Консультация для педагогов ДОУ по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру

Турсунова Анна Сергеевна

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к  исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.)

 

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа , по которой

работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

 

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна

развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир,

окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.

 

Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при

формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и

намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

Развивающая среда должна обеспечивать:

  • развитие первичных естественно научных представлений,

наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

  • формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,»Стекло», «Резина»

«Дерево» и т. д.)

Рекомендации для воспитателей:

  • В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
  • Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской

деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

 

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса
  2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники

наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам

исследования.

 

Формы фиксации опытов и экспериментов.

¨Календарь погоды. ¨Календарь природы.

¨Дневник наблюдений. ¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).

¨Сравнение с уже известными детям объектами. ¨Изучение взаимообратных процессов.

¨Включение в сюжетно-ролевые игры. ¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки. ¨Объемные изображения или игрушки.

Зарисовывание объекта. ¨Схематическое зарисовывание.

¨Использование условных знаков. ¨Обведение объектов.

¨Планы-схемы. ¨Рисунки-прогнозы. ¨Фотографирование. ¨Запись воспитателя.

 

В мини лабораториях может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки.
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения природного и бросового материала.
  5. Место для проведения опытов.
  6. Место для неструктурированных материалов(стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

 

Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума,

развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных

ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

Рубинштейн С.Л.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к  исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.)

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа , по которой

работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна

развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир,

окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.

Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при

формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и

намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

Развивающая среда должна обеспечивать:

  • развитие первичных естественно научных представлений,

наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

  • формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,»Стекло», «Резина»

«Дерево» и т. д.)

Рекомендации для воспитателей:

  • В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
  • Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской

деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса
  2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники

наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам

исследования.

Формы фиксации опытов и экспериментов.

¨Календарь погоды. ¨Календарь природы.

¨Дневник наблюдений. ¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).

¨Сравнение с уже известными детям объектами. ¨Изучение взаимообратных процессов.

¨Включение в сюжетно-ролевые игры. ¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки. ¨Объемные изображения или игрушки.

Зарисовывание объекта. ¨Схематическое зарисовывание.

¨Использование условных знаков. ¨Обведение объектов.

¨Планы-схемы. ¨Рисунки-прогнозы. ¨Фотографирование. ¨Запись воспитателя.

В мини лабораториях может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки.
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения природного и бросового материала.
  5. Место для проведения опытов.
  6. Место для неструктурированных материалов(стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума,

развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных

ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...

Выступление на педагогическом совете "Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходи...

"Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"

В работе объединения приняли участие старшие воспитатели и воспитатели Зерноградского района.Педагоги нашего ДОУ приняли активное участие в РМО.Воспитатель : Чивела Анастасия Юрьевна, провела открытое...