каждый представитель определенного народа обладает своими чертами: традициями, мировоззрением, языком и обычаями. Столица нашей Родины - г. Москва.

Воспитатель: Ребята, а как называется наше село, в котором мы живем? (Ответы детей). Правильно, молодцы!

И в нашем селе Кунашак живут разные национальности: русские, татары,        башкиры и др. Я с Вами хочу поговорить о национальности: русские.

Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари(предмет) в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?

Дети: (Самовар для чая, ложки для еды).

Воспитатель: Правильно, но как все предметы можно назвать одним словом?

Дети: Посуда!  (Дети садятся на стулья).

Воспитатель: Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи (слайд 2). 

Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках (слайд 3), прихватывая их ухватом (слайд 4), и сажали чугунок в печь, чтоб приготовить пищу.

А как сейчас готовят пищу, кто знает?

Дети: На плите!

Воспитатель: Правильно! На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит свет (электричество). Как Вы думаете, что же использовали люди вместо электричества? (Ответы детей). Давайте с Вами рассмотрим иллюстрацию на слайде, что на ней изображено? (изображена девушка, которая прядёт пряжу, рядом горит лучина. (слайд 5)

Дети: Девушка работает.

Воспитатель: Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина, потому что не было света (электричество). Повторите вместе: «Лучина»!

ЛУЧИНА (драночка,щепань) (слайд 6) — это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы.

Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни. (слайд 7).

Как вы думаете ребята, для чего нужна пряжа.

Дети: Чтобы вязать разные вещи!

Воспитатель: Правильно! Повторите вместе: «Пряжа»! Девушки прядут пряжу (слайд 8), при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будут вязать тёплые вещи.

Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски,

скалки, шкатулки и матрёшек.

Все эти вещи называют «народным промыслом и традициями» (слайд 9)

Повторите вместе: «Народный промысел и традиции»!

Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на

ярмарку(рынок), надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – это русские

народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами

песнями и играми (слайд10). Люди знакомились, показывали своё ремесло

другим и продавали свои изделия. 

Народные промыслы (игры, песни, хороводы) – это народное творчество.

                                       

Физкультминутка: «Родина моя– Россия»

В нашей стране горы - высокие,  

тянемся на носочках вверх.

Реки глубокие,                            

присаживаемся на корточки.

Степи широкие,                            

раскидываем руками.

Леса большие,                                  

руки вверх.

А мы - ребята вот такие!    

показываем большой палец.

Воспитатель: Мы немного отдохнули, а ещё русский народ богат

не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором».

Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками, пословицами,

поговорками, загадками, считалками. Какие русские народные сказки вы знаете?

Назовите их (Ответы детей) (слайд 11).

Мы с вами познакомились с русскими традициями и промыслами.

А ещё живут у нас в селе Кунашак - татары.

Самое главное у татар есть свой – язык, татарский. Повторите вместе (Ответы

детей). Ребята, а Вы знаете татарские праздники? (Навруз, Сабантуй).

НАВРУЗ — это праздник, когда прощались с зимой, собирались все вместе готовили на улице, ели, танцевали, веселились — это период пробуждения природы, наступления тепла и начала весенне-полевых работ. (слайд12).

САБАНТУЙ  — это любимый, народный праздник, он проводится после окончания посева урожая, на котором не утихают национальные песни, пляски и спортивные состязания. (слайд 13).

Ребята, а как Вы готовитесь с родителями на семейные праздники? (накрываем

красивый стол, одеваем красивые наряды). Вот ребята, с давних времен идет

такой обычай. Люди одевали свои самые красивые наряды, готовили свои

национальные блюда (балиш, чак-чак, баурсак, кыстыбай) и приглашали своих

родственников, друзей, соседей. (слайд 14).

Давайте посмотрим на слайде, татарскую национальную одежду (слайд 15).

Посмотрите на девушку, у девушки на голове (калфак, платье (кулмэк), фартук, (алъяпкыч) с красивыми узорами. У женщин этот фартук много значил.

В давние времена по этому фартуку определяли, сколько лет девушке,

замужем ли она, есть ли у нее дети. К сожалению, эти обычаи уже

утеряны, татары одевают национальную одежду только по праздникам. На ноге

 у девушки ичиги. Вот какой глубокий смысл лежит в этих узорах.

А парень одет (на голове у него тюбетейка, рубашка, пояс, жилет, ичиги) (слайд 16).

Национальными узорами они разрисовывали не только одежду, но и полотенца,

скатерти, и посуду (слайд 17).

Народная игра «Тюбетейка» (дети встают в круг, звучит музыка, дети

по очереди передают друг другу тюбетейку, музыка останавливается, у кого

остается тюбетейка, тот пляшет).

Воспитатель: Сегодня, мы с Вами говорили о нашей стране, культуре,

традициях и быте русского и татарского народа, о семейных традициях.

Ребята, что Вам сегодня понравилось и запомнилось больше всего?

Мы и дальше продолжим знакомство с русской и татарской культурой и

традициями.

Угощение национальным блюдом «Чак-чак»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"

Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"

Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...