Проект «Русский народный костюм»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Свиркова Ирина Евгеньевна

 

Не знать собственной культуры - это равнозначно тому, что потерять память, а значит не помнить своих предков и всего накопленного годами опыта жизни. Пока мы помним  свои традиции, почитаем своих предков, изучаем свою историю, мы можем говорить, что являемся носителями и распространителями своих народных традиций.

     У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rnk.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель проекта: изучение истории русского народного костюма.

Задачи проекта:

  • Познакомить  с историей костюма, его многообразием, элементами и назначением.
  • Развивать  у детей познавательную активность, творческие способности;
  • Изготовить куклу в русском народном костюме.
  • Развивать умение при составлении декоративной композиции на основе декоративно - прикладного искусства русского народного костюма использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
  • Развивать и обогащать речь детей. Словарь: рубаха, сарафан, кокошник; украшение, узор, орнамент, знак, элемент, орнамент, декор; подол, рукав, горловина, пояс; вышивка, набивка;
  • Продолжать воспитывать у детей гордость за нашу историю; интерес и любовь к народным  традициям.

Принципы реализации проекта:

- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки.

- Принцип гуманизации. Во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Участники проекта: дети – воспитатели – родители-музыкальный  работник-заместитель заведующего по воспитательной работе

Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

(3 день)

Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрационный материал.

Основной этап

(5 дня)

Организация познавательной и продуктивной деятельности.

Изготовление поделок.

Индивидуальная работа по закреплению навыков аппликации.

Заключительный этап

(2день)

Выставка работ  «Русский костюмы в разных губерниях России»

Содержание работы в рамках реализации проекта

1 этап – подготовительный (1 неделя)                                                                         

п/п

Наименование мероприятия

Цель

Участники  

1

Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект»

Корректировка плана проекта по результатам беседы.  

воспитатель,

родители

2

Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий

Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о русском костюме

воспитатель,

родители

3

Подбор упражнений для утренней гимнастики в стихах, упражнений самомассажа,    изготовление картотек

Активизация речи детей.

воспитатель,

муз.рук.

4

Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме.

Расширение знаний детей по данному вопросу

воспитатель,

родители

5

Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов

Повышение эффективности обучения,  облегчение усвоения и
осознания материала.

воспитатель,

родители

6

Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия

Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий

воспитатель,

 родители

7

Подбор материала для информационного стенда: «Русская одежда»

Обогащение знаний родителей.

воспитатель

8

Подбор и выбор мониторинга по теме проекта

Выявление знаний детей по данной теме

воспитатель

2 этап – основной (1 неделя)

п/п

Наименование мероприятия

Задачи

Работа с детьми

1

Проведение мониторинга

Определить уровень знаний детей по данной теме на начальном этапе

Направление «Социально-коммуникативное развитие»

2

Беседы:

-«Мужская одежда»

-«Женская одежда»

-«История русского костюма»

-«Традиции в одежде»

Приобщать детей к русским традициям, знаниям русской культуры.

3

Презентация:

- «История русского костюма»

Уточнять и обобщать знания о костюме русского народа в разных губерниях

4

Просмотр видеофильма:

 -«Киевская Русь. Одежда, традиции, культура».

Обогащать знаний детей о народных праздниках.

Закреплять знаний о праздниках на Руси

5

Сюжетно –ролевая игра :

-«Магазин  одежды»

(одежда прошлых лет)

Учить детей по схематическому изображению подбирать похожую модель, воспитывать внимание, закреплять умение на глаз определять величину предмета

ООД  (/познание/коммуникация, социализация)

- «Как одевались наши предки»

  - Рассматривание и беседа по картине «Русская история в картинах»

Формировать представления детей о одежде на Руси  в историческую эпоху, приобщать к истокам русской народной культуры.

 Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое, любовь к старине и родным корням.

Направление «Физическое развитие»

9

Утренняя гимнастика

- «Мы одежду надеваем, на зарядку в парк шагаем»

Повышать  двигательную активность.

10

Пальчиковая гимнастика:

- «Волшебные шапочки»

- «Рубашка»

Гимнастика для глаз:

- «Мокрые туфли»

Знакомить с упражнениями, укрепляющими системы организма. Расширять и активизировать словарь по теме «Одежда».

Формировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье о важности зрения.

11

Подвижные игры:

-«Платок»

- «Горелки»

Хороводные игры:

-«По дорожке Маша шла…»

-«Матрешки»

Повышать двигательную активность. Обогащать двигательный  опыт детей.

Развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Направление «Познавательное развитие »

13

Экспериментирование

Окраска тканей в натуральные краски

Ручной труд:

Изготовление книжек малышек:

«Загадки-отгадки»

Дать знания о натуральных красителях. Познакомить со способами окраски тканей.

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, творчество.

14

ООД (познание)

- «Ткани. Их производство».

-Создание коллекции тканей

Учить детей определять свойства тканей, закреплять знания  о происхождении тканей.

Показать зависимость видов одежды от выбора  тканей.

Направление «Речевое развитие»

15

ТРИЗ:

- Составление загадок по теме «Старинная одежда»

-  «Небылицы»

Синквейн

- «Русский  костюм»

БЕСЕДЫ:

- «Головные уборы»

Формировать умения выделять и выполнять функции объекта.

Обогащать словарный запас.

 Учить формировать идею (ключевую фразу)

Расширять представления детей о губерниях(областях) в России.

Дать знания, что в каждой губернии(области) были свои головные уборы(кокошники)

Побуждать к составлению рассказа, активизировать речь.

16

Рассматривание картины:

-«Ткачихи». 

 Формировать умения составлять связанный рассказ.

Помочь детям понять содержание картины, в процессе активизировать речь детей.

Помогать более точно характеризовать объекты, ситуацию.

18

Дидактические игры:

- «Найди русский народный костюм»;

-  «Разрезные картинки  Русский народный костюм»,

- «Собери куклу в русском костюме»

- «Собери костюм»

-«Какая бывает одежда», «Угадай на ощупь»

Освоение детьми форм речевого этикета. Закрепление знаний о Русском народном костюме

19

Презентация:

«Костюмы разных губерний».

Закрепление основных знаний о разных губерниях России и  их одеждой

20

Просмотр видеофильма:

-  «Русская одежда»,

 - «Василиса прекрасная»

-«33 богатыря»

Обогащение знаний детей о русской одежде, через образ героев из мультфильмов.

21

Чтение художественной литературы:

-«Сарафан в гостях у рубахи»

- «Два Мороза»

- «Заплатка» Н.Носова

Побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.

Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект. Закреплять описание одежды в русских народных сказках

22

Отгадывание загадок:

- «Одежда»,

- «Обувь»

Обучать детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.

23

Разучивание стихотворения

- «В чем же раньше ходили?»

Разучивание  песен

-«Лапти, да лапти»

Тренировать долговременную память. Активизировать  речь детей. Закреплять знания об особенностях древнерусского костюма.

Направление «Художественно-эстетическое развитие »

24

ООД (рисование)

-«Элементы русского костюма»

Учить передавать богатство  форм и красок, создавать выразительные образы

25

ООД (лепка)

- «Девушка в русском сарафане »

Закреплять навыки лепки, совместно с использованием подручных материалов

26

ООД (аппликация)

-«Сарафан для куклы»

- Ткацкий станок. «Русский платок»

Закреплять умение соблюдать пропорции предметов. Вызывать у детей желание самостоятельно делать украшении из бумаги.

27

ООД (конструирование моделирование одежды)

- «Вот она – одежда Русского народа»

Учить создавать постройки, соотносить пропорции.

Развивать конструктивную деятельность

29

Игры  - этюды:

- «Нарядись- Обрядись»

Развивать навыки выразительной передачи образа.

Работа с родителями (законными представителями)

1

Оформление информационного стенда «Одежда на Руси»:

Информировать родителей о истории Русского костюма.

2

Фотовыставка

 «Элементы русского костюма!»

Повысить уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

3

Выставка совместных работ родителей и детей на тему «Русский костюм в разных губерниях России» (Техника выполнения работ: Аппликация из ткани)

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности.

Итог реализации проекта:

1. Коллективная работа «Девушка в русском сарафане»

2. Выставка совместных работ родителей и детей на тему «Русский костюмы в разных губерниях России»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русский народный костюм"

Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе....

Проект "Русский народный костюм"

Как одевались в старину русские люди....

Проект "Русский народный костюм"

Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...

Проект "Русский народный костюм"

ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...

Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.

Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....

Проект "Русский народный костюм"

Презентация проекта на тему "Русский народный костюм"...

Проект " Русский народный костюм"

Проект " Русский народный костюм"...