Конспект образовательной деятельности «Подготовка птиц к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Викторовна Перькова

Формировать представления о перелетных и зимующих птицах. Развитие интереса к миру пернатых. Дать представление о значении птиц для окружающей природы, о зимующих птицах родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ptits_k_zime.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Подготовка птиц к зиме» (старший дошкольный возраст)

Цель: формировать представления о перелетных и зимующих птицах. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы, о зимующих птицах родного края. Закреплять знания о повадках птиц. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать внимание, желание заботится о птицах.

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный этап

Встаньте рядышком друг с другом,

 Словно месяц полукругом.

Звучат голоса птиц в аудиозаписи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы сейчас можем услышать пение птиц в парке, в лесу? Почему? Правильно, на дворе осень, птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? Некоторые птицы остаются с нами зимовать, как называют этих птиц?

II. Мотивационно–ориентировочный этап

Звучат голоса птиц в аудиозаписи.

Воспитатель. Ребята, вы слышите, снова звучат голоса птиц, я думаю, что эти голоса приглашают нас в гости, в замечательный осенний лес. А вы хотите попасть к птицам в гости? Тогда в путь! Но на чем мы можем отправиться в путешествие? Предлагаю Вам отправиться в лес на необычном сказочном средстве передвижения. Что это? Давайте откроем мешочек с секретом – там что-то лежит. Это ковер - самолет. На нем мы и полетим в осенний лес. Скажем волшебные слова: «Крибле, Крабле, бумс!». Закройте глаза и представьте, что мы летим. Откройте глаза, у меня есть вот такая стрелочка-помощница, она будет нам помогать выбирать направление. Куда сейчас показывает стрелочка? (Прямо) Пока мы с вами летим в осенний лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

III. Практический этап

1. Игра «Рассади птиц»

Воспитатель.  Ребята, мы прилетели к волшебному дереву (На мольберте пособие с прорезями «Дерево». Слева от ствола изображена кормушка для птиц). Птицы в нашем лесу перемешались, необходимо разделить их на зимующих и перелетных. Перелетных птиц посадим на дерево, а зимующих в кормушку. С чем связан осенний перелет птиц? Исчезает корм, которым питаются насекомоядные птицы. Насекомые прячутся от мороза в щели, под снег. Водоемы покрываются льдом, и водоплавающие птицы остаются без корма.

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.

Синицы кроме семян, очень любят сырое несоленое сало.

Вороны – всеядные птицы.

Снегири предпочитают семена, почки растений, ягоды рябины, калины, облепихи, из которых своим толстым, широким клювом они выклевывают семечки.

Сороки всеядны. Любят полакомиться ягодами брусники, рябины, калины, голубики, черники, малины, ежевики.

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Что мы для этого должны делать?

2. Игра «Выложи птицу из геометрических фигур»

Воспитатель. Ребята, присаживайтесь на наш ковер-самолет и продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Куда указывает стрелочка-помощница? Наш ковер-самолет поворачивает налево и делает посадку на геометрической поляне. Ребята, вам нужно сложите птицу из геометрических фигур. Из каких геометрических фигур состоит тело птицы?

3. Игра «Мы орнитологи»

Воспитатель. Ребята продолжим наш путь. Куда сейчас указывает стрелочка-помощница? (направо). Сейчас мы находимся в лесной лаборатории и вы будете орнитологами. Орнитолог-это ученый, который изучает поведение птиц, их строение, место обитания. Мы с вами будем изучать перо птицы. Возьмите подносы с птичьими перьями. Когда мы смотрим на птиц, то задаем себе вопрос: «Почему птицы умеют летать? Почему не умеют летать люди?». Рассмотрите птичьи перья – одно пуховое, другое маховое. Можете в лупу рассмотреть пушинки. Чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птицу и называется пуховым? Где на теле птицы растут пуховые перья? Правильно, на туловище. Какое перо помогает птице летать и называется маховым? Почему так называется? Где растут эти перья? (Крылья и хвост). Перья легкие или тяжелые? Почему легкие? (Воспитатель демонстрирует разрез на стороне махового пера – оно внутри полое, пустое). Почему? Чтобы быть легким. Воспитатель показывает на примере веера, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают и как складываются, когда птицы садятся.

Воспитатель. Как вы думаете, птица может с раскрытым хвостом и крыльями опираться на воздух? Почему, когда садится, то складывает крылья и хвост? На земле раскрытые крылья и хвост будут мешать. Значит, какой можно сделать вывод? Птицы умеют летать, потому что у них:

1) Широкие крылья и хвост;

2) Легкие перья и полый стержень;

3) Птица ест понемногу, она легкая.

4. Игра «Выложи птицу из ниток»

Воспитатель. Ребята продолжим путешествие. Куда указывает нам стрелочка? (назад).

Пальчиковая игра «Стая птиц»
Ну-ка, посчитай-ка!
(хлопки в ладоши)
Десять птичек — стайка.
(пальцы растопырены)
Вот ворона, галка тут,
(на каждую птицу загибают палец)
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит. 

Воспитатель. Мы попали в лесную мастерскую, где будем выкладывать сказочную птицу из ниток. Ребята, вы знаете, что о птицах сложенно много сказок. Вспомните, какие это сказки? («Гуси-лебеди», «Гадкий утенок», «Серая шейка», «Царевна-лебедь», «Лиса и журавль»)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель Наше путешествие заканчивается, и нам пора возвращаться в наш детский сад. Присаживайтесь на ковер-самолет. Куда указывает стрелочка-помощница? Скажем волшебные слова: «Крибле, Крабле, бумс!». Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? О ком говорили? Что исследовали? Каким необычным способом рисовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность: «Подготовка к обучению грамоте».

Представлен конспект НОД поподготовке к обучению грамоте....

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к обучению грамоте "Путешествие по сказкам" подготовительная к школе группа

Во время непосредственно образвовательной деятельности при путешествии по разным сказкам дети преодолевают препятствия и выполняют разные задания по обучению грамоте....

Конспект коррекционной организационно-образовательной деятельности "Подготовка животных к зиме"

Организационно-образовательная деятельность направлена на уточнение и систематизацию знаний детей об осенних изменениях в природе, о подготовке животных к зиме....

Конспект образовательной деятельности по познавательной деятельности "Зимующие птицы нашего края"

Познакомить детей со свиристелем. Расширить представления детей о зимующих птицах. Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь,  воробей, голубь, ворона, сорока. Учить раз...

Конспект образовательной деятельности по лексической теме: «Зимующие птицы»

Конспект образовательной деятельности по лексической теме: «Зимующие птицы»для детей подготовительной группыЦель: Создание условий для закрепления и расширения словаря по теме. П...